«Интегрированные (бинарные) уроки – одно из средств повышения познавательной активности обучаемых».


«Интегрированные (бинарные) уроки – одно из средств повышения познавательной активности обучаемых».
Учитель истории МБОУ Ленинской СОШ Коробка И.И.
«Интеграция – это глубокое взаимопроникновение,
слияние, насколько это возможно,
в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области».
Кульневич С. В.
В современное время важно, чтобы выпускник школы обладал разносторонними общеобразовательными знаниями, являющимися базой для овладения различными профессиями в будущем и для успешного прохождения социализации. Только при этом он сможет быть мобильным, т.е. готовым и способным успешно выполнять обязанности по конкретной специальности и перестраиваться на овладение новыми знаниями и умениями. В результате исследований качества подготовки выработана программа формирования умений и навыков, как основа нового содержания образования и выполнения Государственных образовательных стандартов. Новый подход к решению проблемы подготовки школьников включает развитие важных качеств, свойств памяти, внимания, мотивации, характера и других личностных особенностей. Сущность заключается в том, что овладение основами наук должно составлять единый учебно-воспитательный процесс. Поиск путей обновление учебно-воспитательного процесса целенаправленно идет через углубление интегративной деятельности педагогов.
Интегрированные уроки предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся, развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию личности, коммуникативных способностей. Структура интегрированных уроков отличается от классических четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.Бинарная форма обучения по своей структуре и характеру существенно отличается от других видов обучения, т.к. при ней обеспечивается не только целостная связь теории с практикой, но и объединяются темы опорных знаний, имеющий технологический характер. Общеизвестно, что главный смысл обучения вообще заключается в подготовке человека к самостоятельной практической деятельности. Интегрируясь в единое целое, знания и умения приобретают прочность. При раздельном обучении этот процесс замедляется. При бинарном – протекает как непрерывная смена шагов в обучении. Усваиваемые знания не являются однородными, они развернутого характера – вся их совокупность переводится в плоскость практического действия. Характер учебной информации изменяется в зависимости от фазы урока. Бинарное обучение – процесс индуктивно-дедуктивный: от частностей к обобщению и от обобщений к новым частностям. Информация всегда будет носить интегрированный характер, всегда будет качественно новой. В соответствии с этим принципом педагог дозирует учебный материал и деятельность учащихся таким образом, чтобы переход от одного учебного шага к другому, от одной фразы к другой был не простой сменяемостью, а был подчинен обеспечению возрастающей интеграции.
Эффективность бинарных уроков исключительна. Во-первых – соединяются педагогические усилия двух или нескольких педагогов, что позволяет на высоком уровне вести обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого. Имеющиеся недостатки в деятельности одного, компенсируются достоинствами другого. Во-вторых – объединение усилий педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности (особенно когда большая наполняемость классов). При бинарном обучении кооперированного характера педагоги располагают временем, необходимым для изучения результатов своей деятельности в прошедшем шаге, т.к. смена ведущей роли в ходе занятия одного педагога другим, смена познавательных учебных шагов благоприятствует тому, чтобы педагог мог увидеть практические результаты своих действий. В-третьих – усиление индивидуальности обучения. Регулярная смена учебных шагов позволяет выявить тех учащихся, которые нуждаются в особом внимании. В-четвертых – облегчается изучение базисных (сложных) тем. Эти уроки имеют большое значение в плане повышения квалификации самих педагогов, их профессиональной направленности.
При бинарном обучении обеспечивается комплексное сочетание разнообразных методов обучения: диалогический, целевой ориентации, мотивационно-побудительные, коммуникативные, контроля, анализа, совершенствования.
Что дает бинарное обучение школьникам?
Повышение познавательной и практической активности.
Снижение числа случаев механического заучивания материалы.
Уменьшение у учащихся потребности в консультациях педагогов.
Усиление самоконтроля учащихся в процессе выполнения работы.
