Развитие творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями в вокально-хоровой деятельности. (обобщение опыта)
Развитие творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями в вокально-хоровой деятельности.
(обобщение опыта)
учитель музыки и пения
I категория
Нохрина Н.Н.
Кыштым 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретическая база
1.1 Актуальность опыт
1.2 Новизна опыта
Глава 2. Технология описания опыта
2.1Задачи и принципы
2.2 Приёмы и методы
Глава 3. Результативность опыта
3.1Ресурсное обеспечение
3.2 Прогнозируемые результаты
3.3Предъявление опыта деятельности
Библиография
«Я помогу узнать Тебе
И помогу Другим.
И ты поймёшь, как Ты красив,
И как не повторим!»
И. Галянт.
Введение
Люди поют от рождения до смерти, часто совершенно не задумываясь о том, почему это делают. Существует популярное мнение, что человек поет от счастья. В песне человек черпает творческие силы, веру в себя и в доброту. Поистине, она поддерживает нас и в горести, и в радости. Особое волнение и трогательно-радостное ощущение вызывает песня в исполнении детей.
В течение жизни ребенка нужно долго обучать чтению, письму и рисованию. Но первое, что самостоятельно делает младенец, появившийся на свет – пробует свой голос, а уже потом учится видеть и координировать свои движения. Песня учит и воспитывает человека. Песня сопровождает человека всю жизнь и крылатые слова А.В. Гоголя «Под песню пеленается, женится и хоронится русский человек» тому вечное подтверждение.
Психологи утверждают, что сейчас многие дети страдают эмоциональной глухотой, часто бывают жестокими и равнодушными, оглушёнными средствами массовой информации, несущими бездуховность и низкую культуру.
Именно песне принадлежит роль «душевного катализатора», «… в песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности, чувство», говорил К.Д.Ушинский.
Обучение детей пению – одна из ведущих направлений в коррекционной работе. Как отмечал Ромен Роллан, «Подобно другим проявлениям человеческой мысли, музыка не терпит неграмотных». Музыкальному языку необходимо обучать.
Дети - бесценный дар, кладезь эмоций, ощущений. Каждый ребёнок талантлив от природы, в нем заложено творческое начало. Задача взрослых -развить это начало, а не загонять его под определённые рамки.
В развитии творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) - пение занимает особенно важное место. Какую гамму чувств, палитру настроений пробуждает хорошая песня!
Моя музыкально-педагогическая деятельность в школе определяется идеей научить ребёнка петь, что я и пытаюсь реализовать в процессе уроков музыки и занятий вокального кружка. Кружковая работа позволяет мне учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, т.о. приоритетным в моей работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка.
Глава1. Теоретическая база
Изучению природы детского голоса и слуха и методов их развития уделялось и уделяется большое внимание со стороны науки и практики.
Конец 19 века в России богат появлением на свет исследованиями по проблеме хорового воспитания детей.
Большую популярность приобрела двухчастная «Методика пения» Алексея Николаевича Карасева. Он придает изучению пения не только музыкально-образовательное, но и воспитательное значение. Автор особо подчеркивает, что при занятиях хором развивается активное внимание и обостряется умственная работа. В своей «Методике» он писал, что уже то, что поющий должен мысленно представить каждый звук: его высоту, длительность в сравнении с предыдущими и последующими звуками – положительно влияет на мышление, память, воображение. Музыкальные занятия он считал обязательными для всех и возражал против освобождения от уроков пения «безголосых и безслухих». Так же как не освобождают от уроков арифметики или родного языка учеников, не проявляющих способностей к этим занятиям, так нельзя освобождать от уроков пения школьников, не проявляющих музыкальных способностей.
Большое распространение в предреволюционные годы имела система подвижного «до», сторонником которого был П.П. Мироносицкий. Каждая ступень обозначалась ручными знаками.
В 60-е годы уже нашего столетия интенсивно начали вновь внедряться представителями релятивной (относительной) системы сольмизации
(Система релятивной сольмизации находит своё отражение в программе «Музыка» ученым-педагогом Г.С. Ригиной).
В основу данной программы положен принцип относительной сольмизации, разработанный Золтаном Кодаем. В системе относительной сольмизации каждая нота обозначена ручным знаком и показывается на определённой высоте. Система ручных знаков в процессе пения дает ребёнку наглядные зрительно-двигательные представления о взаимоотношениях ступеней в ладу.
Золтан Кодай любил повторять: «Сольмизируйте, дети мои!»
В его системе музыкального воспитания релятивная сольмизация играет ключевую роль. Он совершенно справедливо отмечал, что: «…в странах и школах, применяющих релятивную сольмизацию, дети поют чище»
Хочу вас познакомить с фонопедическим методом развития голоса Виктора Вадимовича Емельянова.
Термин «фонопедический» подчеркивает оздоровительную и профилактическую функции метода, это подготовительный вспомогательный, узконаправленный метод приоритетного решения координационных и тренировочных задач.
