Технологическая карта урока обучения грамоте Буква е
Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс
УМК «Школа России»
Тема урока: Гласная буква Е.
Цели для ученика
1. Предметные:
Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова,
определять ударный слог; давать характеристику звуку.
Правильно читать слова с буквой е в начале слова и после гласных; определять какие звуки она обозначает в этих словах.
Метапредметные:
Установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его;
Освоение способов определения гласного звука; закрепление способов деления слов на слоги и постановка ударения;
Формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ;
Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
Сравнивать группы предметов;
Умение ориентироваться в учебнике.
Личностные:
Проявлять интерес к изучению темы;
Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.
Цели для учителя
Образовательные: познакомить с особенностями буквы е, стоящей в начале слова и после гласных.
Развивающие: развивать умения производить звуко-буквенный анализ слов, навыки правильного чтения с изученными буквами, составлять связный текст по иллюстрации.
Воспитательные: воспитание нравственных качеств.
Тип урока
Изучение нового материала
Форма урока
традиционная
Опорные понятия, термины
Соотнесение буквы и звука. Деление слов на слоги. Выделение звука из слова. Определение ударного слога. Характеристика звука в каждом слоге. Гласный звук, буква, слоги ударный и безударный.
Новые понятия
Йотированные гласные.
Формы контроля
текущий
Домашнее задание
Прочесть текст на стр. 75.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Результат взаимодействия (сотрудничества)
I.
Организация начала урока (мотивирование к учебной деятельности)
Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания школьников.
- Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Всё ли на месте, всё ли в порядке:
Книжки, ручки, учебник, тетрадки?..
- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
- С каким настроением вы начинаете урок?
Слушают, выполняют инструкции.
Фронтальный.
Словесный.
Слово учителя.
Психофизическая тренировка.
Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости на слова учителя.
Наличие мотивации к учебной деятельности.
Регулятивные
Волевая саморегуляция.
Создание позитивного настроя.
II. Актуализация
- Отгадайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Наконец-то ты пришла
К нам волшебница(зима)
-Как изменилась погода зимой?
-Как выглядят деревья и кустарники зимой?
-Как проводят зиму звери и птицы?
-Почему люди, а особенно дети ждут прихода зимы?
- Попробуйте составить текст по картине на тему: «Зимние забавы».
-Как вы понимаете, что такое текст?
Слушают вопросы учителя, обдумывают и дают ответ, анализируют результат.
Фронтальный.
Словесный.
Слово учителя.
Регулятивные
Учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что предстоит усвоить.
Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Проявление заинтересованности в поставленной задаче и результатах своей деятельности.
III.
Постановка учебной задачи
Закончите предложение: «Зимой дует(холодный ветер)».
Ветер
-Разделите слово на слоги.
-На какой слог падает ударение?
-Выделите первый слог. -Сколько в нем звуков?
- Назовите 1 звук.
-Дайте ему характеристику.
-Почему звук [в,] стал мягким?
-Сформулируйте тему нашего урока.
-Какие задачи можем поставить перед собой?
Выполняют задание, подробно объясняют свой выбор, анализируют звуковой состав слова, комментируют ответы товарищей. Составляют схему слова.
Фронтальный.
Словесный.
Наглядный.
Подводящий диалог.
Познавательные
Анализ слова с целью выделения звуков, выбор оснований и критериев для классификации подведение под понятие.
Коммуникативные
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные
Осознание того, что усвоено и что нужно усвоить. Учатся определять задачи урока.
Овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
-Еще раз произнесите первый слог, выделите второй звук. Дайте ему характеристику.
Звук, который показывает мягкость согласного и слышится нам как [э], принято в русском языке обозначать буквой Е
- Взмахнула Зима своей волшебной палочкой и к букве Е полетели снежинки с согласными буквами (Слайд)
- В далекой Шотландии на севере живет Снежная Королева (показываю книгу).
-Как думаете, какая она была по характеру?
- Мальчики встанут и прочтут эти слоги как если бы их произносила сама Снежная Королева, надменно, медленно и четко.
-А как звали девочку, которая отправилась искать своего названного братца?
- Какая она была по характеру?
-Девочки встанут и прочтут эти слоги как маленькая добрая, любящая и ласковая девочка Герда.
- С какой новой буквой мы познакомились?
-Почему этих букв две?
Печатание буквы Ее
-Кто быстро справился с заданием прочтут стихотворение:
На дворе – такая жалость!
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась!
- О какой новой букве это стихотворение?
- Какую роль выполняет эта буква, когда стоит в слиянии?
- Какой звук мы слышим?
- Прочтите скороговорку. (Запись на слайде)
Мы ели, ели, ели ершей у ели
Их еле – еле у ели доели.
