Мастер-класс «Обеспечение активности и активной позиции ребенка на уроке» Автор: Буржинова Эльза Борисовна, учитель начальных классов ЭПК Категория слушателей: студенты курса Элистинского педагогического колледжа
Мастер-класс
"Обеспечение активности и активной позиции ребенка на уроке"
Автор: Буржинова Эльза Борисовна, учитель начальных классов ЭПК
Категория слушателей: студенты курса Элистинского педагогического колледжа
Дата проведения : Цель мастер класса:
создать условия для формирования навыка обеспечения активной позиции ребенка на уроке;
познакомить в чём суть изменений урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Знакомство со слушателями мастер-класса - Добрый день, уважаемые студенты, будущие колллеги. Я – Буржинова Эльза Борисовна, учитель начальных классов, 1 категории, в данный момент работаю в 3 классе по УМК "Школа России". Предлагаю вам поработать на нашем занятии над темой «Обеспечение активности и активной позиции ребенка на уроке» 2. Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса Участникам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос "Чего я ожидаю от класса?". - А теперь послушаем ваши ответы. 3. Постановка задач мастер-класса - Сегодня на нашем занятии вы узнаете 1. В чём суть изменений урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования? 2. Ключевые позиции современного урока. 3. Правила в работе с детьми. 4. Основная часть.
Давайте обратимся к эпиграфу: слова Уильяма Уорда: "Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет". - Как вы их понимаете? - В национальной президентской инициативе «Наша Новая школа», утверждённой Президентом РФ Д.А. Медведевым в феврале 2010 г., говорится о том, какой должна быть школа в 21 веке. Даются характеристики новой школы. Идёт речь и об учителях - "это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…". Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому? Вот и попробуем ответить на этот вопрос на нашем занятии. - Для начала давайте определимся с понятием, что такое активность в учебном процессе? - Под активностью в учебном процессе подразумевается такое количество деятельности, которые характеризуются высоким уровнем мотивации, созданной потребностью к усвоению умений и навыков, результативностью. Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок. В чём отличие дидактических требований к этим урокам? Что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся? Учитель должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). Ключевые позиции современного урока:
Активная позиция учащихся на уроке. Ученик на уроке – учится сам, учит других.
Уход от моноактивности учителя на уроке. Учитель на уроке – «дирижер», создающий условия для развития учащихся.
На уроке происходит не воздействие, а взаимодействие. Ключевая позиция – сотрудничество, сотворчество.
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе. Я и попробую сейчас с вашей помощью вам показать эти приемы, методы, технологии. Так, обучая детей целеполаганию, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка во 1 классе (учебник Климанова по теме "Разделительный мягкий знак") - Под диктовку напишите слова "польёт", "семья", "солью". (Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске все варианты написания слов (конечно, среди них есть как правильные, так и неправильные). Полет польет семя семья солю солью - Прочтем, какие варианты получились. -Задание было одно? (Одно) - А какие получились результаты? (Разные) -Как думаете, почему? Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. - Какова же цель нашей работы на уроке? (Узнать больше о мягком знаке). - Для чего нам это необходимо? (Чтобы правильно писать слова). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. "Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал" - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода или его называют еще наглядно -деятельностный подход. Обучая детей планированию работы на уроке уже в первом классе на уроках математики работаю с интерактивным плакатом (создан в программе Power Point). Так, по теме "Закрепление изученного по теме Числа от 1 до 10. Число 0" - Рассмотрите слайд. Назовите тему урока. Определите последовательность нашей работы. Выбе6рите те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся учащиеся. При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа всё чаще включаю работу в парах. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных , коммуникативных. Подготовительный этап 1. Формирование пары Состав пар: .... Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени уровня (высокий - средний, средний - низкий). Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом. Редко получается совместная работа у пары детей с низким уровнем самоорганизации. Случаются ситуации, что ребенок не хочет работать в паре. Не стоит тратить время урока на публичное выяснение причин, позвольте ему работать отдельно, но вернитесь к этой проблеме на следующих уроках; Регулировать уровень шума. Упражнение: договоритесь с детьми, что если во время работы вы один раз хлопните в ладоши и тогда все начнут говорить громче, на два – попробуют говорить так, чтобы слышал только партнер. на три хлопка – все замолчат, Либо использовать сигнал: Зеленый – работа выполнена.Красный - нужна помощь. Установление контакта и настрой на совместную работу В 1 классе дети еще не умеют работать совместно. И для формирования готовности детей к совместной работе хорошо использовать следующие упражнения: "Зеркало" - один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями; "Попугай" - один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями; "Разминка пальчиков" - соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь). Умение слушать партнера и слышать то, что он говорит. Это умение нельзя сформировать заранее, оно будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Полезные упражнения: - На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, правилом. Например: Волчонок воет на луну Волчонку скучно одному : "У-у-у" Ученики на первой парте читают и запоминают запись, затем по сигналу поворачиваются назад и проговаривают фразусоседу на второй парте. И так далее до конца ряда. Ученик на последней парте произносит фразу вслух. Этикет, или правила работы в паре Познакомила ребят на классном часе с основными правилами работы в паре. Но нельзя забывать и об индивидуальной работе, поэтому на этапе практической работы можно использовать электронное сопровождение к учебнику "Русский язык" Климанова тема "Разделительный ь" Можно осуществлять контроль и коррекцию самостоятельно. ( выполнение