Усиление способности учащихся работать по обобщенному алгоритму.
Повышение творческой активности.
Повышается воспитательная роль обучения.
При бинарном обучении личность активизируется, формируется чувство успеха, вера в себя, интерес к знаниям. Между учащимися и педагогами благоприятно складывается необходимый воспитательный контакт, взаимопонимание, доверие, согласие, все это позволяет поддерживать у учащихся предрасположенность к правильному реагированию на педагогические требования.
Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного урока (история + география) по теме:
"Курилы — незаконченная страница в истории русско-японских отношений"
Цели урока создать условия для:
формирования знаний об истории и географической значимости, одной из отдалённых территорий России, Курильских островах;
рассмотрения проблемы принадлежности Курильских островов с японской и российской точек зрения; предложения возможных вариантов решения проблемы.
формирования умений и навыков работы с картой, с историческим документом;
развития умения проводить анализ, сравнивать и обобщать.
развития творческой активности, наблюдательности, сотрудничества при работе в группах.
воспитания чувства патриотизма, любви к своей Родине, родному краю; уважения интересов других стран при решении международных проблем.
Ход урока:
Курилы – почва противоречий и раздора.
О. Бондаренко
Учитель географии демонстрирует видеоряд о Курильских островах. Вопрос к ученикам: «Какие ассоциации с точки зрения местоположения демонстрируемых территорий у вас возникли? Назовите и покажите на карте (отметить прикрепляемым значком) данную территорию.
Учитель истории: автор книги “Неизвестные Курилы”, Бондаренко, который долгие годы жил на Курилах, и знает о проблемах не понаслышке писал:
“В Японии нет ни одной политической партии, ни одной организации, ни одного заметного публике деятеля, кто бы соглашался с советско-российским суверенитетом над Южными Курилами или попросту призывал махнуть на них рукой. Для японца вопрос об этих островах лежит не столько даже в политической, экономической или военной области, сколько в сфере национальной психологии”. Как вы думаете, какую тему мы с вами будем сегодня изучать?
"Курилы — незаконченная страница в истории русско-японских отношений"
Сегодня мы будем рассматривать эту сложную проблему, а именно территориальный спор России и Японии о принадлежности Курильских островов, который возник ни вчера, ни сегодня, а достаточно давно. Почему, на ваш взгляд, сегодняшний урок будут проводить у вас два учителя: истории и географии?
(вопрос о территориях с точки зрения географического положения, исторические корни данного вопроса). Какие умения и навыки работы объединяют эти два предмета?
Учитель истории: На уроке вы сегодня будете работать в группах. Всего четыре группы (по количеству исторических вех проблемы). Результатом работы группы будет являться:
Анализ и выводы по работе с географическими картами;
изучение исторического документа, корректировка карты на основе решений закрепленных в этом документе;
предложение возможных вариантов решения проблемы.
Все ваши умения и навыки, проявленные на уроке, будут оценены в «Листах самооценки».
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Ф.И.ученика /оценки за выполнение каждого задания №1 №2 №3 №4 №5 Итог
1. 2. 3. 4. 5. Учитель географии предлагает выполнить задание №1: Дать краткую географическую характеристику Курильских островов.
Мы сейчас с вами познакомимся с краткой географической характеристикой Курильских островов и постараемся предположить, почему обе страны заинтересованы в данной территории. Для этого предлагаем проанализировать карты атласа и предлагаемую информацию (каждой группе конверт с заданием) и оценить: А) географическое положение Б) Геологическое строение и рельеф В) Климат Г) растительный и животный мир.
(Самооценка учащихся в группе)
Учитель географии дает задание №2: в течение 2 -3 минут изучите карту островов и назовите наиболее высокоразвитые, богатые, т.е. привлекательные острова.
Общий вывод после работы в группах: Таким образом, наиболее перспективными островами являются: Шумшу, Парамушир, Симушир, Уруп, Итуруп, Кунашир, Шикотан.