Метод В.В. Емельянова предлагает 6 циклов упражнений:
Артикуляционная гимнастика.
Интонационно-фонетические упражнения.
Голосовые сигналы доречевой коммуникации.
Фонопедические программы в нефальцетном режиме.
Фонопедические программы на переходе из нефальцетного в фальцетный режим.
Фонопедические программы в фальцетном режиме.
Дмитрий Ерофеевич Огороднов - создал «Методику комплексного музыкально-певческого воспитания» - научный труд, как нельзя лучше отвечающий духу нашего времени. Эту книгу можно назвать кодексом музыканта. Методика направлена на комплексное развитие всех музыкальных способностей, заложенных в человеке и формирование у учащихся навыков произвольных координированных движений, способности согласованно управлять и голосовым аппаратом, и руками, и всем телом. В основе его взглядов учение И. Павлова, П. Ухтомского, которые установили важное значение мышечной деятельности для развития эмоций. «Весь мир, который человек носит в себе, он носит в двигательной коре. Существует моторный, двигательный стержень эмоций». Федор Шаляпин говорил: «Жест – это не движение руки, а движение души».
Дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой.
Гимнастика разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой; в настоящее время используется в профессиональной подготовке певцов и актеров (с детьми можно заниматься ею с 3-4 лет), а также в лечебных целях. Эта гимнастика не только восстанавливает певцам дыхание и голос, но и благотворно влияет на весь организм в целом:
восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
улучшает дренажную функцию бронхов;
устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолегочной системе;
положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе легочной ткани;
налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;
исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны ЦНС;
повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние.
Стрельниковская гимнастика способствует также выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга
В гимнастике динамические дыхательные упражнения сопровождаются движениями рук, туловища, ног. Эти движения всегда соответствуют определенным фазам дыхания (вдохи часто делаются при движениях, сжимающих грудную клетку), и вскоре они сами становятся тем условным раздражителем, который и вызывает соответствующие изменения в характере дыхания.
«Игровая методика обучения детей пению» О.В. Кацера – создавалась на основе многолетней опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста. Предлагаемый в методике практический материал оказался не только доступным нашим детям, независимо от их возможностей и способностей, но главное – очень эффективным при формировании певческой интонации детей.
Опыт работы лучших педагогов-мастеров показывает, что наиболее рациональной является методика, при которой разучивание песен органически сочетается со специальными упражнениями для постановки голоса.
Именно таким педагогом была Татьяна Михайловна Орлова.
Хорошо ориентируясь в возрастных особенностях детей, Т.М. Орлова особое внимание уделяла отбору песенного материала, который должен был укладываться в доступный для детей диапазон мелодии, где фразы должны быть удобны для дыхания. Очень требовательно она подходила к тексту песен, который должен быть понятен и не труден для произношения. Знакомство с методикой Т.М. Орловой через пособие «Учите детей петь»
(система упражнений для развития слуха и голоса).
Применяю в работе авторские методики:
Демидовой Л.Ю. «Развитие интонирования» (интонационно-пластические упражнения). Помогают расширить диапазон первоначального речевого интонирования детей.
Кокиной Н.А. «Развиваем вокальные и творческие способности»
Олифировой Л.А. «Песенки-игры» для развития певческих навыков
Галянт И.Г. «Музыцирики» (игры со звуком и голосом для развития детского творчества),
«Смешные человечки» (пальчиковые игры и с палочками для развития детского творчества.1.1 Актуальность опыта:
Сегодня в обществе растете понимание необходимости изменения отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. У ребенка с ОВЗ часто наблюдается проявление чувства страха, обиды, боязни, стыда. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей. Результаты психологических исследований показывают, что большинство детей с ОВЗ имеют заниженную самооценку, значительно меньшая часть - адекватную и очень редко встречается самооценка завышенная.
Урок музыки бывает раз в неделю, а знания полученные детьми на уроке, хотелось бы, чтоб оставались на всю жизнь и приносили детям пользу, и удовольствие.
В каждой школе и каждом классе очень часто возникает проблема плохой интонации у детей.
«Гудошники», или неверно интонирующие дети есть практически в каждом классе. Эти дети не могут полностью реализовать свои творческие возможности в вокальном исполнении. Нечистое пение даже нескольких учеников отрицательно сказывается на общем звучании, но зачастую именно эти дети являются самыми активными исполнителями, именно эти дети имеют огромное желание петь. Опыт лучших детских вокалистов и хоровиков доказывает, что неверная интонация у младших школьников не приговор, с ней можно и нужно бороться. И ни в коем случае нельзя отказывать таким детям в выступлении.
У меня в кружке занимаются дети с «О» класса по 10 класс. Все дети выступают на классных и школьных мероприятиях.
Дети и подростки с ОВЗ так же, как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одарённостью. Для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь и поддержка. Недаром таких детей часто называют «детьми с особыми нуждами», указывая на необходимость учета их особых потребностей - в общении, сотрудничестве, содействии и помощи.
