Открытый урок по биологии
Биология
6 класс
Учитель: Туякпаева В.А.
Тема: Семейство Крестоцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.
Цели: 1. Сформировать знания об особенностях строения цветка, плода, представителей семейства крестоцветных;
2. развивать способность работать самостоятельно, в парах, в группах; развивать рече-мыслительную деятельность учащихся;
3. формировать бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Ход урока
1. Организационный момент
А) готовность к уроку
Б) психологический настрой
- Ребята, представьте себе, что вы маленькое семечко. Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки. Стебель растёт. И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок. Цветок хорошеет Он тянется к свету, к солнцу.
-Ребята, как цветы, тянутся к весенним лучам солнца, так и человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового, интересного. А вы хотите узнать? Ну, тогда вперёд за знаниями.
2. Проверка домашнего задания.
А) фронтальный опрос
-Что такое цветковые растения?
-Как по-другому называют цветковые растения?
-Дайте полное определение покрытосеменным растениям.
-Какие два класса имеют покрытосеменные.
Б) работа в группах
-Каковы же отличия между однодольными и двудольными растениями?
- Каково значение покрытосеменных растений в природе и в жизни человека?
3. Мотивация. Проблемный вопрос
-А сейчас я хочу прочитать вам небольшую сказку.
-В растительном царстве, покрытосеменном государстве жило-поживало семейство Крестоцветных. Семейство это богатое и знатное. И все родственники дружны и воспитаны. Однажды к ним пришла злая и завистливая соседка, не понравилось ей, что в этой семье всё ладно да хорошо. Решила она внести разлад и смуту в семейство. Украла она самое дорогое – семейную формулу цветка, перессорила всех родственников между собой и заколдовала их.
-Ребята, давайте поможем семейству найти формулу цветка и расколдовать представителей. А чтобы их расколдовать, вам нужно отгадать загадки.
1) Корнеплод на грядке жил
Дед себе его растил
Он такой огромный стал
В сказку сразу же попал. (репа)
2)Вот на грядке новая загадка
Сто листов, но не тетрадка. (капуста)
3) Я как красный помидор
Но в земле расту зарывшись
Если дёрнешь за ботву
Тут на свет и появился. (редиска)
4) Дед в земле – борода на земле. (хрен)
5) У репы сестра на язык остра. (редька)
- Итак, ребята, если вы внимательно слушали сказку, то скажите к какому семейству относятся эти растения?
4. Изучение нового материала.
-Какова цель нашего урока?
- Ребята, сегодня на уроке мы будем заполнять таблицу, чтобы получить чёткое представление о семействе Крестоцветных.
Слайд 1. "Растения семейства Крестоцветные"
Слайд 2:
Растения семейства Крестоцветные включают около 3200 видов 380 родов, большинство из которых распространено в умеренной и субтропической зонах Северного полушария.
Степень экологической приуроченности к разным местообитаниям у крестоцветных чрезвычайно велика:
они встречаются высоко в горах, на предельной отметке для растительности 4000-5000 м над уровнем моря;
обитают в пустынях;
полупустынях;
степях;
некоторые встречаются в арктических районах;
лесных зонах.
Слайд 3. Все растения семейства имеют общие признаки строения, и мы будем изучать их по следующему плану:
Слайд 4. Представители:
А) Огородные культуры:
Редис, редька, репа, брюква (от природного скрещивания капусты и одной из форм репы), турнепс (корневой корнеплод), хрен (сильно пахнущие корни используются в качестве приправы, имеют бактериальное и противоцинговое действие).
Слайд 5. Капуста (белокочанная - кочан-гигантская зимующая верхушечная почка, где откладываются в запас питательные вещества.) Все овощи из рода капуста имеют двухлетний цикл развития и зацветают на второй год (кроме цветной и пекинской капусты). Брюссельская капуста - боковая почка, в пазухе листьев которой небольшой кочанчик величиной с грецкий орех. Цветная капуста - цветоносные побеги с массой зачатков бутонов, или соцветия с недоразвитыми цветками. Кольраби - в нижней части стебля укороченный стеблеплод.
Слайд 6. Б) Масличные культуры: горчица, рапс (семена рапса содержат 36-51% жира, а также 19-32% прекрасно сбалансированного белка, 4-7% клетчатки. По содержанию жиров и сумме жира и белка рапс не уступает подсолнечнику и горчице, а также превосходит сою. Рапсовое масло по большей части используют, как и другие масла, для приготовления блюд, приготовления маргарина, а также в металлургической, мыловаренной, кожевенной и текстильной промышленностях.
Слайд 7. В) Декоративные культуры: Декоративные цветочные растения являются разнообразной группой полезных растений. Они выполняют эстетическую функцию в жизни человека, воплощая его стремление к прекрасному, оказывая на него благотворное психологическое и эмоциональное воздействие.
