Программа по духовно-нравственному воспитанию (1 — 3 класс)
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа - интернат № 12 VIII вида»
«С О Г Л А С О В А Н О»
заместитель директора
по ВР (коррекционной)
школы – интерната № 12
________________________
Е. В. Курочкина
«____» сентября 2015 г. «Р А С С М О Т Р Е Н О»
на заседании методического объединения воспитателей
протокол № ____
от «__»____________2015 г.
Р А С С М О Т Р Е Н О
на педагогическом совете
протокол № _____
от «___»____________2015 г. «У Т В Е Р Ж Д А Ю»
директор специальной(коррекционной)
школы-интерната № 12
______________________
И. А. Голубева
«____» сентября 2015 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по духовно-нравственному воспитанию
1-3 класса
Воспитатель: Сергеева Светлана Владимировна
Количество учебных часов по программе: 34 часа
Количество учебных часов в неделю: 1 час
Паспорт Программы
Наименование
Программы Адаптированная рабочаяпрограмма духовно-нравственному воспитанию для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ГКС (К) ОУ школа – интернат №12 VIII вида
Основания для разработки Программы Конституция РФ
Конвенция ООН о правах ребенка
Конвенция о правах инвалидов
Федеральный закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Устава ГКС(К)ОУ школы-интерната № 12
Воспитательной программы ГКС(К)ОУ школы-интерната № 12.
Заказчик Программы Администрация ГКС (К) ОУ школы – интерната №12
Координатор Программы Администрация ГКС (К) ОУ школы – интерната №12
Основной разработчик Программы Администрация ГКС (К) ОУ школы – интерната №12
творческая группа педагогов
Стратегическая цель Программы Создание в ГКС (К) ОУ школе – интернате №12 воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями развития с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптациии интеграции выпускника учебного учреждения
Стратегические задачи Программы -организация деятельности педагогического коллектива по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников, созданию комфортных условий для обучения и воспитания детей;
-организация оптимального воспитательного поля, единого коррекционно-воспитательного режима в школе-интернате.
- воспитание и развитие личности, способной к саморегуляции эмоций и мотивов поведения, к самоопределению и самореабилитации в семье и в социуме,
- обучение и привитие прочных навыков самообслуживания;
- формирование познавательных интересов;
-выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла,
- обеспечение выпускникам объема знаний, умений, навыков, социального опыта необходимых для успешной интеграции во взрослую жизнь;
Сроки реализации Программы 2015 – 2016 учебный год.
Основные мероприятия Программы Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ, в том числе и умственно отсталыми обучающимися академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве.
Качественная организация социально – персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью.
Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности. Терпимости, сострадания, сопереживания.
Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.
Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.
Источники финансирования Государственный бюджет, внебюджетные средства образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально – экономической эффективности Готовность выпускника с ограниченными возможностями здоровья к позитивной самореализации и социализации в динамично изменяющемся социальном окружении
Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии до 50%.
Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами до 50%
Система организации контроля исполнения Программы Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет.
Контроль хода исполнения адаптированной Программы осуществляет зам. директора по ВР
Постановление об утверждении Программы Решение педагогического совета
Протокол № __ от «___»_________ 2015г.
Содержание:
Пояснительная записка
Цели и задачи
Виды деятельности
Методы реализации
Материальное обеспечение
Календарно-тематическое планирование
Литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСАКА
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Конституции РФ
2. Конвенции ООН о правах ребенка.
3. Конвенции о правах инвалидов
4. Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
5. Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
6. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
7. Устава ГКС(К)ОУ школы-интерната №12
8.Воспитательной программы ГКС(К)ОУ школы-интерната №12
Программа составлена из расчета на 34 часа в год (1 час в неделю) на изучение в 1-3 классе.
Программа духовно-нравственного воспитания позволяет еще больше расширить спектр образования, так как направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни – театром, музеев, библиотек и т.д.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Действительно, современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся. Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали (таких примеров, к сожалению, можно привести немало: ученик видит, как сотрудник ГИБДД или контролёр в электричке берут взятки, или наблюдает каждый день заваленные мусором обочины дорог, обшарпанные и исписанные стены).
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Немаловажную роль в деятельности воспитателя играет работа по нравственному и духовному воспитанию, становлению и сплочению детского коллектива.