- Одинаковое или разное значение имеют слова:
Ели (есть пищу)
Еле (едва, кое-как)
У ели? (у дерева)
- Сколько букв в слове ели?
-Разделите слово на слоги. Сколько слогов?
-Какой слог ударный?
-Выделите первый слог. Какие звуки услышали?
- Дайте им характеристику.(на слайде появляется модель слова)
- Выделите второй слог. Сколько звуков услышали?
- Дайте им характеристику.
-Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: «Если буква е стоит в начале слова, она показывает два звука:[й,][э]»
Делят слова на слоги, дают характеристику звукам по критериям.
Запоминают правило.
Дают характеристику героям, читают слоги
Печатают в тетрадях новую букву, читают стихотворение.
Отвечают на вопросы учителя.
Читают скороговорку, объясняют значения слов.
Делят слово на слоги, определяют ударный слог.
Дают характеристику звукам, используя таблицу. Соотносят звук и букву. Выполняют схему слова.
Проговаривают характеристику звука по алгоритму.
Формулируют вывод.
Фронтальный.
Словесный.
Наглядный.
Игровой прием.
Репродуктивные задания (по образцу)
Импровизация (групповое чтение с заданной интонацией)
Познавательные
Анализ слова с целью выделения звуков, выбор оснований и критериев для классификации подведение под понятие. Формирование умения ставить проблему с помощью учителя.
Регулятивные
Учатся работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
Проявление заинтересованности в поставленной задаче и результатах своей деятельности.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
V. Физминутка
Музыкальная. Видеопрезентация.
Выполняют танцевальные движения с героями видео.
Получают позитивный настрой на дальнейшую работу.
VI.
Закрепление знаний и способов действий
1.Расширение словарного запаса
-Прочтите предложение.
(на слайде «Лес не школа, а всему учит» М.Пришвин)
-Почему М.Пришвин так сказал о лесе?
-Назовите животных, в названиях которых, по вашему, есть буква е.
2.Составьте предложения из слов.
–Что такое предложение?
- Как мы разделяем границы предложения?
(на доске карточки со словами 1 высокие в ели растут лесу 2 нора ели около енота)
3.Работа по развитию речи
В лесу есть деревья, которые плачут от руки человека 2 раза в год. Как вы думаете, какие это деревья? (черемуха, береза)
- А ели страдают от рук человека? В какое время года это происходит?
- Любите ли вы мечтать? И, конечно, зимой, сидя в теплой комнате мы мечтаем о лете. Попробуем составить рассказ по картине учебника. Откройте стр.74
- Что на ней изображено?
- Кто изображен на рисунке?
Какие деревья растут?
- Как мы определили, что это лето?
- Соберите наши предложения в единый рассказ.(выслушиваю 2-3 рассказа)
4. Чтение слов в учебнике стр 73
- Найдите слова, где буква е обозначает 2 звука.
Прочтите вывод в учебнике стр 73.
Читают предложение.
Называют животных в названиях которых есть буква е.
Составляют предложения из группы слов, повторяют правила оформления предложения.
Учатся отвечать на вопросы учителя, составляя полные предложения. Из составленных предложений составляют текст.
Читают слова и определяют в каких словах буква е показывает два звука.
Фронтальный.
Словесный.
Наглядный.
Личностные:
Установка на экологическую культуру, ценностное отношение к природе.
Регулятивные:
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем
Познавательные:
Оценивать процесс и результат деятельности
- понимают заданный вопрос, в соответствии с ним принимают учебную задачу и решают её через определённые действия.
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и слышать
-формулировать собственное мнение.
Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении.
Умение проговаривать последовательность действий при определении количества букв и звуков в слове.
VII.
Рефлексия.
Подведение итогов урока.
- С какой новой буквой вы познакомились?
- Что интересного узнали об этой букве? У вас на парте карточки со словами, работаем в паре, посовещайтесь и определите какое слово, на ваш взгляд, лишнее и почему?
Ели, кедры, еноты (1может быть лишним кедры, в остальных словах букв больше, чем звуков,2 может быть еноты одушевленный предмет– животное, остальные – деревья неодушевленный предмет)
- Оцените свою работу на уроке.
- Кто из детей нам очень хорошо помогал, давал дельные советы, замечательно читал, активно работал?
- Какую оценку вы бы поставили классу?
Выполняют задание, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат.
Метод – игра
Форма работы – парная. Самоорганизация деятельности.
Регулятивные:
Оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
Оценивать собственную
учебную деятельность: свои
достижения, степень
самостоятельности,
инициативности,
причины неудач.
Коммуникативные:
Умение выражать свои мысли полно и точно.
Познавательные:
Анализ слов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации.
Умение вступать в диалог с товарищем, отстаивают свою точку зрения. Умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей на уроке.
15