Родительское собрание Права и обязанности родителей


Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример ему.
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели — отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи — это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.
Родители должны обладать в том числе и правовыми знаниями. сегодня мы поговорим о правовой грамотности.
Различают три уровня нормативно-правовых материалов.
1-й уровень — международный:
• Декларация прав Ребенка (принята ООН в 1959 году)
Декларация в отличие от Конвенций, носит не столько законодательный характер, сколько «характер нравственного ориентира»;
• Конвенция о Правах Ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 года);
Нормы, зафиксированные в ней, служат ориентиром для государств в разработке собственных программ в отношении детей. Конвенция определяет задачи государства, его роль в защите прав детей, а также права ребенка как субъекта международного права.
2-й уровень, регулирующий права ребенка:
Конституция Российской Федерации  ст.38,42
Семейный кодекс РФ 
ст.61 «Равенство прав и обязанностей родителей», ст.63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей», ст.64 «Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей”, ст.65 «Осуществление родительских прав»
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» — принят 24.07.1998 года, действует в редакции от 20.07. 2000 года.
Образовательная правосубъектность ребенка возникает с момента его поступления в образовательное учреждение. Изменение правового статуса влечет не только возникновение новых прав ребенка, но и расширение объема его юридической ответственности.
Родители учащихся являются участниками образовательных правоотношений. Их правосубъектность в сфере образования определяется ст. 38, 42 Конституции РФ;
ст. 14-18, ст. 52 Закона РФ «Об образовании»;
ст. 63 Семейного кодекса РФ;
3-й уровень, регулирующий права ребенка:
Устав образовательного учреждения.
Правила поведения учащихся.
В данных документах отражены права и обязанности родителей и детей.
К основным правам родителей обучающихся относят:
• выбор формы обучения, вида образовательного учреждения для своего ребенка;
Форма обучения для детей в нашей школе очная ,но в случае болезни ребенка, по определенным медицинским показаниям, предусмотрено домашнее обучение.
• участие в управлении образовательным учреждением;
В школе есть совет родителей, родительский комитет школы, который периодически собирается и родители совместно с администрацией школы решают вопросы касающиеся школы. В классах также избирается родительский комитет.
• ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса. а также оценками успеваемости обучающегося;
У нас в школе традиционно проводятся дни открытых дверей, фестиваль открытых уроков. Совсем недавно у нас в начальных классах проходила предметная неделя и мы приглашали вас, уважаемые родители, на открытые уроки и внеклассные мероприятия. Об успеваемости своих детей вы можете узнать из дневников и электронного журнала.
Следующее право на:
• ознакомление с Уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
Со всеми этими нормативными документами вы можете познакомиться на информационном стенде,находящимся на 1 этаже и на сайте школы. На сайт легко зайти , набрав в поисковике сайт МБОУ СОШ № 2 г. Нижний Ломов.
На сайте вы можете узнать и о том ,какие мероприятия проводятся в школе ежедневно .
• согласие оставления ребенка на повторный курс обучения в случае получения им на итоговой аттестации двух и более неудовлетворительных оценок;
Родители (законные представители) несовершеннолетних не только имеют права, но и несут юридические обязанности за их воспитание, образование и содержание.
Родители обучающегося, воспитанника обязаны:
• заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте;
До школы ребенка надо приучить к самообслуживанию,чтобы у него были уже свои обязанности и он нес за них ответственность.Чтобы он умел слушать и слышать. Читайте ему, учите наизусть, рисуйте , лепите,вырезайте, играйте и причем вместе с ребенком. Рассказывайте ему об окружающем мире ( о временах года, растениях, животных, явлениях природы). И конечно и говорите, что такое хорошо и что такое плохо.Ребенок должен знать правила и нормы поведения, со взрослыми и в детском коллективе .
• отвечать за воспитание своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования;
В частности соблюдать режим работы школы. Ребенок должен находиться в классе в 8 ч. 50 минут без опозданий. Это не ребенок опаздывает, согласитесь это не он виноват ,а взрослые.
Мы должны любить своих детей и оберегать их от ненужных волнений и переживаний.(Я, например, всегда жалела своих детей...) Ведь если ребенок постоянно забывает что-то, не выполняет, опаздывает, выполняет спустя рукава ,небрежно он получает замечания, расстраивается, ему это не приятно, он переживает , у него развиваются комплексы. Я убеждена если мы любим своих детей , мы найдем время и позаниматься с ним и заняяться какимто творчеством и погулять и книжку почитать и просто поговорить по душам.
Чем больше времени мы уделяем своим детям тем больше получаем положительного от них.
Ведь как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами,самое большое счастье или несчастье наше – в детях. Чем старше становимся, тем больше это понимаем. Часто учим одному, а научаем другому.
Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является бездуховность. Она влечет за собой нежелание некоторой части людей честно выполнять свою работу, свои обязанности и зачастую приводит их на путь совершения преступлений. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%. Школа, семья и ребёнок — это краеугольный камень, на котором держится и развивается общество. Мы призваны вместе решать все проблемы.
Правила жизни таковы: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. А поэтому старайтесь жить так, чтобы всё было хорошо. Пусть ваши дети будут здоровы и физически, и духовно, поддерживайте их, направляйте на благие дела и Вы увидите —  ваш труд будет не напрасен. И в ваших семьях всегда будет светить солнышко, которое будет греть вас своими лучами, излучать добро, ласку и заботу.
Странно слышать, когда жалуются: « Ах, мой сын так плохо рассказывает. Читает мало, плохо учится». Какой же толк может быть, если ребенок буквально онемел в пустом, обеззвученном доме. Если у родителей вечно недостает времени поговорить с ним. В пору, когда ему еще хочется, чтобы поговорили и расспросили. А эта пора так быстро проходит. Конечно, можно устроить свою жизнь так, чтобы ребенок не слишком обременял. Есть такие семьи, где даже гордятся тем, что уже 6-7 лет малыша оставляют в доме на вечер одного. И он не проказничает, посмотрит телевизор, поиграет в компьютерные игры и ляжет вовремя спать сам. Удобный ребенок. Только как оно откликнется, это удобство, когда обрушатся на ребенка бури переходного возраста, и он откажет родителям в праве интересоваться тем, где он был, с кем гулял, что читал и делал.
Счастливы там, где есть взаимопонимание. Только когда семья вместе — ребёнок чувствует себя комфортно. А это в наших силах и возможностях.
Успехов Вам и помните, что Ваши дети — это самое дорогое из того, что у Вас есть.
1.Административная ответственность
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2. Уголовная ответственность
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду стпереживает атей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
3. Гражданско-правовая ответственность
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности. В соответствии с семейным законодательством: лишению родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).
4. Дисциплинарная ответственность
Наступает, если должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допускают сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.
Вывод: Известно, что жестокость порождает жестокость, если Вы исчерпали все аргументы, пытаясь воздействовать на ребёнка, никогда как последнюю меру не применяйте физическое наказание, ни к чему хорошему это не приведёт, ребёнок просто затаит на вас обиду, замкнётся в себе, вы потеряете с ним всякий контакт, а проблема так и останется нерешённой. Есть старинная мудрость:
«Прежде чем сказать — посчитай до десяти.
Прежде чем обидеть — посчитай до ста.
Прежде чем ударить — посчитай до тысячи».