Основная цель: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, усвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
Перед воспитателем при этом стоят важные задачи:
Развивать у учащихся коммуникативные навыки;
Воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
Способствовать освоению учащимися основных социальных ролей, моральных и этических норм;
Способствовать формированию умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступкам других людей, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях;
Познакомить с основными правилами делового и бытового этикета;
Формировать понимание значения дружбы для каждого ребенка.
Вся программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, выказывать чувство сострадания, стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке. Достижению поставленной цели духовно-нравственного развития и воспитания будут способствовать решение следующих основных задач:
создание и поддержка воспитательного уклада школьной жизни;
реализация воспитательного потенциала познавательной деятельности младшего школьника на занятиях;
реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности младших школьников;
начало формирования коллектива в классах;
налаживание социального партнерства школы с семьями учащихся.
Методы реализации программы:
Словесный (раскрытие понятий «духовность», «нравственность», «доброта», «человечность», «сочувствие»)
Наглядный
Практический
Виды деятельности:
Беседа
Разучивание стихотворений
Игры
Конкурсы
Материальное обеспечение:
Карандаши
Бумага
Краски
Иллюстрации
К концу обучения учащиеся должны иметь:
Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
Уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
Знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Литература:
Т.Н.Максимова «Классные часы»
О.Е.Жиренко «Я – гражданин России» Классные часы
Л.И.Гайдина «ГПД 1-2 классы»
Н.Ф.Дик «Классные часы»
Интернет-сайт «Открытый урок»
Интернет-сайт «nsportal»
Интернет-сайт «Первое сентября»
А.В. Давыдова «Классные часы»
Календарно-тематическое планирование
Дата Тема занятия Форма работы Литература
3.09 «Здравствуй школа!» Рассказ, беседа Т.Н.Максимова «Классные часы»
О.Е.Жиренко «Я – гражданин России» Классные часы
А. В. Давыдова« Классные часы»
10.09 «Ты – ученик!» Рассказ, беседа, игра 17.09 «Перемена с увлечением» Рассказ, обсуждение ситуаций 24.09 «Школа вежливости» Рассказ, беседа 1.10 «Здравствуйте!» Рассказ, беседа 15.10 Русская народная сказка «Каша из топора» Чтение, обсуждение ситуации 22.10 «Что такое хорошо и что такое плохо?» Беседа, обсуждение 29.10 И.А. Крылов басня «Ворона и лиса» Рассказ, беседа 5.11 Твоё русское имя Беседа, информационный блог 12.11 Нужно ли уважать себя Час общения 26.11 Церковь и государство Чтение, беседа 3.12 «Доброе слово – что ясный день» Рассказ, беседа, обсуждение ситуаций Н.Ф.Дик «Классные часы»
Интернет-сайт «Открытый урок»
Интернет-сайт «nsportal»
Интернет-сайт «Первое сентября»
А. В. Давыдова « Классные часы»
Интернет сайт «detskiychas.ru»
10.12 Дружба- это….. Беседа, обсуждение 17.12 Настоящий друг Беседа, обсуждение 24.12 Подготовка к Новому году Репетиция 7.01 Новый год. История праздника Час общения 14.01 «Когда лень – всё идет через пень» Рассказ, беседа 21.01 «Человек среди людей» Рассказ, беседа 28.01 «Можно и не ссориться» Рассказ, конкурсы 4.02 «Чем сердиться, лучше помириться» Стихи, конкурсы 11.02 День Защитника Отечества Подготовка к празднику 25.02 Стыд и совесть Час общения . Разбор ситуаций 3.03 «Загляните в мамины глаза» Рассказ, беседа 10.03 Сказка Л.Н.Толстого «Два товарища» Чтение, беседа, пересказ 17.03 «Правила безопасности при общении с животными» Рассказ, беседа 24.03 Сказка «Лиса Патрикеевна» Чтение, обсуждение 31.03 О первом полёте в космос. Рассказ для детей Чтение, обсуждение 14.04 «Чудо земли – хлеб» Рассказ, беседа 21.04 Сказка «Колосок» Чтение, обсуждение, зарисовка 28.04 Рассказ о празднике Пасха Чтение, обсуждение, зарисовка 5.05 Подготовка к 9 мая Подготовка к празднику 12.05 «Я иду в гости» Рассказ, беседа, конкурсы 19.05 «Ученик и его отношение к труду» Рассказ, беседа 26.05 «Здравствуй, лето красное!» Рассказ, стихи, конкурсы