Статья ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
С. В. КрасоваГБОУ СОШ с. Пестравка м. р. Пестравский Самарской области
В данной статье рассмотрена роль технологии сотрудничества в формировании личностных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся начальных классов.
Ключевые слова: технология обучения сотрудничества, групповая работа, учебная дискуссия.
Обучение в современных условиях предполагает отказ от преимущественно репродуктивных методик и применение методик творческой  деятельности.  Ученики уже не являются пассивными слушателями на уроке. Они наблюдают, анализируют, группируют, сопоставляют,  проводят аналогии, ждут новых форм знакомства с материалом, где  могла бы проявиться их самостоятельность и деятельных характер мышления. Работа на уроках направлена не только на воспроизведение знаний, но и на их преобразование. В работе с детьми, привыкшими к творческой деятельности, многие приемы и методы традиционной педагогики оказываются неэффективными, поэтому и возникла необходимость применение новых образовательных технологий, которые носят развивающий характер  и отвечают требования современного общества.
Идея учебного сотрудничества ориентирует обучающихся на успех, что даёт возможность изучать учебный материал в системе, ориентировать школьников на цель учебной деятельности, определять систему ученического самоконтроля и самооценки.
«Для того, чтобы ребёнок успевал, хорошо учился, – писал В.А.Сухомлинский,- надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». Учебное сотрудничество направлено на одно – дать ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отставал. Система работы учителя состоит из следующих компонентов:
Учение без принуждения, т.к. интерес к учению есть только там, где есть уверенность в успехе.
Идея трудной цели помогает поддерживать дух сотрудничества и верить в возможность преодоления трудности.
Идея опоры. Чтобы даже самый слабый ученик мог отвечать достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора.
Идея свободного выбора. Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор.
Технология обучения в сотрудничестве.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного.
В своей работе чаще всего использую такие формы организации обучения в сотрудничестве:
•учебная дискуссия;
•работа в группах;
Я считаю, что в основе всех перечисленных форм организации  обучения в сотрудничестве лежит умение проводить внутриклассную дискуссию.
Учебная дискуссия - одна из важнейших форм образовательной деятельности, которая:
стимулирует инициативность учащихся;
развивает рефлексивное мышление;
формирует коммуникативную и дискуссионную культуру.
 Однако перед учителем, который является организатором общеклассной дискуссии, встает ряд задач:
учитель не должен злоупотреблять своими репликами, высказываниями, монологами, т.е. заменять самоорганизацию детей прямым управлением;
учитель должен стимулировать, побуждать участников к обмену точками зрения;
обмен мнениями между участниками дискуссии должен происходить свободно;
предпочтение необходимо отдавать открытым вопросам, которые не предполагают краткого, однозначного ответа (это вопросы типа «Как?», «Почему?», «При каких условиях?» и др.), а также оценочным вопросам, которые связаны с выработкой учеником собственной оценки того или иного явления, собственного суждения;
учитель должен уметь выдерживать «паузу ожидания» между своим вопросом и ответами учащихся.
Учитель должен регулировать соблюдение определенных правил обсуждения всеми участниками:
все высказывания должны относиться к обсуждаемой теме;
можно вносить поправки, развивать (дополнять) или подвергать сомнению высказанные ранее суждения;
допустимо ставить под вопрос неточные высказывания;
все утверждения должны сопровождаться обоснованием.
Что касается работы в группах, то я убедилась, что она одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:
дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку;
дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя;
дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться .дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.           
Применяя на практике технологию учебного сотрудничества, я убедилась в огромных возможностях этого метода обучения.
Во-первых, совместная деятельность влияет на характер межличностных отношений в классе, что положительно отражается на сплоченности коллектива учащихся.
Во-вторых, в процессе совместной деятельности происходит индивидуальное развитие каждого ребенка:
•дети готовы действовать даже в самых рискованных условиях, требующих поиска новых способов действия, так как, находясь в группе (в классе), где им комфортно, уютно, они чувствуют себя защищенными, уверенными в успехе;
•растет познавательная активность и творческая самостоятельность каждого ученика, так как возникает необходимость постоянного обмена мнениями;
•снимаются многие дисциплинарные трудности, потому что у детей, вовлеченных в совместную деятельность, заинтересованных в достижении успеха, не остается времени на дисциплинарные нарушения;
•ученики приобретают важнейшие социальные навыки: они учатся выслушивать мнения одноклассников, учатся быть тактичными, ответственными.
Все это положительно сказывается и на усвоении учебного материала: дети более глубоко понимают усваиваемый материал, приучаются анализировать учебные ситуации, у них качественнее отрабатываются действия моделирования, формируются действия контроля и оценки.
Освоение навыков групповой работы требуется учащимся не только для повышения эффективности учебных занятий. Умение работать в коллективе становится одним из главных требований к современному работнику любой специальности. Весь мир и Россия быстро продвигаются навстречу информационному обществу. Командная работа становится нормой, она проникает во все сферы нашей жизни. Школьники с такой работой, как правило, не знакомы (возможно, они слышали об этом, но не владеют навыками такой деятельности), поэтому необходимо их этому научить.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ильин Г.Л. Проблемы педагогики сотрудничества /Г.Л. Ильин// Академ. книга.-М.,2012 г. - №3. - С.38-42.
Корнетов Г.Б. На пути к педагогике свободы//Школьные технологии. - 2011 г. № 4.-С.12-18.
Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесникововй - М.: Издательский центр «Академия», 2012 г. - 288с
This article describes the role of technology cooperation in the formation of personal and universal communicative learning activities of students in primary schools.
Key words: education technology cooperation, group work, training discussion.