Публикация на тему Опыт организации и содержание методической работы в ГБОУ СПО «Красногорский колледж» в период подготовки к внедрению ФГОС в профессиональное образование
Опыт организации и содержание методической работы в ГБОУ СПО «Красногорский колледж» в период подготовки к внедрению ФГОС в профессиональное образование
Сигаркина Лариса Николаевна, заместитель директора по учебной работе, кандидат педагогических наук
"Развитие, пишет Л.С. Выготский, есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях".
Планируя процесс развития педагогического коллектива в период перехода на новые образовательные стандарты, оценивая его деятельность в 2007-2008 учебном году, мы осознавали, что возможности преподавателей (осуществляющих подготовку специалистов по шести специальностям и четырем дополнительным подготовкам) в освоении новых подходов, не беспредельны. А это значит, что подготовку к освоению новых образовательных стандартов на основе модульно-компетентностного подхода уже пора начинать. Каким образом? С чего начинать? Кто будет в первых рядах? Ответ прост: поэтапно, сначала через подготовку «авангарда», а затем постепенно и весь коллектив. Первыми начали погружение преподаватели гуманитарных дисциплин. Изучали понятия: компетенции и компетентность, профессиональная компетентность педагога, компетентностный подход в оценке качества подготовки специалистов, формирование языковых компетенций на уроках филологического цикла - обсуждались эти вопросы и на заседании предметно-цикловой комиссии естественнонаучных и информационных по теме: «Реализация ГОС СПО в области базовых компетенций», на заседании предметно-цикловой комиссии преподавателей социально-гуманитарных дисциплин по теме: «Управление качеством образования через организацию самостоятельной работы студентов на уроках социально-экономических дисциплин». Спустя год результаты работы были представлены на региональных научно-практических конференциях «Инновационные процессы в образовании и проблемы повышения качества образования»; «Инновационные процессы в сфере образования и проблемы формирования готовности выпускника вуза и ссуза к профессиональной деятельности».
Чтобы обеспечить внедрение нового, прежде всего руководители должны знать что, когда и каким образом это будет осуществляться, должны принять идеи, спланировать работу всего коллектива. Поэтому первыми прошли обучение на курсах повышения квалификации по теме «Модульно - компетентностный подход в проектировании учебных программ» (УЦ ФИРО г. Москва) заместитель директора по учебной работе и председатели предметных цикловых комиссий.
В конце 2008 - 2009 учебного года на ежегодной научно – практической конференции преподавателей колледжа «Качество образования: проблемы, поиски, решения», педагогический коллектив познакомился с модульно - компетентностным подходом в разработке ФГОС СПО III поколения, а также с их основными отличиями от стандартов второго поколения.
Планируя в 2009-2010 учебном году активную работу по подготовке всего коллектива к работе по новым стандартам была определена методическая тема года «Совершенствование качества профессионального образования в условиях перехода к обучению по ФГОС нового поколения». Решение задачи формирования профессиональной готовности педагогического коллектива к обучению студентов по ФГОС нового поколения, планировалось осуществить через изучение: содержания стандартов, принципов проектирования модульных образовательных программ, технологии проектирования образовательных программ, а также особенностей проектирования учебных материалов. Были спланированы
оперативные методические совещания, где рассматривались: понятие и принципы модульного обучения, основные принципы модульно - компетентностного подхода в обучении студентов.
Содержание таких совещаний было общим теоретическим вопросом, который рассматривался в рамках заседаний ПЦК, так постепенно готовили коллектив к осознанию основной и, тогда ещё, сложной для восприятия информации.
педагогические советы: «Модульно - компетентностный подход в формировании ФГОС нового поколения», «Педагогическая практика как условие формирования профессионально – педагогической концепции специалистов».
Подготовка к последнему педсовету включала в себя проведение мониторинга развития педагогической профессиональной компетентности у студентов выпускного курса в условиях педагогической практики. Для оценки уровня развития педагогической компетентности выпускников были использованы такие составляющие профессиональной компетентности как когнитивно - информационный, профессионально - деятельностный, и субъективно-личностный компоненты.