Очень важно для меня научить детей преодолевать препятствия, верить в себя и будущее, уметь сотрудничать с другими людьми, уважать себя и других.
1.2 Новизна опыта:
Состоит в разработке системы уроков музыки и кружковой работы с использованием информационных технологий, созданием банка приемов, методов, упражнений используемых для проведения уроков музыки, нацеленных на повышение мотивации к пению, через связь с другими предметами, здоровьесберегающие технологии, общественной жизни школы и города не только на уроках, но и в во внеурочной деятельности. В частности: повышение степени важности занятием вокалом. В программе вокального кружка делается акцент на развитие показателей певческого голосообразования, используется фонографический метод развития голоса по В.В. Емельянову (1-й цикл- артикуляционная гимнастика, 2-й цикл – интонационно-фонетические упражнения) и элементы дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой.
Занимательные речевые игры с палочками и пальчиками для развития мелкой моторики, координации движений, речевой интонации и чувства ритма, игры со звуком помогают детям слышать и чувствовать окружающее пространство и звучащий космос – замечательное учебное методическое пособие И.Г. Галянт. Использование новых форм работы через включение в активную деятельность на уроке с целью развития мышления, закрепления знаний и умений учащихся.
Во внеурочной работе использовать такие формы, как концерты, конкурс, фестиваль, КВН, агитбригада, сольный концерт, музыкальная гостиная, классные и общешкольные мероприятия, родительские собрания где вокально-хоровое искусство является основой.
Музыкально-коррекционные занятия благотворно сказываются на развитии детей с ОВЗ с нарушениями моторики и эмоционально-волевой сферы, оказывают сильное влияние на их нравственное и эмоциональное развитие, что очень важно для общего развития учащихся, для успешной реализации общепедагогической методической задачи школы по социальной адаптации детей.
Глава 2.Технология описания опыта:
Проблему своего педагогического опыта я сформулировала так: «Развитие творческих способностей детей с особыми потребностями в вокально-хоровой деятельности».
2.1 Задачи и принципы:
По данной проблеме я определила следующие педагогические задачи.
Задачи:
1. воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;
2. развитие эмоциональной отзывчивости у детей;
3. формирование певческих навыков;
4. развитие исполнительского мастерства;
5.расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;
6. усвоение навыков хорового пения;
7. развитие детского песенного творчества.
Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей.
Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.
Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.
В работе с детьми я руководствуюсь следующими принципами:
Принципы:
Целенаправленность, систематичность, плановость.
Заключается в чётком планировании занятий с детьми. Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности школьников, а не только на уроках музыки или кружковой работе. Песня может звучать на переменах, на прогулке в тёплое время года, во время трудовых процессов и так далее.
Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей
Принцип доброжелательности и открытости.
Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки, упражнения вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.
После подбора репертуара начинается вокально-хоровая работа.
В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки, и постоянно контролируются их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.
2.2. Методы и приёмы:
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
Певческая установка (правила пения):
сидеть (стоять) ровно;
не сутулиться;
корпус и шею не напрягать
голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;
нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.
Вокально-хоровые навыки:
дыхание
звукообразование
дикция
чистота интонирования
ансамбль
Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения.
Практика показывает, что прямое развитие певческого дыхания детей осуществляется с большим трудом, а опосредованное развитие – через речевое дыхание - позволяет более эффективно проводить работу. У детей младшего школьного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое, интенсивное, т.к. рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный: более длительный и экономный.
Экономный выдох связан с диафрагмальной мышцей, которая отделяет грудную клетку от брюшной полости. Диафрагмальная мышца является своего рода задвижкой (форточкой, дверцей), которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым позволяя нам сказать или пропеть целую фразу. Мы все прекрасно знаем, что диафрагмальное дыхание очень полезно для здоровья, оно способствует полной вентиляции легких, а значит, и интенсивному кровообращению (кровь доставляется ко всем частям тела). Кроме того, диафрагмальное дыхание осуществляет массаж брюшной полости, оздоравливая все находящиеся там внутренние органы. Конечно, эта информация только для взрослых, которые в состоянии понять и осознать её значимость. А детям бесполезно объяснять, почему нужно дышать животом, им просто нужны специальные игровые упражнения, речевой и певческий материал, который незаметно и, главное, постепенно тренирует диафрагмальную мышцу.
Качество речевого и певческого дыхания детей зависит не от количества вдыхаемого воздуха, а от правильного экономного выдоха, от умения распределять его на речевую или музыкальную фразу.
Цикл речевого и певческого дыхания состоит из трёх основных моментов:
вдох короткий, но спокойный (в характере произведения),
затаивание, или задержка дыхания перед началом,
выдох более продолжительный, экономный, постепенный.
В детском возрасте лучше использовать мягкую атаку: спокойный вдох и постепенный выдох ведут к мягкому, звонкому, легкому звучанию.
Навык речевого и певческого дыхания стараюсь развивать постоянно на каждом занятии.
Игровая форма всегда помогает вызвать интерес к занятиям, создаёт у детей положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности.
