ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА — ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Перфильева Маргарита Альбертовна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
МОУ СОШ №29 г. Северодвинска
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА - ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Родной край, малая родина ,то место, где появился на белый свет, сделал первые шаги, сказал первые слова, увидел солнце, небо, землю, дерево, животное, у каждого своё. Это понятие связывает человека с местом и людьми, близкими ему с рождения. У глагола «любить» не может быть повелительного наклонения, потому что в возникновении любви властно одно только сердце. Оно само выбирает, что любить, а что-нет. Давно живёт призыв « Люби и знай свой край». Знать можно, а вот любить- вопрос. Надо суметь так воздействовать на восприятие и чувства ребёнка, чтобы любовь к родному краю сама возникла внутри его существа, как отклик на то доброе и родное, что связано с его малой родиной. Важность данной проблемы отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. Вся работа по изучению материалов Регионального Компонента ( далее РК ) предусматривает решение следующих основных задач: в области образования: приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе; в области воспитания: содействие гармоничному развитию личности школьника; совершенствование духовных и физических потребностей; формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств; гуманное отношение к окружающей среде; воспитание патриотизма, любви к родному краю; создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.
Актуальностью изучения материалов РК можно считать следующее положение в начальной школе, а именно отсутствие программных учебных материалов, рассчитанных на более высокую познавательную активность детей, достигающих уровня субъективно-творческих задач, посильного исследования, конструирования, творчества.
Программные материалы РК диктуются необходимостью формирования начальных представлений о самобытности культуры Русского Севера, являющейся частью национальной культуры; знакомства через региональную литературу с миром человеческих отношений; расширение читательского кругозора; ознакомление учащихся с лучшими произведениями региональной детской литературы.
Функции работы с материалами РК: обучающая- помогает овладевать знаниями; диагностическая- помогает в познании ребёнка учителем и детям в самопознании; терапевтическая- помогает преодолевать трудности, создаёт ситуацию успеха и вносит позитивные изменения в личностные показатели; коммуникативная- помогает освоить диалектику общения; занимательная- доставляет удовольствие, пробуждает интерес.
Цель работы с РК: дать детям целостное представление о русской северной культуре. Задачи работы: приобщить детей к истокам северного народного творчества, народной культуре; обогатить содержание детского творчества; развить интеллект и чувства детей. Содержание работы: учебная и воспитательная работа по программе РК в течение 4 лет. Мною разработана и апробирована система работы по данной теме. Она состоит из блоков в соответствии с направлениями работы, которые определены с учётом возраста и познавательной активности учащихся. Блоки имеют двойное название: методическое и игровое. Последовательность работы- главный принцип, который определяет структуру построения блоков: от простого к сложному.
Новизна работы: работа с материалами РК систематизирована и включается в учебный процесс, в индивидуально- групповые занятия, во внеклассную работу.
Направления работы: Моя семья, традиции моей семьи; Знаменитые люди города, области; Предприятия города, профессии горожан; Наследие культуры, фольклора; Природа Севера.
Система работы по теме: 1 блок- пополнение знаний о прошлом Севера; 2 блок- ознакомление с достопримечательностями города и его окрестностей; 3 блок- ознакомление с достопримечательностями областного центра и области; 4 блок- ознакомление с литературным наследием северян и произведениями современников; 5 блок- знакомство с предметами старины, их историей, значением; 6 блок- изготовление предметов быта на уроках технологии; 7 блок- изображение предметов быта на уроках изобразительного искусства.
Формы работы в образовательном процессе: урок, урок в нетрадиционной форме, этап урока, индивидуально- групповые занятия, внеклассная работа.
Реализация системы работы происходит на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка, технологии, изобразительного искусства.
Одним из видов реализации содержания регионального компонента на уроках является чтение литературных сказок Писахова, Шергина, стихов северных поэтов, исторических статей и последующая работа: конкурс на лучшего чтеца, конкурс инсценировок, составление картинных планов, рисунков к прочитанным произведениям, классное чтение журнала «Северодвинск», альбомов и другой периодической литературы. Систематическая работа на уроках литературного чтения и русского языка со словарём- справочником слов Архангельской области способствует формированию не только краеведческих знаний, но и широкого круга лингвистических представлений и понятий, общеучебных умений и навыков. В связи с этим можно выделить этапы работы с пособием: обучение работе со словарём-справочником, использование пособия как источника обогащения речи детей словами краеведческой тематики, использование пособия как источника знаний о русском языке. При проведении уроков развития речи – написание отзывов, статей в классную газету по материалам экскурсий, написание писем о родном крае, о знаменитых людях города, области, составление синквейнов.
На уроках окружающего мира расширение знаний о природных объектах Архангельской области : заповедниках, заказниках, о месторождениях полезных ископаемых, минеральных источниках, их местоположении и значении для жителей области; составление проектов о пользе минеральной воды, мела, водорослей. При изучении программных тем «Природные зоны», «Человек», «Природные сообщества» акцентирую внимание детей на местоположение, климат, объекты растительного и животного мира, занятия населения Севера. Наибольший интерес вызывает у детей составление кроссвордов на темы: «Улицы Северодвинска», «Предприятия города», «Растения города», составление маршрутных листов «Дорога в городской парк», «Путь в поликлинику», рисование памяток «Поведение у железной дороги», «Поведение в походе».
