Сценарий линейки, посвященной открытию предметной недели русскогоязыка






-1070610-672465
Тема: Открытие Недели русского языка и литературы
Цели: развитие интереса к родному языку и литературе и воспитание потребности их изучения.
Задачи:
развитие любознательности, настойчивости, творческих способностей, умения самостоятельно искать решения лингвистических вопросов, решать проблемные задачи;
развитие поисковой деятельности.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Выпуск учащимися всех классов стенгазеты по темам:
1-4 кл.- «Пословицы и поговорки»;
5-8 кл. – «Литературные сказки»;
9-11кл.- «Великий, могучий русский язык».
2. Красочное оформление высказываний великих людей о русском языке и литературе. (Каждое высказывание под портретом автора.)
3. Оформление стендов , витрин , для привлечения внимания учащихся.
4. Отбор для выставки ученических тетрадей по русскому языку и литературе и творческих работ.
5. Разработка сценариев мероприятий.


-1070610-672465
-994410-1748790 Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались на открытие Недели русского языка и литературы. Недаром именно русский язык считают одним из самых выразительных и богатых языков, а с русской литературой знакомы во всех странах мира. Только высказывания русских писателей - классиков о родном языке, собранные в хрестоматии A.M. Докусовым, составили 426 страниц. «Глаголом времен» называл русский язык Г.Р. Державин.
«Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца, легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово», - эти слова принадлежат великому писателю Николаю Васильевичу Гоголю. Ученица: Но и поэты не отстают от писателей и ученых. Немало вдохновенных стихотворений посвятили они русской речи. Одно из таких стихотворений - «Песня русскому языку» - написано Михаилом Дудиным.
Ученик.
Глагол времен, мой гений, мой язык,
Скрещение судеб и мужества народа,
Через тебя явила миру лик
Ответственности строгая свобода.
Ты - ручейком из глубины веков.
Ты - светом путеводным из тумана,
От сердца к сердцу музыкой.
Таков Твой трудный путь к величью океана.
Ученица: Михаил Дудин писал эти строки с гордостью за русский народ и его речь. Для поэта язык - это сама история народа, воплощение его характера, силы и воли. И это звучит в строках поэта.
-1070610-653415Ты - тверд и гибок, нежен и силен,
Ты - соловей на ветке бересклета.
Ты - сталь и пепел, колокол и лен,
Загадка тьмы и откровенье света.
Из тьмы времен ты выбился на свет,
Сквозь стены отчужденья прорастая.
И обрела в твоей судьбе привет
И почву жизни истина простая.

Учитель: Я хочу рассказать вам быль. Называется она «Великий русский язык».
Урок литературы в 9-м классе близился к концу. Учитель дал задание: к следующему уроку выучить наизусть стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык».
Класс недовольно загудел. Учитель взглянул на часы и сказал:
- У нас есть еще несколько минут. Я, пожалуй, успею рассказать вам небольшую историю.
Класс притих... Кто из ребят не любит слушать интересные истории?
Учитель снял со стены портрет И.С. Тургенева, и вот что рассказал ребятам:
- Это было в дни Великой Отечественной войны. Гитлеровцы хозяйничали в оккупированном ими городе Орле. Они разместили свой штаб и ресторан в городском музее И.С. Тургенева. Наступили тяжелые дни оккупации. Люди с ненавистью смотрели на фашистов, старались поменьше попадаться им на глаза. Из дома-музея неслись пьяные голоса, звуки аккордеона, губных гармошек и грубые слова немецких солдатских песен. Жители города обходили этот дом стороной. Но вот однажды к штабу-ресторану подошла девушка и попросила провести ее к старшему офицеру.
- Я учительница, - сказала она, - и хочу работать на благо великой армии. Вы находитесь в Доме-музее известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Русские любят своего писателя, и если бы вы разрешили мне открыть музей, то получили бы большую выгоду.
-1070610-710565Немцы разрешили занять под музей одну из комнат с выходом в переулок. Враги посмеивались над сумасбродством учительницы. Но люди пошли в музей. На небольшой светлой стене они видели портрет писателя и читали аккуратно выведенные под портретом на белом листе бумаги всем известные слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! - Не будь тебя - как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Голодные, измученные, полные тяжелых раздумий о судьбе Родины, понуря голову, люди шли в тесную комнатушку музея, но выходили с гордо поднятой головой, с надеждой в душе...
Рука учителя, державшего перед классом портрет Тургенева, слегка вздрагивала, казалось, что это говорит не он, а сам Тургенев, заглянувший через десятилетия в светлый класс.
Прозвенел звонок на перемену, но ученики не шевельнулись, в торжественном молчании продолжали звучать вещие слова великого русского писателя-патриота.
(Из книги «Тайны родного языка», авторы В.А. Иванова, Г.А. Панов, З.А. Потиха)
Ученик: Великую силу и красоту русского языка воспевали не только русские писатели и поэты, но и те, для которых родным был киргизский, абхазский или грузинский языки. Прочитайте их высказывания, и вы в этом убедитесь.
Учитель: Перед нами великий океан русского языка. Давайте же хоть на одну неделю окунемся в его живую воду. Итак, вся неделя ( с 15-го по 20-е сентября) будет посвящена русскому языку и литературе. Приглашаю вас принять самое активное участие во всех мероприятиях, и вы, безусловно, узнаете много нового и интересного о русском языке, попробуете свои силы в конкурсах, покажете свой ум и знания.