Для каждого преподавателя готовилась брошюра с материалами педагогического совета, что позволяло полноценно информировать всех преподавателей, а им - создавать свою методическую папку для практического использования.
научно – практическая конференции преподавателей
«Модульно - компетентностный подход в организации обучения студентов».
семинар «Технологии модульного обучения».
Цель семинара: формирование готовности педагогического коллектива к обучению студентов по ФГОС нового поколения. Рассмотрены: понятие и принципы модульного обучения, особенности структурирования и проектирования учебных материалов по модульной технологии, особенности контроля в модульном обучении; проведён практикум по вопросам семинара в виде открытых уроков.
в методическом кабинете систематизирован материал по теме года.
на заседании научно-методического совета рассматривался вопрос «Особенности формирования ФГОС нового поколения».
В 2010-2011 учебном году работа над методической темой года «Совершенствование качества профессионального образования в условиях перехода к обучению по ФГОС нового поколения» была продолжена. Однако, в связи с отсутствием даже проектов ФГОС по некоторым, реализуемым в колледже, бурная, насыщенная работа по изучению ФГОС, разрабатываемых на основе модульно – компетентностного подхода потеряла свою актуальность. Научно - методическим советом принято решение продолжить работу по подготовке коллектива к переходу на новые стандарты, но уделить особое внимание информационному обеспечение перехода к формированию УМК по стандартам третьего поколения, через создание цифровых образовательных ресурсов и разработку электронного шаблона УМК.
С целью совершенствования использования современных информационных технологий преподавателями колледжа, повышения их компетентности в этой области были спланированы и проведены
методические оперативки, где преподаватели знакомились с понятием, классификацией ЦОР, технологией разработки ЦОР, электронными учебниками по общеобразовательным дисциплинам, перечнем и характеристиками основных программ, необходимых для создания ЦОР.
организован конкурс на лучший электронный вариант методических материалов на основе модульно-компетентностного подхода, который прошёл с декабря 2010 по май 2011 года. Для проведения конкурса было разработано положение, план подготовки участников конкурса, определены критерии оценивания конкурсных работ.
Основными задачами конкурса являлись: активизация творческой деятельности преподавателей, мотивация к овладению знаниями об особенностях структурирования учебных материалов на основе модульно-компетентностного подхода, изучение и освоение технологии создания ЦОР и их использования в учебном процессе.
С целью информационного обеспечения конкурса были подготовлены методические материалы, размещенные в электронном варианте в сети колледжа и на бумажном носителе. Для участников конкурса проведены семинары - практикумы по темам:
принципы, технология создания ЦОР, работа с компьютерными программами: Audacity, Adobe Photoshop, Sun Rav Book Office, Web Builder.
структурирование учебных материалов на основе модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании. (При обучении преподавателей использовался материал, полученный на курсах повышения квалификации по теме «Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании: проектирование и реализация образовательных программ», прошедшего на базе ИТФК, проведенными преподавателями ФИРО г. Нижний Новгород.)
В конкурсе приняло участие 14 преподавателей из всех ПЦК, что составляет 30% от численности коллектива. По результатам конкурса в методический кабинет сдано 9 электронных модулей, содержащих спецификацию модуля, учебные и оценочные материалы.
Большая часть конкурсных работ отличается высоким качеством спецификаций, определяющих цель модуля, результаты, которые должны быть достигнуты обучающимися по окончанию изучения модуля, критерии оценки результатов. Для созданных учебных материалов характерны научность и доступность изложения, разделение материала на удобные для освоения части, наличие ссылок, всплывающих подсказок, разнообразная подача материала (печатные тексты, аудио, видео, электронные презентации). Оценочные материалы в лучших работах представлены по каждому результату обучения, как в традиционной, так и в интерактивной форме.
Цели конкурса достигнуты, задачи решены. «Авангард» педагогического коллектива колледжа готов к разработке программ учебных дисциплин по ФГОС третьего поколения, а также электронных УМК, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Заголовок 215