МАСТЕР-КЛАСС Мудрость родительской любви
МАСТЕР-КЛАСС "Мудрость родительской любви"
Мастер-класс «Родительское собрание с элементами тренинга».
Цель: выявив особенности взаимоотношений детей и родителей, проанализировать родительское поведение и акцентировать внимание на положительных формах проявления любви к ребенку; способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.
Задачи:
Рассмотреть положительные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка.
Довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви.
Расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений.
Совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.
ХОД СОБРАНИЯ
– Здравствуйте, уважаемые родители! (слайд 1)Разговор об отношениях в семье, о любви родителей к своим детям никогда не перестанет быть актуальным.
Не вините детей за мгновенья печали, (слайд 2)Им простите скорей, если в жизни упали,Поднимите любя и о них помолитесь...Это – ваше дитя. Только не отвернитесь.Не теряйте детей – это ваша семья,Нет ведь в жизни милей, чем родное дитя.Лишь отец или мать могут сыну помочь,И "прощаю" сказать, приласкав свою дочь.Не гоните детей за ошибки их прочь,Помогите скорей, если нужно помочь.Пусть родительский дом им подарит приют,Их согреет теплом, и они все поймут.
Ввод в работу. Сообщение темы встречи
Эта тема волнует все поколения родителей. Чтобы понять сегодняшние отношения в семье, я предлагаю начать родительское собрание с теста «Какие мы родители» (Приложение 1), но результат этого теста анализировать вслух мы не будем. Цель данной работы показать, насколько правильно вы оцениваете данную ситуацию в семье.
(Слайд 3)
– Вам предлагается ответить на 14 вопросов быстро и откровенно. При ответе на вопрос вам надо написать одно из слов: «да», «отчасти», иногда», «нет»
(Родители отвечают на вопросы теста)
– При подсчете результатов вам нужно поставить:
2 б. там, где вы ответили «ДА»1 б. – «ИНОГДА», «ОТЧАСТИ»0 б. – «НЕТ»– Считайте количество набранных баллов.
(слайд 4) ПОДВОДИМ ИТОГИ
Обратите внимание на слайд и сделайте для себя вывод:
– если вы набрали > 20 баллов – … (родители читают сами)– если от 10 до 20 – …– если < 10 баллов – …
II. Работа над темой собрания.
1. Актуализация темы
(Слайд 5) Любовь родителей – это возможность удовлетворять эмоциональные потребности ребенка. Подрастая, дети задают один вопрос: «Вы любите меня?»– Какими бы родителями мы не были, мы всегда можем дать утвердительный ответ на этот вопрос…
А как мы любим, и тем более умеем ли любить, над этим как-то задумываться не приходится. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потому и у родителей объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие безусловной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. А ведь для ребенка самое главное – чтобы его любили таким, какой он есть.
Психологами и педагогами выделено много типов родительской любви к детям, среди которых есть такие, которые портят, а не воспитывают детей. Давайте остановимся на них подробнее.
(Слайд 6) Любовь умиления. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она приводит? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления его личностью, не знает понятий «нельзя», «надо». Ребенок не знает своего долга перед родителями, не умеет трудиться. Он не видит других людей с их желаниями и потребностями.
(Слайд 7) Деспотическая любовь. У ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность.В атмосфере мелких придирок, постоянных упреков ребенок ожесточается. Это происходит из-за неумения родителями пользоваться своей властью.
(Слайд 8) Любовь откупа. Родители видят свой долг только в обеспечении всех материальных потребностей ребенка. В семье царит атмосфера духовной пустоты, убожества.Чем больше дефицит ребенка в родительской любви, тем больше его стремление получать её материальные заменители.Ребенку будут совершенно незнакомы сострадание, милосердие.Став взрослыми и строя свои взаимоотношения с другими людьми, дети будут выбирать ложные ценности (деньги, материальные блага).
2. Групповая работа
– Вы прослушали теорию. Давайте вы сейчас попробуете на практике определить тип родительской любви(родителям предлагаются тексты, они их читают и определяют, к какому типу относится)(Приложение 2)
Игра «Паутинка»
-Вот наш ребенок (в роли ребёнка приглашается родитель) Одной из форм родительского внимания, заботы и любви являются ограничения и запреты. Сегодня, каждый предъявляемый запрет, мы переведем в физический и покажем на нашем ребенке. Мы будем в прямом смысле связывать его обязательствами и запретами. Я приготовила ленты. Давайте назовем, что обычно запрещают ребенку (родители называют запреты, например, не бегай, упадёшь, не прыгай, ногу сломаешь, не трогай то, не слушай, это не для твоих ушей, не смотри этот фильм и т.д., а учитель обвязывает «ребенка» лентами) . Легко ли ребёнку от этих запретов?
-Да, не всё ребёнку можно позволить, а что запрещено, должно заранее оговорено.
3. Эмоциональная индукция
(Слайд 9) Какой же должна быть подлинная родительская любовь?В каких проявлениях любви особенно нуждаются наши дети?
Родители часто жалуются на то, что у них много работы, они заняты, и им некогда заниматься воспитанием детей.
Социологи установили, что на воспитание детей у мамы и папы остается ежедневно всего лишь 17 минут.
– Подумайте, что вы можете дать своему ребенку за это время?
– Сегодня мы не будем обсуждать родительские ошибки в воспитании. А поговорим о том, как мы любим своих детей.
(Слайд 10) «Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь?»
Предлагаю вам создать солнце любви к нашим детям. (Достаю солнечный диск)Выберите нужный вам лучик (на лучиках написаны слова: любовь, забота, уважение, ласка и т. д.) Если вы хотите написать что-то свое, воспользуйтесь чистым лучиком и маркером.
– Что же у нас получилось? (Зачитываю) Я проявляю свою любовь …
III. Рефлексия. Обмен впечатлениями
– По завершению собрания я хотела бы подарить вам «формулу любви к своему ребенку». Конечно, без вашей родительской любви, эта формула не будет действенной
Истинная родительская любовь наиболее ясно и ярко проявляется в общении с детьми.
Американские психологи выделили четыре аспекта любви:
(Слайд 11)
(Приложение 1) (раздаю памятки для родителей и читаю слова со слайда)
(слайд 12) – Не забывайте говорить своему ребенку, как вы его любите!
Заканчивая сегодняшнюю нашу встречу, хочется сказать большое спасибо все участникам и выразить надежду, что мне удалось заинтересовать вас и открыть для вас что-нибудь новое.
Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшней нашей встрече.
Пусть наши детки всегда будут здоровы и счастливы!