Методическая разработка по дисциплине Основы права


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПРАВА»
Тема занятия: «Система органов государственной власти и Российской Федерации».
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока:
обучающая: обеспечение усвоения знаний об устройстве, формировании и назначении органов государственной власти в Российской Федерации;
развивающая: формирование правового мышление, развитие познавательной активности студентов;
воспитательная: формирование у студентов правовой культуры, уважения к закону.
Межпредметные связи: правовое обеспечение профессиональной деятельности, обществознание, политология.
Внутрипредметные связи: источники права, правовые нормы, Конституция РФ.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
проблемный;
частично-поисковый.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодня мы проводим урок, на котором мы повторим пройденный материал и изучим новую тему с опорой на слайды и на текст Конституции Российской Федерации.
Повторение пройденного материала.
Фронтальный вопрос. Что такое Конституция РФ? Когда и кем принята Конституция РФ? Какова структура действующей Конституции Российской Федерации? Какие вопросы регулирует Конституция РФ? Назовите классификацию конституционных прав человека? Перечислите свойства Конституции РФ? Что такое учредительный характер, верховенство и высшая юридическая сила Конституции РФ? В чем отличие правового статуса личности от конституционного? Что входит в структуру правового статуса? Назовите виды правового статуса. Что такое общий, специальный и индивидуальный правовой статусы?
Индивидуальная работа. Решение задач.
Задача №1.
Проходя по улице, два приятеля увидели лежавшего на тротуаре человека. Наклонившись над ним, чтобы оказать помощь, они обнаружили, что человек мертв. Испугавшись, приятели попытались скрыться, но они были задержаны проходившим мимо нарядом милиции. Их доставили в отделение милиции и задержали на 72 часа по подозрению в совершении преступления.
Правомерны ли действия сотрудников милиции?
(Нормативный ответ: «Действия сотрудников милиции были не правомерны. Согласно статье 22 Конституции РФ сотрудники милиции не имели право до судебного решения задерживать лиц на срок более 48 часов»).
Задача №2.
Пятнадцатилетний Сурков, содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда за кражу, 20-летний Викентьев, признанный судом недееспособным, 17-летний Рябцев, учащийся техникума, не были допущены к участию в выборах в органы местного самоуправления.
Правомерны ли такие ограничения? (Нормативный ответ: «Неправомерны согласно статье 32 Конституции РФ»).
Задача №3.
Хватов с женой и 19-летней дочерью возвращались из поездки на дачу. Стремясь быстрее попасть домой, он проехал перекресток на красный свет светофора, при этом по неосторожности сбив пешехода. Здоровью последнего был причинен тяжкий вред. В числе свидетелей преступления была и жена Хватова, которая отказалась подавать показания.
Можно ли привлечь ее к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний? (Нормативный ответ: «Согласно статье 51 Конституции РФ Хватова не обязана свидетельствовать против своего супруга, поэтому привлечь ее к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний нельзя»).
Постановка и цели урока. Сегодняшний урок посвящен системе органов государственной власти в РФ. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Раскроем понятие трех ветвей власти, узнаем о порядке формирования и назначения федеральных органов государственной власти.
Изучение нового материала.
Слайд №1 (Тема занятия). Система органов государственной власти в Российской Федерации.
Слайд №2 (План занятия).
Президент Российской Федерации.
Федеральное Собрание Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации.
Судебная власть.
Слайд №3. В мире существуют три вида правового положения президента в системе высших государственных органов:
президент лишь номинально является главой государства и выходит на политическую арену только во времена политических кризисов;
президент, являясь главой исполнительной власти, выполняет и функции главы государства;
президент не входит непосредственно ни в одну ветвь власти, а, сконцентрировав в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе органов государственной власти.
Проблемные вопросы.
Какое правовое положение занимает Президент РФ? При ответе обратите внимание на статью 11 Конституции РФ. (Нормативный ответ: «Президент РФ не относится ни к одной ветви власти»).
