Игровые технологии на уроках географии как средство развития познавательной активности у школьников.
Игровые технологии на уроках географии как средство развития познавательной активности у школьников.
Сегодня большое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам.
После изучения многих разделов географии возникает необходимость повторить теоретический материал, проверить, как учащиеся усвоили основные понятия, определения, карту.
Обыкновенный опрос скучен, не вызывает должного интереса, поэтому я применяю различные нестандартные формы занятий – конкурсы, игры, соревнования.
Игры вызывают у учащихся повышенный интерес к предмету, к знаниям. Ведь во время игры учащиеся могут свободно излагать свои мысли, не боясь ошибиться и получить неудовлетворительные оценки.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Рекомендации по использованию игровых технологий
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
доступность для учащихся данного возраста;
умеренность в использовании игр на уроках
Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам.
У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм.
Технология универсальна. Любая из организационных форм легко воспроизводима. Например, огромная популярность рожденных на телевидении интеллектуальных игр типа: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Брэйн-ринг», «Колесо истории», «Счастливый случай» может быть перенесена в учебный класс. Эта форма, которую учитель-предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов.
Привожу примеры некоторых игр, которые проверены мною на практике, их можно использовать на уроке.
■ "Переводчик» (целесообразно использовать для проверки домашнего задания).
Учитель задает вопрос, ученики должны его «перевести» назвав термин. Например
Полуденная линия – меридиан
Покрывало – мантия
Густая мазь - магма
Чаша - кратер
Сочетание – комплекс
Основная часть целого – компонент и т.д.
■ "Омонимы". Напоминаем ученикам, что омонимами являются слова одинакового звучания или написания, имеющие несколько значений.
Например, омонимы «Река в Сибири»:
… та, что пьют до дна (Чара)
… средство передвижения по воде трех мудрецов (Таз)
… о себе лично дважды с любовью (Яя)
… небольшое парнокопытное (Олененок)
и т.д.
■ "Устами младенца". Учащимся дается несколько подсказок, если отвечают с первой подсказки 5 баллов, если со второй -4 балла и т.д.
Например «Назовите эти географические объекты»:
По этой территории протекают 3-я, 4-я, 6-я и 7-я по величине реки континентов.
Эта территория занимает большую часть одного государства.
Эта территория омывается водами шести морей и двух океанов.
У Василия Сурикова есть картина, посвященная завоеванию части этой территории.
На этой территории расположены такие города , как Томск, Красноярск, Якутск, Магадан и многие другие.
(Территория Сибирь)
"Филателист" каждой команде раздается набор марок, надо узнать страны, в которых выпущены марки и показать их на политической карте.
left000
■ "Географический кроссворд". Учитель или учащиеся составляют кроссворд (ребус, чайнворд) на изучаемую тему или её повторение. Например, географический кроссворд "Смешанные и широколиственные леса"
Вопросы к кроссворду
1. Теплолюбивые деревья с мелкими листочками. Например: береза, осина.
2. Леса, образованные теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями.
3. Мелколиственное дерево.
4. К югу от ... расположены смешанные леса.5. Мелколиственное дерево, символ России.
6. Лес, в котором смешались и хвойные и лиственные деревья.
7. Теплолюбивое дерево с широкими, крупными листьями.
8. Зона, пролегающая между тундрой и зоной лесов.
9. Широколиственное дерево.
10. Дерево широколиственного леса.
11. Дерево широколиственного леса.
■ "География на все 100".
Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.
СТО - сторона света. (Восток.)
СТО - начало реки. (Исток.)
СТО - главный город страны. (Столица.)
СТО - государство в Прибалтике. (Эстония.)
СТО - город "Золотого кольца" России. (Ростов.)
СТО - героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу.
(Севастополь.)
СТО - город РФ, порт на Тихом океане. (Владивосток.)
СТО - столица Ямайки, порт на Карибском море. (Кингстон.)
СТО - город США, порт на Атлантическом океане. (Бостон.)
