Конспект занятия по театрализованной деятельности «У нас в гостях перчаточные куклы» на районном семинаре по теме: «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся и воспитанников»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества им. Г. И. Чикризовой»
Харабалинского района
Конспект
занятия по театрализованной деятельности
«У нас в гостях перчаточные куклы»
на районном семинаре по теме:
«Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся и воспитанников»
Для детей студии раннего развития «Лучик»
Разработала и провела:
Педагог дополнительного образования
Симдяшкина Елена Васильевна
г. Харабали
2016 г.
Занятие театрализованной деятельностью
Тема:
«У нас в гостях перчаточные куклы»
Цель: познакомить детей с перчаточными куклами: их устройством и приёмами кукловождения.
Задачи:
1.Обучающие:
- познакомить детей с одним из видов театральных кукол - перчаточными куклами;
- обучать детей приёмам кукловождения;
- продолжать знакомство с основными органами артикуляционного аппарата и их движениями, способствующими образованию различных звуков;
- формировать правильное звукопроизношение, устную речь.
2. Развивающие.
Развивать:
- сенсорно-перцептивную сферу;
- мелкую моторику рук в процессе работы с куклой;
- фонематический слух детей, артикуляционный аппарат;
- коммуникативные навыки;
- гармонизировать эмоциональное состояние детей.
3. Воспитывающие.
Воспитывать:
- устойчивый интерес к театрализованным занятиям, к кукольному театру;
- бережное отношение к театральным куклам;
- эстетический вкус детей;
- уважительное отношение друг к другу;
- сплотить детский коллектив;
- создать доброжелательную атмосферу.
Обогащать словарь детей словами: «театр», «перчаточные куклы», «рубашка-перчатка», «кукловод».
Литература: Караманенко Т.Н. и Ю.Г. «Кукольный театр – дошкольникам», М.: «Просвещение», 1982; Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр, М.: «Аркти», 2000.
Оборудование: домик, перчаточные куклы по количеству детей, кукла – Петрушка, кукла-пупс, куклы-пальчики.Ход занятия
1.Организационная часть.
- Здравствуйте, девочки! (приседают)
- Здравствуйте, мальчики! (поклон головой)
- Сегодня у нас занятие по театрализованной деятельности.
Упражнение «Прикосновение».
Дети по очереди трут свою ладошку о ладошку соседа слева, говоря: «я рад тебя видеть, Таня!» Сосед отвечает: «Я рада тебя видеть, Саша!»
- Скажите мне, пожалуйста, ребята, что такое театр? (Место для зрелищ)
- А вы слышали про страну, которая называется Кукляндия?
- Как вы думаете, кто живёт в стране под названием Кукляндия?
Читаю стихотворение П. Овсянникова «Кукляндия»
На свете разных кукол есть немало.
Глаза их удивлением полны,
Ведь куклы – это тоже дети,
Но только дети сказочной страны.
Умеют куклы плакать и смеяться
И даже слово мама говорить.
Ролями можно сними поменяться,
Чтоб также радость всем дарить!
Кукляндия, Кукляндия! Прекрасная страна!
В ней кукольные лестницы, дома и города!
Кукляндия, Кукляндия! Прекрасная страна!
Туда детей пускают и взрослых иногда!
- Сегодня мы будем принимать гостей из этой замечательной страны - Кукляндии.
2. Речевая разминка.
Вместе со мной к вам в гости приехала кукла-малыш Андрюшка. Посмотрите, какой он хорошенький, какой на нём костюмчик!
Когда Андрюшка ехал к вам, он беспокоился, как вы его встретите, будете ли его беречь, любить. Он даже поплакал немножко: «а-а-а…». Когда мы произносим звук «а», что делают наши губы? (Открываются).
А знаете, как я Андрюшку успокоила? Я взяла его на руки вот так и стала его качать и напевать: «а-а-а!».
- Как я его успокаивала? (Ответы детей)
Представьте, что у вас на руках малыш, покачайте его и напойте ему: «а-а-а!». (По очереди даю детям куклу и прошу покачать её и спеть песенку).
Когда мы пели песенку, то спокойно открывали рот. А теперь, когда Андрюшка успокоился, мы поиграем ему на дудочке. Вытянем губы вперёд трубочкой и подудим: «у-у-у…».
- Чтобы поиграть на дудочке, что нужно сделать с губами? (Вытянуть вперёд трубочкой).
Хотя наш Андрюшка ещё маленький, но уже научился говорить самое первое слово «мама». Послушайте и посмотрите, как я говорю слово «мама».
- Что делают мои губы? (Они то открываются, то закрываются).