Назовите требования, предъявляемые к кандидату на должность Президента Российской Федерации? (Нормативный ответ: «Возраст не менее 35-ти лет, гражданин России, проживает на территории государства не менее 10-ти лет, избирается не более двух сроков подряд»).
Слайд №4 (эвристический вопрос). Назовите правовой статус Президента в Российской Федерации.
Слайд №5 (Правовой статус Президента РФ).
Глава государства;
Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами РФ.
Слайд №6 (рассказ преподавателя). Полномочия Президента в РФ можно разделить на 6 областей:
полномочия, связанные с функционированием федеральных органов государственной власти;
полномочия по отношению к власти законодательной;
полномочия во внешнеполитической области;
полномочия в военной области;
полномочия в правотворческой области;
полномочия по отношению к гражданам.
Групповая форма работы.
Разделимся на микрогруппы по 4 человека, итого у нас образовалось 6 микрогрупп, каждая микрогруппа рассматривает определенную область полномочий Президента РФ.
Откройте главу 4 Конституции РФ, посмотрите статьи 83-90 Конституции РФ, и каждая группа находит соответствующие полномочия, которые принадлежат Президенту РФ.
Нормативные ответы 1-й группы. Называются полномочия, связанные с функционированием федеральных органов государственной власти:
назначает Председателя Правительства;
имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
принимает решения об отставке Правительства;
предлагает кандидатуры Председателя Центрального банка РФ, судей Конституционного суда, Верховного Суда; Высшего Арбитражного Суда; Генерального прокурора; назначает судей других федеральных судов;
формируется и возглавляет Совет Безопасности;
назначает высшее командование Вооруженных Сил;
назначает дипломатических представителей.
Слайд №7 (слайд содержит перечисленные полномочия, преподаватель корректирует работу группы в случае неточных ответов, полномочия записываются в тетрадь).
Нормативные ответы 2-й группы. Называются полномочия по отношению к власти к власти законодательной:
назначает выборы в Государственную Думу;
распускает Государственную Думу;
назначает референдум;
вносит законопроекты в Государственную Думу;
подписывает и обнародует федеральные законы
обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями.
Слайд №8 (слайд содержит перечисленные полномочия, преподаватель корректирует работу группы в случае неточных ответов, полномочия записываются в тетрадь).
Нормативные ответы 3-й группы. Называются полномочия во внешнеполитической области:
осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
подписывает ратификационные грамоты;
принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Слайд №9 (слайд содержит перечисленные полномочия, преподаватель корректирует работу группы в случае неточных ответов, полномочия записываются в тетрадь).
Нормативные ответы 4-й группы. Называются полномочия в военной области:
утверждает военную доктрину;
в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит военное положение.
Слайд №10 (слайд содержит перечисленные полномочия, преподаватель корректирует работу группы в случае неточных ответов, полномочия записываются в тетрадь).
Нормативные ответы 5-й группы. Называются полномочия в правотворческой области:
издает указы и распоряжения.
Нормативные ответы 6-й группы. Называются полномочия по отношению к гражданам:
решает вопросы гражданства;
представляет политическое убежище;
награждает государственными наградами, присваивает почетные звания РФ;
осуществляет помилование.
Слайд №11 (слайд содержит перечисленные полномочия, преподаватель корректирует работу группы в случае неточных ответов, полномочия записываются в тетрадь).
Решение задач.
Слайд №12 (задача).
Еремин, 40 лет, имеющий гражданство Украины и пять лет проживающий на территории Российской Федерации, 2003г. решил выдвинуть свою кандидатуру для участия в выборах на должность Президента РФ.
Подлежит ли регистрации его кандидатура? Если нет, то почему? (Нормативный ответ студентов: «Еремин не подлежит регистрации из-за несоблюдения требований, предъявляемых к кандидату на должность Президента РФ, так как не является гражданином России и проживает на территории РФ меньше 10 лет»).
Слайд №13 (Ветви власти).
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власти.
Эвристический вопрос: «Попробуйте сформулировать определение законодательных органов власти».
Слайд №14 (понятие законодательной власти).
