РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ «МУДРОСТЬ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ»
РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ
ТЕМА: «МУДРОСТЬ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ»
Цель: Ознакомление родителей с основами правовой грамотности.
Задачи:
- знакомство родителей с конвенцией о защите прав детей;
- мониторинг результатов уровня активности в правовой
ответственности;
- решение проблемных ситуационных задач с целью
дальнейшего благоприятного психологического климата в
семьях, где воспитывается ребёнок.
План проведения
Показ слайдовой программы по конвенции о защите прав ребёнка.
Выступление с теоретическим материалом о вопросах воспитания.
Работа в группах.
Памятки для родителей.
Подведение итогов.
1 этап. Знакомство с родителями, так как присутствующие родители с разных классов. Каждый родитель представляет себя и называет положительное качество, которое больше всего ценит в своём ребёнке.
2 этап. Родителям предлагаются вопросы, на которые они должны постараться ответить:
- каким ласковым словом Вы называете своего ребёнка?
- есть ли любимая вещь или игрушка у Вашего ребёнка?
- знаете ли Вы мотивацию прихода ребёнка в школу?
- как поощряете ребёнка в семье?
- какие положительные качества характера вы видите в своём
ребёнке?
- какие отрицательные качества характера Вы считаете нужно
попытаться исправить?
- какая у Вас в семье семейная традиция?
3 этап. Показ слайдовой программы
4 этап. Выступление «Воспитание детей»
«Воспитание может сделать многое, но оно не
безгранично. С помощью прививок можно
заставить дикую яблоню давать садовые яблоки,
но никакое искусство садовника не сможет
заставить её приносить желуди»
(В.Г. Белинский)
Воспитание детей – сложнейшая задача, решение которой зависит от многих факторов. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребёнка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица – 10%. Мы часто раздражаемся, сердимся «срываем своё плохое настроение на детях» и не хотим узнать об их заботах, проблемах, которые нам представляются незначительными, а в свою очередь для детей это предстаёт большой проблемой.
Я хочу Вам прочитать рассказ У. Ливингстона Ларнед «Раскаяние отца».
Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая рука подложена под щёчку, а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришёл к твоей кровати с сознанием своей вины.
Вот о чём я подумал, сын: я сорвал на тебе своё плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.
За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свидания, папа!» - я же нахмурил брови и отвечал: « Распрями плечи!»
Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге, домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти, домой впереди меня. Чулки дорого стоят – и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!
Помнишь, как ты вошёл затем в библиотеку, где я читал, - робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?» - резко спросил я.
Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твоё сердце, и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками, вверх по лестнице.
Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мной сделала привычка? Привычка придираться. А в твоём характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твоё маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далёкими холмами.
Чаще всего мы критикуем детей, и они понимают, что ничего не могут, что достойны лишь запретов и упреков, а взрослые – могут всё, ведь у них полная свобода. Эта несправедливость обостряет взаимоотношения со взрослыми и служит причиной конфликтов.
Если вы обратили внимание, то на протяжении всего рассказы встречается употребление «Ты - высказывания». Можно ли заменить встречающиеся типичные фразы.
Типичная фраза Как нужно говорить
Ты должен хорошо учиться Я уверен, что ты можешь хорошо учиться
Ты должен думать о будущем Интересно, каким человеком ты хочешь стать? Какую профессию тебе хочется избрать?
Ты должен уважать старших Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека
Ты должен слушаться учителей и родителей Конечно, ты можешь иметь своё мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться
Затем родителям предлагается самостоятельно внести нужные коррективы в записанные на интерактивной доске фразы:
Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!
Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учёбой!
Выступление хочется завершить изречением Д. Карнеги: «Если мы хотим обрести счастье и покой, давайте прекратим думать о благодарности или неблагодарности, а будем совершать благодеяние ради внутренней радости, которую при этом испытываем»
5 этап. Работа в группах
Ситуация 1
Родители наказали тем, что запретили играть на компьютере, смотреть телевизор и играть на улице.
Согласились бы Вы с таким наказанием?
Ситуация 2
Ребёнку на протяжении многих лет не нравится школа, в которой он учится.
