Доклад на тему Нетрадиционные (нестандартные) формы урока как средство развития познавательной активности у учащихся на уроках иностранного языка


Доклад на тему:
Нетрадиционные (нестандартные) формы урока как средство развития познавательной активности у учащихся на уроках иностранного языка.
Учитель: Иманбаева Асель Капаровна «Учитель, - говорил В. А. Сухомлинский,- готовится к хорошему уроку всю жизнь. Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости», «Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». По мнению многих педагогов наваторов найден эффективный вариант решения многих проблем. Это нетрадиционные («нестандартные») уроки. Ведь содержательный, необычно построенный урок не может не запечатлеться в памяти учащихся. "Нестандартные" уроки - понятие, конечно, условное. Речь идет о понятии, которое бы отвечало стремлению педагога к оригинальности, поиску, творчеству, при которых каждый урок удивляет, радует и обогащает учащихся. Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа. Такие уроки появились как своего рода “ответ” учителей на ситуацию снижения интереса учащихся к занятиям. Это прогресс учительской мысли. На этих уроках учащиеся развиваются в личностно–ориентированном образовании. Оно помогает ребёнку стать культурной личностью, поддерживая то хорошее, что заложено в него от природы.
Это урок, который характеризуется нестандартным подходом: - к отбору содержания учебного материала - к сочетанию методов обучения - к внешнему оформлению 
Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. Среди большого числа нетрадиционных уроков можно назвать следующие: урок- деловая или ролевая игра, урок – пресс-конференция, урок-соревнование, уроки типа КВН, уроки с групповыми формами работы, урок-игра, урок-праздник, урок-суд, и т.д. Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д. 
     На своем опыте убедилась, что на таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
предусматривается минимальное участие на уроке учителя.
Методически высокоэффективными, по моему мнению, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-сказка, урок-праздник, урок-игра, урок - ролевая игра, урок-экскурсия, урок–защита проектов, интеллектуальный марафон и другие. По форме проведения занятия можно выделить следующие группы нестандартных уроков: . 1.Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п. 2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии репортаж. 3. Уроки, основанные на нестандартной организации учебного материала: урок мудрости, откровение. 4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живой журнал». 5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз. 6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый Совет. 7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут. 9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, урок-консультация.
Рекомендации по проведению нетрадиционных уроков: 1. Нетрадиционные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся 2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к предмету и процессу учения 3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания 4. При выборе форм нетрадиционных уроков учителю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности группы в целом и отдельных учащихся 5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла 6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Нетрадиционные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и группа становится творческим коллективом. 
Через нетрадиционные уроки можно стимулировать развитие личностных, межпредметных и предметных универсальных учебных действий, как того и требуют новые стандарты, развивать познавательный интерес к иностранному языку. А если ученик ощущает на уроке психологический комфорт, то еще это стимулирует высокий уровень интереса к предмету, получение прочных, качественных знаний. В связи с этим, считаю тему актуальной и полезной в педагогической деятельности учителя английского языка.