Игры на развитие речевого и певческого дыхания:
В самом начале полезно играть на дыхании без звука.
Например: Упражнение «Ветер»
«Все превращаемся в «ветер» и своим дыханием рисуем разные образы ветра (порывами, сильного и холодного, теплого и ласкового, еле заметного, спокойного)».
Упражнение «Шарики»
«Раздаем» разноцветные шарики и начинаем их «надувать».
Упражнение «День рождения»
Можно «устроить чей-нибудь день рождения»: задуть «свечи на торте»
По возможности игры на дыхание соединяю с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т.д.
Сначала «разогреваем» мышцы дыхательной системы, помогаем устранению поверхностного, не ритмичного дыхания, нормализуем физиологическое спокойное, размеренное, плавное дыхание.
упражнение «Дерево»
Исходное положение (и.п.) - стоя, ноги на ширине плеч.
Я превращаю вас всех в деревья, покачаемся, как дерево на ветру: в одну сторону –в другую, «кач» - «кач»,вдох – выдох, вдох-выдох и т.д.
И.п. – стоя. Поднять руку перед собой до уровня пояса, слегка согнуть её и повернуть на ребро.
Отведем руку, «как ветку дерева»: вправо - влево, вправо – влево, вдох- выдох, вдох – выдох и т.д.
И.п. – то же, только движения выполняем двумя руками.
Затем удлиняю выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих).
Для этого использую различные образы: как ветер играет с листвой, или как звучат пчела, жук, комар, спустился воздух из колеса машины, сердится кошка и т.д. (выдыхание на согласных звуках «ш», «ж», «з», «с», «ф»)
Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят.
В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.
Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. И здесь, конечно, необходима система – певческие упражнения и постоянные напоминания. Использую показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание. Предлагаю после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь. Чтобы дети не разрывали слово, показываю правильное и неправильное исполнение. Затем правильно исполняем упражнения.
Для развития дыхания пропеваем на выдохе гласные звуки, открытые слоги (например: да, та, ля), фразы, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным (например: «Я иду и пою»).Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.
Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начинать с младшего звена, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз.
Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.
Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.
Поэтому мы сначала с детьми определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.
Основными видами деятельности на речевом этапе являются:
артикуляционная гимнастика,
игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание,
развивающие игры с голосом,
речевые зарядки,
речевые игры и упражнения,
ритмодекламация.
Их общая цель – легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:
«разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата,
«обострить» интонационный слух,
«подвести» детей к воспроизведению музыкальных звуков,
сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.
Артикуляционная гимнастика помогает:
устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;
разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
развить мимику, артикуляционную моторику;
развить выразительную дикцию.
В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Например, игра «Язычок»
(Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы).
Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за учителем все движения).«Влево
вправо (протыкаем языком щеку слева),
(теперь щеку справа),
Раз,
два (опять слева)
(опять справа).
Вверх
вниз (протыкаем языком верхнюю губу),
(нижнюю),
Вверх — вниз
Язычок, не ленись! (еще по разу верхнюю и нижнюю губу).
Губы, просыпайтесь!
Ротик, открывайся «вибрато» губами
(широко открыть рот)
Язычок, покажись,
и зубов не страшись (покусать кончик языка),
(высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)!
А зубы-то, а зубы кусают даже губы (кусаем нижнюю губу)
Кусаются, кусаются и не унимаются. (кусаем верхнюю губу)
А губы то хохочут,
То сильно обижаются (в улыбке открываем верхние зубы),
(выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).
То весело хохочут,
то снова обижаются (в улыбке открыть верхние зубы),
(выворачиваем нижнюю губуЗубам надоело кусать — стали язык жевать (жуем язык боковыми зубами).
Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный! Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь (проводим языком между верхней губой и зубами)
Не сердитесь, не кусайтесь,
А вместе с нами улыбайтесь! (проводим языком между нижнее губой и зубами )улыбнуться
Развивающие игры с голосом
Игры с голосом - это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плачь), голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать и т.д.) Звукоподражания очень выразительны. Они помогают детям представить звучание окружающей жизни.
Систематическое использование развивающих игр с голосом даёт возможность:
почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;
выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость и утомление;
расширить диапазоны речевого и певческого голоса;
успешно развивать интонационный и фонематический слух;
готовить ребёнка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией.
Например:
Кошка, как тебя зовут? – Мяу.
Стережёшь ты мышку тут? – Мяу.
Мяу, хочешь молочка? – Мяу.
А в товарищи щенка? – Фрррр!
Г. Сапгир
Лес ночной
Был полон звуков:
Кто-то выл – у-у звукоподражание по тексту
А кто - мяукал. – мяу, мяу.
Кто-то хрюкал, - хрю-хрю,
Кто-то топал, - топ-топ,
Кто-то крыльями
Захлопал, - хлоп-хлоп,
Кто-то ухал, - ух-ух,
И кричал –ай-ай,
И глазищами
Вращал.