Левкой или маттиола очень известны в садоводстве, кроме красоты, цветки обладают тонким приятным ароматом, усиливающимся вечером и ночью.
Слайд 8. Г) Лекарственные растения: пастушья сумка (кровоочистительное средство; используется при болезнях печени и желчевыводящей системы; средство против инфекций полости рта и для обработки плохо заживающих ран), желтушник (применяется при лечении сердечнососудистых заболеваний).
Слайд 9. Д) Сорняки: есть злостные сорняки, требующие специального режима борьбы. редька дикая, сурепка, ярутка полевая (встречается на полях, у дорог, на влажных лужайках, в посевах, на травянистых и каменистых склонах, но может быть использована и как лекарственное растение).
Подводя итог, можно заметить, что крестоцветные - это одно из основных семейств, используемых человеком. Важные огородные растения доставляют обильную и здоровую пищу человеку.
Слайд 10. Жизненные формы растений. Вспоминаем с учащимися, какие жизненные формы растений существуют. Переходим по гиперссылке. Если учащиеся хорошо помнят данный материал, то можно не переходить по гиперссылке и сразу определять жизненные формы растений сем. Крестоцветные.
Возвращаемся на слайд жизненные формы растений сем. Крестоцветные.
Определяем жизненные формы растений сем. Крестоцветные. Проверяем, так ли получилось (кликнув по слайду).
Большинство одно-, двух-, многолетние травы. Полукустарники, очень мало кустарников.
Слайд 11. Тип корневой системы. Вспоминаем с учащимися, какие типы корневых систем существуют и чем они отличаются. Переходим по гиперссылке.
А теперь определяем тип корневой системы растений сем. Крестоцветные (проверяем, кликнув по слайду).
Стержневая (тонкий, короткий). У некоторых образуются корнеплоды.
Слайд 12. Стебель: (вспоминаем с учащимися типы различных стеблей. Переходим по гиперссылке)
Определяем тип стебля растений сем. Крестоцветные (проверяем, кликнув по слайду).
Прямостоячий травянистый.
Слайд 13. Лист. Листорасположение. Вспоминаем отличие простых и сложных листьев и их типы. Переходим по гиперссылке.
Теперь определяем тип листовой пластинки растений данного семейства (проверяем, кликнув по слайду).
Простой цельный с сетчатым жилкованием листа, без прилистников.
Листья могут быть черешковые или сидячие, голые или опушенные (наличие волосков на растении является диагностическим признаком для определения растений сем. Крестоцветные).
Характерно содержание серосодержащих гликозидов. Своеобразный горьковатый вкус растений данного семейства и определяется наличием этих веществ.
Листорасположение очередное, иногда листья собраны в прикорневую розетку.
Слайд 14. Соцветие. Вспоминаем с учащимися типы соцветий различных растений. Переходим по гиперссылке. Теперь определяем тип соцветия растений семейства Крестоцветные, посмотрев на соцветие, и проверяем, кликнув по слайду.
Кистевидное.
Слайд 15. Части цветка. Формула цветка.
Цветки правильные. Обоеполые, однообразно устроенные.
Околоцветник двойной, четырехчленный. Чашечки и лепестки расположены накрест.
Чашелистиков - 4 свободных, лепестков - 4 свободных, тычинок - 6 (4 длинных, 2 коротких), пестик - 1 с верхней завязью.
Записываем формулу цветка.
Цветы желтые и белые, реже розовые, лиловые или другой окраски.
Слайд 16. Плод. Вспоминаем, какие типы плодов существуют. Переход по гиперссылке.
Теперь определяем типы плодов растения семейства Крестоцветные. Кликаем по слайду и проверяем свой ответ.
Это стручки или стручочки (короткий стручок, т.е. длина превышает ширину не более, чем в 3-4 раза), реже орешек.
5. Физминутка
-А сейчас немного отдохнем: если я называю дерево- вы поднимаете руки вверх, травянистое растение – хлопок в ладоши, кустарник – присели. Малина, тополь, тюльпан, сирень, берёза, ива, нарцисс, смородина, клён, ромашка, роза, одуванчик, шиповник, подорожник, осина, ландыш.
6. Конкретизация.
Какое растение лишнее?
7. Контроль и оценка знаний
Тестовые задания
8. Домашнее задание – параграф 42 пересказ, реферат «Растение семейства Крестоцветных»
9. Рефлексия
-В завершении сегодняшнего урока я хочу подарить вашему классу символический подарок. Это семена растений семейства Крестоцветных: капуста, редиска, репа. Мы сегодня начали изучать новую тему, т.е. заложили семена новых знаний, и я желаю вам, чтобы они принесли обильные и полезные плоды. Весной на нашем пришкольном участке вы посеете эти семена, а осенью соберёте урожай. Ведь растительная пища обязательна для человека. Это очень полезно для здоровья.