Ученики на карте отмечают цветными значками “Лакомые кусочки Курильских островов”. (Самооценка учащихся в группе)
Вывод: обе страны заинтересованы в данной территории потому, что на островах
богатейшие биологические ресурсы;
наличие ценных полезных ископаемых;
наличие рекреационных ресурсов;
расположение на пересечении морских путей;
наличие удобных бухт для военно-морского флота;
военно-стратегический объект, удобный наблюдательный пункт.
Учитель истории: Одним из важнейших вопросов в теоретических спорах между сторонами является вопрос о приоритете открытия и исследования. В самом деле, кто же был первым? На сегодня однозначного ответа нет. Мы предложим вам три возможные версии, которые существуют сегодня.
Рассказы (опережающее задание) учеников.
Японская версия открытия Курильских островов.
1635г. Мураками Хиронори, вассал южнохоккайдского князя Мацумаэ, побывал на юге Курильских островов. Он составил карту Южных Курил и подарил её правящему дому Иэмици Тогукава в 1644г.
Российская версия.
Российская сторона опровергает эту версию, основываясь на исторических фактах. А именно, после 1638 – 1639гг. Япония жила внутренней закрытой жизнью, изолированной от европейского или иного влияния, поэтому любой выезд из страны карался отрубанием головы. Любые исследования японцев « северных территорий» носил только случайный характер, конкретных целей не преследовал. Более или менее упорядоченное исследование островов японцы начали с 1785г. Россия же осваивала эти острова осмысленно: в силу определенных географических, экономических причин. Некоторые учёные отдают пальму первенства в открытии островов Семёну Дежнёву и братьям Стадухиным, которые побывали на северных Курилах между 1648 – 1654гг. Но наиболее доказанная дата 1711г., когда на острове Шумшу впервые высадились камчатские казаки Данила Анцифиров и Иван Козыревский. Далее исследования идут сплошным потоком.
Третья версия.
Открытие Курильских островов принадлежит ни русским, ни японцам. В 1582г. испанцы натолкнулись на группу островов к северу от Японии. А в 1643г. голландец Мартин Де Фриз побывал на Южных Курилах. Он искал золото, а за одно распространил голландскую юрисдикцию на острова Итуруп, Уруп. В течение 100 лет эти острова под названием « Земля Штатов», « Земля Компании» показывались на европейских картах как владения Голландии.
Учитель истории: Таким образом, на сегодня очень трудно установить истину. Но все же ясно одно, что и для Японии и для России Курилы рассматривались как объект колониальной политики. И та и другая сторона стремились подчинить своему влиянию местное население айнов, обложить их данью, размер которой постоянно рос. И ещё, можно все-таки утверждать, что русские осваивали Курилы с севера, а японцы с юга. В начале XIX в. между сторонами была определена граница. История Курильских островов стала бесконечной историей русско-японских отношений. В их развитии можно выделить четыре вехи:
1855 г. подписание Симодского трактата.
1875 г. подписание Петербургского трактата.
1945 г. отторжение у Японии Сталиным Курильских островов.
1951–1960 г. попытка решения Курильского вопроса на Сан – Франциской конференции 1951 г. 1956 г. – советско-японская декларация.
Учитель истории предлагает задание №3: сегодня на уроке мы проследим эти исторические вехи. Для этого вам предлагается работа в группах. На столе у каждой группы лежит сокращённый текст договора. Ваша задача – изучить его решения, которые закреплены в документе и отобразить их на макете карты (условие – территории отошедшие Японии отобразить синим цветом, России – красным).
Ответы групп с представлением «исправленных» карт (на доске крепят карты и прослеживают динамику территориальных изменений):
№1. Симодский договор – Япония получала все Южные острова, включая о. Итуруп,
Россия получала все Северные Курилы, включая о. Уруп. Таким образом, Россия получала огромное влияние в регионе, фактически не пожертвовав ни чем.