Ну, а кто-то
Тихо-тихо
Тонким голосом
Молчал! ( указательный пальчик к губам)
С. Пшеничных
Речевые ритм - интонационные игры и упражнения
Они служат эффективным средством для развития интонационного слуха - способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Большое влияние оказывают и на развитие вокальных данных детей, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука.
Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха:
чувства ритма,
темпа, тембра, интонационной выразительности;
развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи;
раздвигают границы диапазона речевого и певческого голоса;
формируют естественное звучание голоса.
Например, речевая игра «Имена»
«Если добрый день с утра
–хлоп, хлоп, хлоп-2 раза – поют и показывают движения
Поиграть пришла пора
-топ, топ, топ -2 раза
Здравствуй, здравствуй,
Милый друг – как тебя зовут?»
Дети поют своё имя.
Или:
Дети располагаются по кругу и выполняют игровые действия:
Каждый поёт друг за другом своё имя
(длинными нотами, «растягиваем резинку»)
Поёт имя и шлёпает по коленям на каждый слог
( короткими нотами)
Речевая игра «Дождик»
«Дождик, дождик,
Пуще лей!
Чтобы было
Веселей!»
Варианты заданий:
Произносим текст по - разному: первый раз громко, второй тихо.
Изменяем регистры голоса: высоким, затем низким.
Изменяем темпы произношения: быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя.
Одна из таких форм работы это - ритмодекламацияРитмодекламация – синтез поэзии и музыки. В современной музыкальной методике обучения ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей. До тех пор, пока ребёнок не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. На занятиях даже плохо поющие дети с большим удовольствием участвуют в ритмодекламации.
Почему так происходит?
Во-первых, это интересное соединение красивой, современной, эмоционально-образной музыки и ярких самобытных поэтических текстов. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Использование ритмодекламация способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию чёткой дикции и выразительности исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале. Развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.
Ритмодекларация с речевыми диалогами формирует интонационную выразительность голоса, а с элементами звукоподражаний - развивает произношение и дикцию. Сначала работаю над интонациями радости и удивления в речи, а затем, впоследствии в работе над песней, вспоминаем, как они выражали радость или печаль.
Например:
«Радость»
(фрагмент) К. Чуковский.
Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Тёмные осины.
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошёл из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли
Сладким мёдом потекли.
Куры стали павами,
Лысые – кудрявыми,
Даже мельница - и та
Заплясала у моста.
«Кислые стихи»
Э.МошковскаяВстало солнце кислое,
смотрит – небо скисло,
в кислом небе кислоеоблако повисло….
И спешат несчастные
кислые прохожие
и едят ужасное
кислое мороженое…
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое
Было настроение.
Ещё один интересный приём для подготовки голоса детей к речи и пению – речевая зарядка.
Речевые зарядки обостряют слуховое внимание, улучшают взаимодействие и координацию слуха и голоса.
Речевые зарядки дают ещё и терапевтический эффект: снимают чувство усталости, повышают работоспособность детей. Они не только способствуют развитию речевой моторики, но и помогают работе над звукопроизношением, интонацией.
Постепенно формируется: интонационная звучность, выразительность, темпоритм, красивый тембр.
Речевые зарядки проводятся в разных условиях, из разных положений (сидя, стоя, в движениях, с выходом вперёд и т. д.)
Например:
Мы ногами – топ-топ-топ,
А руками – хлоп-хлоп-хлоп,
Головою –круть- круть- крутьПостучали в грудь –грудь-грудь .
(все движения выполнять в соответствии с текстом)
Хочу вас познакомить с речевыми пальчиковыми играми.
Речевые пальчиковые игры приносят детям радость: они играют словами, звуками, тембрами звуков, красками и оттенками речевых интонаций, обыгрывают движениями, озвучивают звучащими жестами.
Например, «Семья могучая»
1 В одном лесу дремучем
2 Жила семья могучая.
3 У них был дом огромный
4 И крыша с трубой темной
5 Из трубы в колечки дым
6 Плим, плим, плим… Покачать руками-«деревьями» над головой
Сложить ладони в «замок»
Поднять руки над головой – «крыша»
Поднять средние пальцы – «труба»
«колечки» из пальцев:1-2,1-3,1-4,1-5.
Пощёлкать пальцами
Применяю на уроках упражнения по системе В.Емельянова.
Упражнения делятся на статические и динамические.
Данные артикуляционные упражнения предварительно отрабатываются на занятиях с учителем-логопедом перед зеркалом, чтобы дети имели возможность проконтролировать качество выполнения каждого движения. На уроках дети выполняются уже разученные артикуляционные упражнения, поэтому зрительный контроль в этом случае необязателен. На одном уроке перед пением берётся не более пяти упражнений. По мере их усвоения детьми, вводятся новые упражнения.
Примеры статических артикуляционных упражнений.
Статические артикуляционные упражнения должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).
Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.
1. «Птенчик» - широко открыть рот;
2. «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);
3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука «У».