Когда Андрюшка ехал к вам, у него вдруг разболелся зуб. Он стонал: «о-о-о!». Я дала ему лекарство, и зубик перестал болеть.
- Как Андрюшка стонал, когда у него болел зубик? (Показывают).
- Когда мы произносим звук «о», что делают наши губы? (Они становятся круглыми).
А теперь давайте сыграем Андрюшке на балалайке, развеселим его. (Напевают «ла-ла-ла» на мотив рус. нар. песни «Ах вы, сени!», имитируя игру на воображаемой балалайке).
- Где находится наш язык, когда мы произносим звук «л-л-л»? (За верхними зубами).
- А когда произносим звук «а»? (За нижними зубами).
- Так что же умеют делать наши губы?
По дороге к вам мы видели кошку, которая сердито фыркала на собаку: «ф-ф-ф».
- Когда мы произносим звук «ф», что делает наша нижняя губа? (Она подходит к верхним зубам и образует щёлочку-окошечко, через которое идёт воздух).
Подставьте под подбородок ладошку и произнесите «ф-ф-ф».
- Что вы почувствовали? (Холодный ветерок).
Покажите, как фырчала кошка, как выгибала спину.
Наши губы умеют открываться, когда мы произносим «а», плотно закрываться, когда произносим «м», вытягиваться вперёд трубочкой, когда произносим «у», быть круглыми как бублик, когда произносим «о», нижняя губа умеет делать «окошечко», поднимаясь к верхним зубам, когда произносим «ф». Теперь, Андрюшка, посиди, на ребят посмотри,
Как они будут стараться прилежно заниматься!
(Сажаю куклу на стульчик лицом к детям)
3. Основная тема занятия.
А сейчас к вам придёт ещё один гость. Но прежде, чем он появится, отгадайте про него загадку:
Наряд его пёстрый, колпак на голове острый,
А его шутки и смех веселят всех.
Он – весёлая игрушка. Как зовут его? (Петрушка)
Появляется Петрушка, поёт песню Брамса «Петрушка»
Я – Петрушка – молодец! На макушке бубенец!
Коль хотите, попляшу, позабавлю, насмешу!
Петрушка. Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Я – весёлая игрушка, а зовут меня –
Дети. Петрушка!
(Дети здороваются с Петрушкой)
Петрушка. Давайте с вами познакомимся!
Как скажу я: «Раз, два, три!», своё имя назови!
Педагог. Ребята, Петрушка тоже кукла, но только кукла театральная. Выступает перед детьми и взрослыми на праздниках, в кукольном театре.
Петрушка – это перчаточная кукла, которую надевают на руку, как перчатку.
(Рассказываю об устройстве перчаточных кукол).
Ребята, наш Андрюшка – это кукла, с которой играют дети, а Петрушка – это театральная кукла, которую надевают на руку актёры-кукловоды и выступают с ней на ширме в кукольном театре.
- Чем же отличается кукла Андрюшка от куклы-Петрушки? (У Петрушки нет туловища, туловищем служит рука кукловода, на которую он надевает рубашку-перчатку).
Петрушка к вам пришёл не один, а со своими друзьями, жителями страны Кукляндия, с перчаточными куклами.
В Кукляндии разные куклы живут.
Дружно, весело живут, свои песенки поют.
Каждый из них очень рад побывать у ребят.
4. Обучение приёмам кукловождения.
Раздаю детям кукол. Дети придумывают имена своим куклам, учатся надевать их на руку.
Выполняют несложные действия: поклон головой (кукла здоровается), разводят руки в стороны (кукла радуется), наклоны, повороты головой и туловищем в разные стороны, поклон в пояс, потряхивают кистью руки (кукла идёт, бежит).
- Ребята, мы с вами
Разыгрывание ситуации:
- тебе очень понравился мальчик, попробуй с ним познакомиться;
- тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят. Попроси ее;
- твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попробуй помириться;
- ты потерял свою игрушку, подойди к детям и спроси, не видели ли они ее;
- ты нашел на улице замерзшего котенка, пожалей его.
А теперь пора прощаться,
Куклам – перчаткам в путь-дорогу домой собираться!
(Дети прощаются с куклами, говорят им свои пожелания).
5. Заключительная часть.
Задаю детям вопросы:
Ребята, какие же куклы были у вас в гостях? (Перчаточные)
Почему они называются перчаточными?
Чем отличаются перчаточные куклы от кукол, которыми играют дети?
Как называют артистов, управляющих куклами? (Кукловоды)
Упражнение «Подари свою улыбку».
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу справа в глаза и, молча, дарят ему самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
Дети прощаются – девочки приседают, мальчики выполняют поклон.