Законодательные органы государственной власти- это образуемые непосредственно народом, подотчетные ему и ответственные перед ним государственные органы, осуществляющие в его интересах государственную власть(записать в тетрадь).
Индивидуальная работа. Проблемные вопросы.
В гл. 5 Конституции РФ найдите ответы на следующие вопросы:
Каким органом является Парламент?
Назовите состав Федерального Собрания?
Как формируется Совет Федерации?
Какое количество депутатов входит в Государственную Думу? На какой срок они избираются?
Слайд №15 (Состав Федерального Собрания РФ).
Слайд №16 (Иллюстрация Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы).
Слайд №17 (Понятие исполнительной власти).
Исполнительные органы государственной власти- это формируемые представительными учреждениями или иным путем органы государства, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность.
Слайд №18 (состав Правительства РФ).
В состав Правительства входит Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры.
Слайд №19 (Председатель Правительства РФ).
Слайд №20 (компетенции Правительства РФ).
разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;
обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
осуществляет управлении федеральной собственностью;
осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
издает постановления и распоряжения.
Слайд №21 (понятие «судебные органы государственной власти).
Судебные органы государственной власти- это органы, осуществляющие судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства(записать в тетрадь).
Эвристический вопрос: «Какие категории судов существуют в России?»
Слайд №22 (категории судов).
Суды Российской Федерации делятся на следующие категории:
Конституционный Суд РФ;
Арбитражный Суд РФ;
суды общей юрисдикции (записать в тетрадь).
Слайды №23, 24, 25 (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ).
Закрепление нового материала.
Фронтальный опрос.
Кем является Президент в России?
Кто возглавляет Федеральное Собрание РФ?
Как формируется Совет Федерации РФ?
Какое число депутатов входит в государственную думу?
Кто входит в состав Правительства РФ?
Кто отрешает от должности Председателя Правительства РФ?
Перечислите категории судов РФ?
Решение задач. Раздаются карточки с задачами.
Задача №1.
Между преподавателями юридического факультета университета возник спор о полномочиях палат Федерального Собрания. Муромцев полагал, что Государственная Дума вправе выдвигать обвинение против Президента РФ с целью импичмента и отрешать его от должности. Савельев считал, что отрешить Президента РФ от должности вправе лишь Совет Федерации.
Кто из них прав?
(Нормативный ответ: «Савельев прав согласно статье 93 Конституции РФ»).
Задача №2.
Назовите, кто из указанных лиц обладает правом законодательной инициативы:
Президент РФ; 2) премьер-министр; 3) депутаты Государственной Думы; 4) Генеральный прокурор РФ.
(Нормативный ответ: «Правом законодательной власти обладает Президент, депутаты Государственной Думы согласно статье 104 Конституции РФ»).
Задача №3.
После трехкратного отклонения предложенной кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ С. К. Иванова Президент не распустил Государственную Думу, а начал вести переговоры с лидерами депутатских фракций и в результате предложил новую кандидатуру, которая и была утверждена Государственной Думой.
Вправе ли Президент РФ трижды предлагать для утверждения Государственной Думы одну и ту же кандидатуру? Приведите правовые аргументы со ссылками на действующие правовые акты в обоснование своей позиции. Вправе ли Государственная Дума утвердить четвертую по счету кандидатуру на должность Председателя Правительства или она должна потребовать роспуска?
(Нормативные ответы студентов: «Президент имеет право трижды предлагать одну и ту же кандидатуру Председателя Правительства. Председатель назначает четвертую кандидатуру Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы согласно статье 111 Конституции РФ и постановлению Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998г. №28-П»).
Подведение итогов.
Слово преподавателя: «В России существует одна власть- государственная, которую осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
На следующем занятии более подробно рассмотрим звенья судебной системы России».
Выставление оценок с комментариями.
Домашнее задание: Конституция Российской Федерации - гл. 4, 5, 6.
Л и т е р а т у р а
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, 2009, №7.
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. – М.: НОРМА, 2003.
Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – 2001.
Малько А. В. Территория государства и права. – М.: Юрись, 2007.
Правоведенье / Под ред. С. С. Маиляна, Н. И. Косяковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.