В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артпозы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе.
Примеры динамических артикуляционных упражнений
1. «Часики» – рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. Вместо счёта «раз-два» произносим звукоподражания: «тик-так»;
2. «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный
Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае я использую транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Сначала я предлагаю детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание.
Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую моделирование (показ движения рукой, сольмизация)
Ручные знаки хорошо запоминаются, так как имеют два уровня наглядности - зрительный образ соединяется в них с мышечно-моторным чувством, что очень важно для детей с особыми образовательными потребностями.
Ручные знаки позволяют наглядно изображать звуковысотное движение мелодий с точной передачей ритма и вместе с тем выразительный характер движения (плавного или четкого, изящного или энергичного и т.п.). Таким образом, когда дети поют по моей руке , перед ними стоит задача «расшифровки» лишь звуковысотного движения мелодии; ритм и оттенки исполнения воспроизводятся рефлекторно-подражательным способом.
Ручные знаки фактически, являются средством моментальной двухсторонней связи между учителем и учениками, позволяя учителю видеть одновременно скорость, точность и уверенность реакции сразу всех своих учеников. И по этой реакции судить о развитии у них внутреннего слуха.
Дети знакомятся с ручными знаками подражательным путем: педагог поет мелодический мотив с названиями ладовых ступеней, показывая при этом ручные знаки, а учащиеся повторяют его действия.
Для младшего звена эффективно использую пособия «живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка», «Пой со мной» и другие). Также для налаживания чистоты интонации в пении, я использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella, упражнение «рисуем голосом»
Очень интересный вид деятельности, рисование голосом, это одна из самых необычных и оригинальных форм.
Рисование голосом.
Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды.…
С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может. В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке учителя, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять.
Например,
Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начале и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности, мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения соответствующего характеру музыки.
Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя у учеников– даёт приём пения «цепочкой». Дети осваивают его, «играя с песенкой».
Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (например, р.н.п. «Петушок» обр. М. Красева, «Динь-дон» «Лист осенний» и другие).В среднем и старшем звене используются разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио , поочерёдное пение ( дети, и учитель). В такой же последовательности совершенствуется ансамблевый строй.
Здесь к пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя». Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон.
Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, можно также пользоваться следующими приемами. Прежде всего, перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, дать знак - взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно, после вступления. Если такого вступления нет, то проигрываю начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.
Можно собрать внимание детей, проиграв первый интервал песни или первый ее звук. Дети поют его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь по знаку педагога. При тихом пении детям легче сосредоточить свое внимание на звуках.
К дирижированию детским хором я прибегаю в тех случаях, когда дети поют без инструментального сопровождения (а капелла) или когда они во время пения находятся на некотором расстоянии от инструмента, как часто бывает на празднике. С помощью дирижерских жестов можно указать точное начало вступления и окончания песни, усиление и ослабление звука, задержку его, высоту звука, изменение темпа.
Песенное творчество.
В развитии певческих навыков придаётся большое значение детской песенной импровизации. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом.
Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшего звена, выявляю эти склонности и содействую их успешному развитию. В среднем и старшем звене продолжаю работать над закреплением навыков, полученных детьми в начальном звене, но на более качественном уровне. Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.
Дети не только увлечённо импровизируют, но и пробуют рисовать песни графически. К примеру, песню плавного, напевного характера, рисуют волнистой непрерывной линией; высокое и низкое звучание песни отмечают восходящими или нисходящими линиями; песенки, построенные на чередовании долгих и коротких звуков, рисуют длинными и короткими линиями.
Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.
Работа над песней
(ее условно можно разделить на несколько этапов)
1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.
Различные методические приёмы, применяемые мною в воспитательно-образовательном процессе, подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни:
краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);
пояснение непонятных слов;
чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;
разгадывание загадок, ребусов;
вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.
Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.
2 этап – разучивание песни.
Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.
После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.
На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение я даю как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в игровой форме.
Для того чтобы дети быстро запомнили песню помогаю указаниями («Эта песня легкая, ты её должен быстро запомнить») и вопросами («Как начинается первый куплет?», «О чем поется во втором? «Какой куплет тебе нравится больше всего?», «Или припев?»)Играем с детьми в «Подсказку»: пою песню с остановками и жду, когда дети подскажут слово, которое «забыла». Или предлагаю отгадать по губам слово, которое забыли дети. На последующих этапах разучивания обращаю внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Конечно, у наших детей с нарушением речи из-за недостаточной концентрации произвольного внимания это вызывает затруднение. В таких случаях стараюсь больше хвалить детей, чтобы у них не развился комплекс «Я не умею, я не могу». Качество исполнения песни зависит не только от ее правильного выбора, но и от методики разучивания.
3 этап – исполнение песни.
Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на уроках. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями, на переменах.
Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.
В обучении детей пению помогает работа с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказываю об охране детского голоса, чему учатся дети на уроках музыки, и показываю работу вокального кружка.