заданий) Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса. Изучив методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»), я ввела её в практику своей работы уже на одиннадцатом уроке математики в первом классе через сказку: - Кто из зверей выполнил свою работу лучше по следующим критериям (К – красота, П – правильность, Б – быстрота).? - На «волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик). На следующем уроке сказка о лесной школе и её учениках была продолжена, как и обучение ребят работать с «волшебными линеечками» (позже мы стали называть их отрезками): Теперь Лисёнок сам определил и обозначил на "волшебных линеечках" качество своей работы. - Согласны ли вы с тем, как оценил свою работу Лисёнок? После анализа корректируем его оценку (красным цветом). Показателем эффективности в использовании данного вида деятельности учащихся на уроках стало, прежде всего, то, что к концу учебного года практически все ребята научились давать объективную оценку своим письменным работам. Что же касается этапа рефлексии, то приемов проведения рефлексии множество. - Что такое рефлексия? Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Рефлексия, в упрощённом определении, - это "разговор с самим собой". Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности
Этап учебной деятельности Цель Содержание Варианты вопросов
Этап организационного момента и целеполагания обеспечивает побуждение учащихся к деятельности выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков. Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок. С чего вы начнёте?
этапе актуализации ЗУН учащихся Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания
В начале работы по теме урока содержательная рефлексия Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы. самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности Как поможет вам работа в парах?
На завершающем этапе Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение. - Что дала вам работа в парах? - Помогла вам такая форма работы понять и запомнить степени сравнения прилагательных? - Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться? Что нового я узнал на уроке?, Каким образом я получил новые знания?, Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?.
Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии. Начинать обучение рефлексии необходимо с первых дней в школе. Основы развития рефлексивных умений закладываются при использовании курса Т.А. Цукерман "Введение в школьную жизнь" Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других, поэтому для развития рефлексивных способностей можно использовать упражнения, основанные на игровом тренинге Заморина: Представь что ты…. Представь, что ты камень, одуванчик, воздушный шар. Что ты чувствуешь? Сравни свои ощущения. Изобрази, что ты чувствуешь, когда ешь лимон, конфету и т.д. Изобразить различные чувства так, чтобы другие отгадали. Изобрази радость, горе, обиду . Приёмы проведения рефлексии: Предлагаю ребятам отметить в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке: Зелёный цвет – На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно; Жёлтый цвет – На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»; Красный цвет – Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь! Один из мудрецов сказал очень важные слова "Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму". Я попробовала Вас ,уважаемые коллеги, вовлечь, а как у меня получилось, я бы хотела узнать: Закончи предложение (интервью) Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Правила в работе с детьми:
Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.
Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.
Важно нормальное, человеческое отношение к ученикам, важна обстановка, в которой они живут.
Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.
Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу.
Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».
Нельзя говорить: «Кто прочитает лучше Кати?» Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии!
На уроке все должны находиться в спокойном состоянии, а не в стрессовом!
Школьник должен знать, что его в школе любят, ему верят, его прощают.
Напоминайте ученикам, что их мнение важно для вас.
Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.
На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.
Больше всего дети утомляются в бездействии.
Почаще ставьте себя на место ребенка.
Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.
Не забывайте, что на уроке продолжается жизнь ребенка!
Литература:
Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.
Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара, 1994.
Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М., 1998.
Головкина Екатерина Вячеславовна Подведение итогов уроков. Рефлексия. //http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.
Косарева Елена Курсовая работа «Рефлексия и способы ее развития» // http://www.allbest.ru/ Коллекция рефератов RevolutionЛернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. Дидактические рекомендации для учителей. М., 1992.
Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.
Мединский В.М. Идеи к проектам и практике управления школой – М., 1999.
Пойа Д. Математическое открытие. М., 1970.
А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
О воспитании человека и организации общества: Афоризмы и поучительные изречения в мировой литературе. – Новосибирск: Издательство СО РАН. Научно – издательский центр ОИГГМ СО РАН, 1997.
Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ Перспектива, 2002.
Статья "Оценка без отметки" под ред. Г.А Цукерман: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htmПриложения
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности
Этап учебной деятельности Цель Содержание Варианты вопросов
Этап организационного момента и целеполагания обеспечивает побуждение учащихся к деятельности выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков. Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок. С чего вы начнёте?
этапе актуализации ЗУН учащихся Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания В начале работы по теме урока содержательная рефлексия Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы. самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности Как поможет вам работа в парах?
На завершающем этапе Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение. - Что дала вам работа в парах? - Помогла вам такая форма работы понять и запомнить степени сравнения прилагательных? - Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться? «Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?».