Нетрадиционная форма урока- это проведение таких уроков, как:
-Урок-спектакль ( инсценирование сказки, небылицы, потешки)
-Урок-игра ( на знание улиц, предприятий, учреждений культуры и отдыха города)
-Урок-праздник ( календарные и народные праздники, праздники класса)
-Урок-заочная экскурсия ( знакомство с музеями, памятниками города при помощи мультимедийных презентаций)
-Урок-театр ( чтение произведений северных авторов актёрами Северодвинского Драматического театра)
-Урок-мастер-класс ( обучение детей художественным промыслам специалистами Северодвинского Краеведческого музея)
-Урок археологии ( проведение факультативного курса «Я-Северянин» преподавателем ДЮЦ , учителем истории Галушиным А.С.)
- -Уроки выживания ( с работниками Спасательной службы МЧС России)
-Уроки-викторины ( одна часть готовит вопросы по прочитанным произведениям, другая_ готовится отвечать)
-Урок-экскурсия по микрорайону с беседой по краеведению
-Урок-конкурс стихов северных поэтов
-Урок-марафон ( кто больше знает произведений фольклора)
-Урок-вернисаж( защита рисунков по материалам экскурсии)
Реализация системы работы по теме на индивидуально-групповых занятиях
Условия: работа в малых группах, в которых собираются дети с одинаковым объёмом знаний, умений и навыков, задания соответствуют их интересам и возможностям, работу проводит как учитель, так и кто-то из учеников.
-На занятиях отрабатываются пройденные вопросы, так и новые материалы, с которыми ещё только предстоит знакомство.
Реализация системы работы с материалами РК во внеклассной работе:
-Детские праздники( с приглашением членов семьи, рассказ о членах семьи, составление рассказов о профессиях родителей, бабушек, дедушек)-Проведение тематических праздников ( День Рыбака, День Моряка, День Музея, День Герба семьи)-Проведение экскурсий( по городу, в Куртяево, в Пикалёво, в Нёноксу, в краеведческий музей, в музей Поморья, музей Писахова, в музей-заповедник Малые Корелы, в село Ломоносово)
-Участие в городском конкурсе научных работ «Мы-учёные будущего», в городской олимпиаде о М.В. Ломоносове, в областном конкурсе «Разговор о правильном
питании»
-Посещение выставок декоративно-прикладного искусства в ЦЮНТТ, в ДЮЦе, концертов в ДМШ.
Всё увиденное и услышанное во внеклассной работе вызывает у детей интерес, любознательность, желание принимать участие, порыв научиться и овладеть северными техниками изготовления и украшения предметов быта северян. Это всё реализуется на уроках технологии и изобразительного искусства: изготовление модели русской печи, самовара, утюга, кукол из ниток, ткани, пластилина, козули, каркасные модели северных построек, изготовление оберегов, освоение элементов северной вышивки, изготовление мукосолей, мозаики и панно из природного материала. Работы, сделанные своими руками, очень высоко ценятся детьми и появляется гордость за приобретённые умения.
Тесно переплетаются по темам уроки технологии с уроками изобразительного искусства: рисование русской печи с подбором пословиц, рисование самовара, роспись колокола, козули, обучение элементам северной росписи, рисование северного дома, выполнение орнамента для украшения дома ( наличников, конька, мебели, посуды, игрушек, прялки, рукавичек), рисование бытовых сцен жизни жителей Севера ( ловля рыбы, охота, хороводы, забавы), тематическое рисование по результатам экскурсий.
Изучение материалов РК объединяет предметы начальной школы в единый учебно-познавательный процесс, что позволяет осуществлять межпредметные связи.Вот один из примеров такой работы: на уроке литературного чтения- чтение сказки С. Писахова
«Северное сияние», инсценирование сказки, на уроке окружающего мира-сообщение о природе северного сияния, на уроке изобразительного искусства- рисование сполохов на ночном небе, на уроке технологии- плетение косы из трёх прядей с украшением.
Знания и умения, полученные при изучении материалов РК, учитываются, дополняются, конкретизируются, используются при освоении других разделов. Навыки и умения развиваются, а знания расширяются через межпредметные связи, по единой системе, включающей все предметы начальной школы. Данный подход позволяет объединить занятия единой идеей: восхищение, гордость, любовь к родному дому, семье; всё это развивает творческое воображение, наблюдательность.
Результатами работы по реализации регионального содержания можно считать следующее:
-эффективное формирование ключевых образовательных компетенций( общекультурных, коммуникативных, социально-трудовых); повышение успеваемости учащихся; активное участие в конкурсе исследовательских работ по теме краеведения;-призовые места в предметных олимпиадах.
15