Глава 3 Результативность опыта
3.1 Ресурсное обеспечение
Современное оснащение кабинета является основным ресурсом для применения на уроке и во внеурочной деятельности информационно-коммуникативных средств обучения, призванных создать условия для освоения детьми навыков самостоятельной познавательной деятельности.
Создана репертуарная подборка детских песен и распевок для работы над интонацией.
Подборка игр-загадок, ребусов, кроссвордов
Наличие фортепиано, музыкального центра, наличие разнообразных информационных источников: компьютер, специальная литература, справочники, энциклопедии, словари, печатные издания СМИ, широкое использование иллюстративных материалов, способствуют успешной реализации опыта работ.3.2 Прогнозируемые результаты
Практические результаты опыта позволят:
Развивать музыкальные способности и творческую активность (с учётом возможностей каждого)
Воздействовать через занятия вокалом на весь духовный мир учащихся, на их нравственный облик.
Повышать уровень эстетического воспитания, пробуждать интерес к вокально – хоровому искусству, обогащать жизнь новыми радостями, переживаниями, расширять музыкальный кругозор.
Способствовать развитию необходимых черт и качеств характера: уверенности в себе и своих силах, умению преодолевать застенчивость, стеснительность, скованность, повышенную эмоциональность;
общительность , ответственность, коллективизм.
Увлекать различными видами и направлениями музыкальной деятельности во внеурочное время всех учащихся начальной школы.
3.3 Предъявление опыта деятельности.
Мои воспитанники принимают активное участие в творческой жизни школы, тематических концертах города и участвуют в городских и областных конкурсах.
2010 год
Благодарственное письмо за добросовестную подготовку к городской музыкально-литературной композиции, Посвящённой 65 лет Победы.
Благодарственное письмо за подготовку детей и участие в XII областного фестиваля детей инвалидов «Искорки надежды»
Благодарственное письмо вручается Нохриной Н.Н. за проведение семинара для представителей ветеранских первичных организаций на высоком организационном уровне.
2011 год.
Благодарственное письмо за профессионализм и инициативу при раскрытии творческого потенциала участников фестиваля – конкурса «Подснежник2011» воспитанников специальных коррекционных учреждений г. Снежинск.
«Подснежник 2011» Диплом III степени награждается Каклеева Екатерина номинация (вокал, сольное пение) руководитель Нохрина Н.Н.
Благодарственное письмо за подготовку и активное участие в VII городском конкурсе «Птенцы Кыштыма»
Диплом III степени награждается Каклеева Екатерина номинация (вокал, сольное пение) руководитель Нохрина Н.Н.
2013 год
Грамота Награждается Нохрина Н.Н. учитель музыки и ритмики МС(к)ОУ С(к)ОШ №5VIII вида за личный вклад в развитие творчества детей с ограниченными возможностями здоровья.
Благодарственное письмо вручается Нохриной Н.Н. За участие в городском семинаре «Деятельность МС(к)ОУ С(к)ОШ№5VIII вида по патриотическому воспитанию» для заместителей директоров по воспитательной работе и ветеранской организации на высоком уровне.
Диплом II степени в номинации вокал-ансамбль вручается детскому коллективу «Радость» руководитель Нохрина Н.Н.
Благодарственное письмо Нохриной Н.Н. учителю музыки
МС(к)ОУ С(к)ОШ№5VIII вида за подготовку детей к IX городскому детскому конкурсу «Птенцы Кыштыма» посвящённого Всемирному Дню Птиц и Земли.
Диплом II степени награждается Муратова Римма руководитель Нохрина Н.Н. номинация «Эстрадный вокал» за победу в IX городскому детскому конкурсу «Птенцы Кыштыма» посвящённого Всемирному Дню Птиц и Земли.
Грамота награждается Вокальная группа МС(к)ОУ С(к)ОШ№5VIII вида руководитель Нохрина Н.Н. за успешное выступление в IX городскому детскому конкурсу «Птенцы Кыштыма» посвящённого Всемирному Дню Птиц и Земли.
V Областной фестиваль-конкурс «Будущее России» отборочный тур Диплом участника в конкурсе патриотической песни вручается Муратовой Римме, Кропачевой Кристине, Каклеевой Екатерине руководитель Нохрина Н.Н.2014 год
Благодарственное письмо Нохриной Н.Н. учителю музыки
МС(к)ОУ С(к)ОШ№5VIII вида за подготовку детей к X городскому детскому конкурсу «Птенцы Кыштыма» посвящённого Всемирному Дню Птиц и Земли.
Диплом I степени награждается ансамбль «Радость » МС(к)ОУ С(к)ОШ№5VIII вида руководитель Нохрина Н.Н. номинация «Эстрадное пение» за победу в X городскому детскому конкурсу «Птенцы Кыштыма» посвящённого Всемирному Дню Птиц и Земли.
Грамота награждается Муратова Римма МС(к)ОУ С(к)ОШ№5VIII вида руководитель Нохрина Н.Н. за успешное выступление в X городскому детскому конкурсу «Птенцы Кыштыма» посвящённого Всемирному Дню Птиц и Земли.