№2. Петербургский трактат – Япония получала все Курильские острова, Россия – о. Сахалин. С подписанием Петербургского трактата Япония начинает активно осваивать острова. Курилы укрепляются и в военном отношении. К концу 30-х гг. XX века военное население преобладает над гражданским.
№3. Соглашение по Дальнему Востоку 1945 г. Передача Курильских островов СССР и возврат Южной части Сахалина. Это соглашение было подписано ещё до окончания войны, негласно вступило в силу после капитуляции Японии.
Учитель истории: 1946–1948 г. для жителей Курил – это страшный период. По приказу Сталина началось выселение японцев с островов. С собой им разрешалось увозить личное имущество весом не более 20 к г. Скот, инвентарь, деньги вывозить не разрешалось. Никакой компенсации. Те, кто не хотел уезжать добровольно, выселяли силой. Айны уезжали вместе с японцами. Из всех “инородцев” на Курилах оставались только корейцы. Новая попытка изменить ситуацию была предпринята в 50-е годы.
№4 Сан-Франциский мирный договор, советско-японская декларация. Передача островов только после заключения мирного договора между странами, поэтому ситуация не изменилась.
Учитель истории: Более того, когда Япония и США заключили между собой договор в 1960 г. СССР вообще перестал как-либо рассматривать ситуацию с Курилами.
Учитель истории: Подавляющее большинство молодых россиян сегодня либо ничего не знает о сущности “территориального вопроса”, либо пребывает заблуждении, что “исконно японские” Курильские острова были отторжены от Японии СССР в результате II Мировой войны. В японском общественном мнении эта мысль укоренилась очень прочно. Истина в том, что “исконно” Курильские острова не принадлежат ни России, ни Японии. Они были заселены племенами айнов – людьми со специфическими чертами европейской расы. Отношение к Курильской проблеме в Российской империи, в СССР, РФ менялось чуть ли не с каждым новым главой государства. Но несмотря на трудности проблемы северных территорий, необходимо и Японии и России развивать сотрудничество, это выгодно обоим сторонам. А так как Россия входит в “большую восьмёрку” стран мира, появилось больше возможностей для укрепления доверия, взаимодействия на мировой арене. Это должно способствовать заключению мирного договора. Есть шанс решить этот вопрос. При решении проблемы Курильских островов нужно учитывать ряд факторов.
Учитель истории предлагает задание №4: Какие возможные варианты решения проблемы можете предложить вы. Опираясь на различные источники, прежде всего на материалы СМИ. Свои варианты оформите на листах, можно использовать «конверт помощи». В нем вы найдете иллюстрацию и несколько вариантов решения проблемы. Выберите ту подпись, которая подходит к вашей иллюстрации и представьте полученный «плакат».
Ответы групп:
на японских географических картах территории Курильских островов уже давно включены в состав Японии.
создание под совместным управлением свободных экономических зон. Но сезон создания таких зон в Азии закончен в 80-е годы. Сахалинцы против создания такой зоны на Курилах, т. к. это может привести к исключению Курил из состава Сахалина.
Курильский регион один из “эпицентров” рыбной контрабанды. Наши рыбаки вынуждены сбывать свою продукцию японцам и другим иностранным покупателям вдвое, втрое дешевле среднемировых цен. Российские граждане протестуют.
Аренда иностранными фирмами ресурсных районов Курил с российским участием. Подобный вариант имеет региональную и мировую практику. При этом сохраняется суверенитет государства в спорных территориях. Срок аренды не более 15-20 лет.
Какой из вариантов предложили бы вы? (подвести учеников к последнему выводу).
Учителя делают выводы: “Курильский орешек” необходимо разгрызть. Необходимо найти способы, которые бы отражали действительность, просчитывали последствия на сто ходов вперед и спасли бы острова от забвения.
Оценивают работу учеников на основе «Листов самооценки» и их участия в уроке.