«Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов в урочное и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»


«Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов в урочное и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»
Изменение современного общества ведет к изменению в образовании, человек должен самосовершенствоваться, чтобы стать успешным. Образование должно быть направлено на развитие умения мыслить, анализировать, строить суждения, находить ответы на поставленные вопросы, решать задачи различного уровня трудности, используя средства информации, познавательную и научную литературу. Следовательно, педагог, должен идти вперед более быстрыми темпами изучать новые методики, материалы, позволяющие должным образом организовать учебный процесс.
Над данным вопросом работали не только ученые и педагоги в нашей стране (Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман и др.), но и за рубежом (Д. Брунер, И.Ломпшер, Е.Флешнерова и др). Современные материалы можно найти на образовательных сайтах, как педагогических вузов, так и на сайтах представляющих опыт работы педагогов.
При совершенствование методов обучения и воспитания, применяю следующие образовательные технологии:
Образовательная технология: Метод проектов
Цель применения образовательной технологии: Развитие исследовательских и самостоятельных способностей учащихся, умение находить и выбирать необходимую информацию
Формируемые компетенции: Поисковые, коммуникативные, информационные, исследовательские, презентационные, «мыследеятельностные»
Эффекты, результативность использования образовательной технологии: Обучающиеся приобрели: выдвигать идеи, формулировать цели и задачи, обосновывать выбор методов, планировать деятельность; умение работать в команде, выражать свои мысли, идеи, взаимодействовать в группе; выделять главное, структурировать информацию, передавать её; анализировать полученные данные и результаты работы; умение представлять свои работы.
Технология развития критического мышления
Цель применения образовательной технологии: развитие мыслительных навыков обучающихся, создание атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, размышляют над процессом обучения, подтверждают или опровергают, расширяют знания, чувства об окружающем мире.
Формируемые компетенции: Образовательная, учебная, познавательная, информационная, коммуникативная
Эффекты, результативность использования образовательной технологии: Обучающиеся приобрели:способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; умение вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Проверочные работы, проведенные в рамках внутришкольного контроля, подтверждают качество знаний по основным предметам
Технология проблемного обучения
Цель применения образовательной технологии: формируется умение творчески, нестандартно решать поставленные задачи; при реализации проблемного подхода большинство обучающихся проявляют больший интерес к изучению предметов, что позволяет вывести их на уровень проектов.
Формируемые компетенции: Персональная, коммуникативная, общекультурная, продуктивная
Эффекты, результативность использования образовательной технологии: Результаты показали, что учителю удалось достичь высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления, речи каждого ученика, повысился интеллектуальный уровень обучающихся, их познавательная активность.
Технология портфолиоЦель применения образовательной технологии: Позволяет особым образом оценить успехи обучающихся, его прогресс повысить самооценку
Формируемые компетенции: Коммуникативная, информационная, мотивационная,
Эффекты, результативность использования образовательной технологии: Ученику позволила создать «ситуацию успеха», повысить самооценку, раскрыть способности ученика, формировать творческие и познавательные интересы, формировать навыки саморефлексии, моральных и интеллектуальных качеств.
Технология продуктивного чтения
Цель применения образовательной технологии: Научить самостоятельно понимать текст, вычитывать смысл, строить работу с текстом в таком порядке: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; ведение диалога с автором; развивать воображение
Формируемые компетенции: Мотивационные, предметные, личностные
Эффекты, результативность использования образовательной технологии: Учащийся учится высказывать свое предположение относительно героев текста, действия, происходящего в тексте, ученик учится анализировать текст до чтения, во время чтения и после чтения, что позволяет осознать прочитанное. Во время работы с текстом развивается творческое воображение. Систематическая работа по данной технологии позволяет учителю повысить результаты техники чтения. Кроме того, данная технология позволяет работать над выразительностью при чтении текстов. Анализ содержания текста, позволяет прочувствовать настроение героев и авторское отношение к ним, что позволяет повысить и выразительность чтения художественных текстов.
Технология оценивания образовательных достижений
Цель применения образовательной технологии: Научить самостоятельно оценивать свои достижения, что обеспечит большую комфортность. Создание комфортного психологического климата на уроках.
Формируемые компетенции: Личностные, социальные, коммуникативные, предметные
Эффекты, результативность использования образовательной технологии: Развивает умение учащихся оценивать результат своего труда и пути решения поставленных задач, учит контролировать самого себя, находить и исправлять допущенные ошибки, активирует на успех, бережет психологическое здоровье учащихся.В своей работе педагог использует: цветовые знаки, оценочные линеечки, листы индивидуальных достижений
Технология разноуровневого и дифференцированного обучения
Цель применения образовательной технологии: обеспечить мотивацию к изучению предметов; придать уверенность в их освоении, учитывая психические и физиологические факторы; гибкое включение в образовательную среду; дифференцированный подход в оценке знаний.
Формируемые компетенции: Мотивационная, предметная, социальная,
личностная
Эффекты, результативность использования образовательной технологии: Результаты диагностики, проведённой психологами школы, результаты внутришкольного контроля показывают:
учителю удалось мотивировать детей на изучение предметов, занятия в группах и парах способствовали развитию взаимопомощи и взаимовыручки.
Список использованной литературы:
Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. –Томкс,2007
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Е.А. Самойлова Технология продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе// журнал «Начальная школа До и После» № 8, 2012
Иванов А.В. Портфолио в начальной школе. –М,2012
Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. М.:, 2004
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. -М.,2001
Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова: учебное пособие. – Самара, 2006
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000