Грамота Награждается Нохрина Н.Н. за проведение открытого урока в рамках регионального семинара «Использование национально-регионального компонента в условиях МС(к)ОУ С(к)ОШ№5 VIIIвида)»
Городской творческий фестиваль-конкурс «Егоза» Благодарственное письмо Нохриной Н.Н педагогу МС(к)ОУ С(к)ОШ№5 за подготовку победителя городского музыкально-поэтического фестиваля-конкурса «Егоза» в номинации «Вокальная группа»
Городской творческий фестиваль-конкурс «Егоза» Грамота награждается Вокальная группа МС(к)ОУ С(к)ОШ№5 за III место в городском музыкально-поэтического фестиваля-конкурса «Егоза» в номинации «Вокальная группа»
Городской творческий фестиваль-конкурс «Егоза» Грамота награждается Муратова Римма МС(к)ОУ С(к)ОШ№5VIII вида руководитель Нохрина Н.Н. за успешное выступление в городском музыкально-поэтического фестиваля-конкурса «Егоза» в номинации «вокал»
2014 год Диплом лауреата XVI фестиваля художественного творчества детей инвалидов «Искорки надежды» награждается Вокальное трио рук. Нохрина Н.Н. МС(к)ОУ С(к)ОШ№5VIII вида город Кыштым.
Центр технологий им. К.Д. Ушинского «Новое образование» Сертификат участника открытого Всероссийского конкурса «Лучшая методическая разработка-2014год» Нохрина Н.Н. учитель музыки и пения
МС(к)ОУ С(к)ОШ№5VIII вида. г Кыштыма Челябинской области.
Сертификат участника интернет-конкурса программно-методических материалов «Обучение без границ» в номинации «Авторские программы и разработки занятий по организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ, в т.ч. материалы по организации коррекционно-развивающих занятий, индивидуализации образования» Нохриной Н.Н. ,учитель музыки и пения МС(к)ОУ С(к)ОШ№5VIII вида города Кыштыма.
2015 год
Диплом участника народный конкурс «Город талантов» награждается Вокальный ансамбль «Радость» МС(к)ОУ С(к)ОШ№5VIII вида
руководитель Нохрина Н.Н.
Благодарственное письмо МКУ «Управление образования администрации города Снежинска» выражает искреннюю благодарность Нохриной Н.Н. педагогу МС(к)ОУ С(к)ОШ№5VIII вида города Кыштыма за подготовку Регионального фестиваля художественного творчества обучающихся, воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений «Подснежник - 2015»
«Подснежник - 2015» Диплом I степени награждается солисты коллектива «Радость» номинация (вокал, ансамбли) руководитель Нохрина Н.Н.
«Подснежник - 2015» Диплом III степени награждается Кропачева Кристина номинация (вокал, сольное исполнение) руководитель Нохрина Н.Н.
Библиография
1. Витт Ф. Практические советы, обучающимся пению. Л.: «Музыка», 1968
2. Д..Е. Огороднов «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе», Изд-во «Музыка» ленинградское отделение 1972.
3. Апраксина О., Орлова Н. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. «Музыкальное воспитание в школе» Вып.10. М.: «Музыка», 1975.
3. Куликова Н. К вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися первого класса. «Музыкальное воспитание в школе». Вып. 11.М.: «Музыка », 1976.
4. Жданова Г. Игровой метод в развитии музыкально-нравственных интересов младших школьников в детском хоре. «Музыкальное воспитание в школе».Вып.14. М.:«Музыка», 1979.
5.Апраксина О. Методика развития детского голоса. Учебное пособие. М.:МГПИим. В.И. Ленина, 1983.
6. О.В. Кацер «Игровая методика обучению детей пению». Учебно-методическое пособие, «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург 2005..
7. О.В. Клезович «Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей» Мн: «Аверсев»,2005.
8. О.П. Власенко Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах, Изд-во «Учитель» Волгоград-2007.
9. И.Г.Галянт «Смешные человечки» (пальчиковые игры и игры с палочками для развития детского творчества). Учебно-методическое пособие, Челябинск «Цицеро»2008.
10. И.Г.Галянт «Музыцирики» (Игры со звуком и голосом для развития детского творчества). Учебно-методическое пособие, Челябинск «Цицеро»2009.
11. Ю.О.Филатова,Н.Н. Гончарова, Е.В.Прокопенко «Логоритмика»
(развитие ритма движений и речи с детьми с заиканием)учебно-методическое пособие под редакцией Л.И.Беляковой,2010.
12. Л.А. Олифирова «Подружитесь с песенкой»: Песни, упражнения -М: Издательский Дом «Воспитание дошкольника»2010, 96 с.
13. Г.В.Яковлева «Дети с признаками одаренности в специальном (коррекционном) образовании: особенности работы » учебное пособие
Челябинск, Цицеро 2012
14. И.Ю. Кириллов «Праздники для дошкольников: сценарии, музыка, стихи» Москва,2015.