СТО - город в Германии, порт на Балтийском море. (Росток.)
■ "Геологика". По данным определениям отгадайте географический термин или понятие. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим:
Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной... (дождь),
Метеоритный, транспортный, финансовый, воздушный, людской, дождевой, водный, грязевый, речной... (поток),
Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся... (вулкан),
Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной...(песок),
Живая, мертвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, проточная, пресная, солёная... (вода),Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые...(облака),
Звёздный, весёлый, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, южный, северо-западный... (ветер),
Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная, длинная, кроткая, сейсмическая, морская, приливно-отливная... (волна),Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, земная, солнечная... (атмосфера).
■ "Географическое домино". Из плотной бумаги вырезают небольшие прямоугольники одинакового размера, разделяют наполовину, на обеих частях записывается текст. Правила игры: карточки перемешиваются и раздаются поровну играющим. Игру начинает тот, у кого карточка "пусто—пусто"; дальнейший её ход — как в обычном домино. Выигрывает ученик, который первым выставит все свои карточки или положит пластину, к которой ни один из играющих не может приставить другие. Рассмотрим пример текстового домино на тему " Атмосфера Земли" (рис. 3).
Игра «Домино» ( количество комплектов зависит от количества команд)
Воздушная оболочка Земли
Большие объемы воздуха с одинаковыми свойствами…..
Разные тепловые пояса
Какой пояс служит «броней» планеты?
Воздушные массы
Почему на Земле есть разные пояса давления?
Озоновый
Какими линиями на климатической карте показаны осадки?
Линия, которая соединяет территории с одинаковой температурой
Слои атмосферы?
Термосфера
Мезосфера
Стратосфера
Озоновый слой
Тропосфера
Ветры умеренных широт?
Западные
Что такое атмосфера?
Климат
Основные элементы погоды?
Изолинии
Многолетний режим погоды это - . ……
Температура
Осадки
Давление
Ветра
Изотерма это - ……
■ "Географический диктант"
1.Что такое атмосфера?
2. Климат это -
3.Изотерма – это линия…
4.Как на климатической карте показано направление ветров?
5. Чем объясняется неравномерное распределение осадков на Земле?
6. Почему образовались пояса атмосферного давления?
7. Какое движение совершает холодный воздух?
8.Низкое или высокое давление в районах полюсов?
9. Как называются ветры, дующие от тридцатых широт к экватору?
10.. Как с греческого переводится слово «климат»?
Игра «Морской бой»
Разбить класс на две команды с учетом учебных способностей учащихся, каждая команда на своих листах маскируют 10 кораблей, как в игре «Морской бой» и дубликаты сдают учителю.
Команды должны найти корабли противника и «уничтожить их», т.е. ответить на вопрос. При правильном ответе корабль уничтожен, и команда продолжает ход. Если же отвечает неверно, то ход переходит к противнику. Процесс боя отражается на доске кораблями разного цвета. При непопадании в цель ход передается противнику, а в клетку ставится крестик.
Игра «Что? Где? Когда?»
Интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?” проводится в рамках предметной декады. О проведении данной игры сообщается заранее. От каждого класса (среди 9–11-х классов) выдвигается 1 представитель в состав сборной. Учителя химии, биологии, географии, экологии готовят вопросы для учащихся. Учащиеся готовят вопросы для учителей. Игра проводится в два тура. Первый тур – за стол игроков приглашаются учащиеся 9–11-х классов, разыгрываются первые 10 вопросов. Второй тур – за стол игроков приглашаются учителя. Для оценки работы команд выбирают независимое жюри, призванное следить за соблюдением правил игры и учетом набранных баллов за правильные ответы на вопросы. На обдумывание каждого вопроса дается одна минута. В ходе игры можно устраивать музыкальные паузы.
«Своя игра»
В игре участвуют три команды, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость.
Это лишь небольшая часть игр, которые можно использовать на уроках.
Использованы материалы с сайта инфоурок и журнала «Современный урок» №5, 8 2009 г.