Имеет ли право ребёнок принять решение о переходе в другую школу?
Ситуация 3
В ссоре с ребёнком родители используют резкие ругательные слова. Какие в данном случае ребёнок имеет права? Что он может предпринять по предотвращению подобного поведения родителей по отношению к себе?
Ситуация 4
Приходя со школы, ребёнок выполняет домашнее задание, затем обязанности по дому. Времени на прогулку не остаётся.
Имеет ли право ребёнок на общение с друзьями и прогулки на свежем воздухе? Как ему эти права заявить?
Обсуждение.
МУДРОСТЬ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ
Когда рождается личность
Мы считаем человека существом кротким. Да, если его свойства надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо то это самое дикое существо, какое только рождает земля.
Платон
Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность человеческих отношений, потенциально он уже личность. Потенциально, но не актуально, ибо другие люди относятся к нему по-человечески, а он ещё к ним нет. Личностью – социальной единицей, субъектом, носителем социально-человеческой деятельности – ребёнок становится лишь там и тогда, когда сам начинает эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без него …
Реальная личность человека вовсе не совпадает с тем, что человек сам о себе думает. Часто личность вынуждена убеждаться в том, что «на самом деле» она совсем не такова, какой себя мнила, что именно в её составе такие неодолимые для неё самой силы, о наличии которых она до поры до времени и не подозревала. И только при стечении жизненных ситуаций раскрывается истинное лицо личности. А будет ли оно человеческим, зависит от вашего воспитания и степени нравственно устоявшихся принципов. Необходимо чтобы личность никогда не теряла человеческий облик.
«Мудрость воспитания»
составители: Б.М. Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б. Корнетов
Основные моральные категории
Культура – разум, пот и упорный труд человека,
и всё это имеет глубоко общественный характер.
А. Маргулан
Добро и зло – основные оценочные понятия морали. Это противоположные значения, но они имеют равнозначную оценочную ценности. Человек не может одновременно совершить плохой, но хороший поступок. Он может быть оценён только однозначно, плохой или хороший.
Моральный долг – это обязанности человека перед другими лицами (семьёй, коллективом, группой, нацией, обществом) и возникают вследствие объективного развития общества. В жизни моральный долг и личные желания не всегда совпадают.
Совесть – этическая категория, выражающая высшую форму способности человека к моральному самоконтролю. Совесть обязует человека своими действиями не только заслужить уважение к себе, но и полностью отдавать себя служению общества.
Честь – это осознание человеком своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Понятие честь может быть индивидуальным или коллективным. Честь коллектива или общества определяется социальным положением и возможностями этого коллектива.
Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности личности, отражающее моральное отношение человека к самому себе и общества к человеку.
НАВСТРЕЧУ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ
Для того чтобы добиться развития в себе качеств конкурентоспособного человека, успешного в жизни, необходимо планировать цели и намечать пути их достижения. Самый лучший способ деятельности в этом направлении – план самообразования. Не надо ставить цели, которые зависят не от вас, а продиктованы обстоятельством. Необходимо чтобы цели были направлены на самосовершенствование внутренних качеств, повышение знаний, получение новых навыков. Цели необходимо ставить на неделю, месяц или полугодие. Отдалённые в перспективе цели, как правило, создают впечатление о несбыточности.
После достижения, каких либо успехов, нельзя останавливаться на достигнутом. Здесь не мешало бы вспомнить народную мудрость: «Век живи – век учись».
Стань своим среди чужих.
Надо учиться разговаривать с самыми разными людьми. Даже если к тебе обратился пожилой человек, не уходи от разговора.
Постарайся играть роль говоруна. Препятствие застенчивых людей – если начал говорить, говори только умные вещи. Перешагни через это, разреши се6е болтать всякую ерунду, хотя бы иногда.
Воспитывай в себе детское, весёлое начало.
Учись быть спонтанным. Как этому учиться? Начни с рассказывания анекдотов. Но попытайся рассказывать их к месту и, естественно, на одном дыхании.
Привыкай помогать и отзываться на помощь.
Подведение итогов.