Доклад Диалоговое обучение на уроках русского языка и литературы в казахской школе как способ развития речи у учащихся


. Диалоговое обучение на уроках русского языка и литературы в казахской школе как способ развития речи у учащихся

 
Цель: показать, как посредством применения заданий диалогического обучения можно активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроке
Задачи:
-Создать доброжелательную психологическую атмосферу в коллективе.
-Вызвать интерес к теме.
-Выяснить, что учителя знают о диалогическом обучении
-Раскрыть понимание применения диалогического обучения на уроке.
-Вызвать желание применять диалогическое обучение на своих уроках.
Ключевые идеи:
Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить своё собственное мышление. Диалог в обучении или учебный диалог – своеобразная форма общения, важнейшая сторона деятельности и учителя, и ученика, в которой царит атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, взаимодействия. Это взаимодействие, осуществляющееся в форме речи, в ходе которого происходит информационный обмен между партнёрами и регулируются дела между ними. Диалог, неотъемлемой частью которого является беседа, способствует интеллектуальному развитию учащихся и их результативности в обучении.
Сегодняшнее поколение – это будущее Казахстана. Все завтрашнее в их руках. Чтобы будущее Казахстана было достойным, каждый из нас должен чувствовать ответственность за них. Мы, учителя играем не последнюю роль «в становлении их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением и свободно изъясняющими на трех языках, проявляющими компетентность в цифровых технологиях».
Мир шагнул в новое тысячелетие. Несмотря на новые современные технологии, на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по-прежнему стоит человек. А во главе урока по – прежнему остается учитель. Чтобы идти в ногу со временем перед учителем встают такие проблемы: «Как выучить в век информатизации?», «Как повысить качество знания? «Как подвести к тому, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?». От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать в них личность, а также это касается сформированности учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Всё это обеспечивает диалоговое обучение как один из основных способов введения нового знания, который используется мною на уроках. В основе взаимодействия с классом на занятиях является сотрудничество: диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываю индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности. 
Для меня, как для учителя русского языка и литературы в казахской школе важно научить учеников навыкам аудирования, несмотря на языковой барьер, уметь вести диалог. проследить важность диалога в классе на развитие когнитивного мышления, навыков разговорной речи, свободно высказывать свое мнение, привить учащимся навыки исследовательской беседы. Без диалога невозможно провести ни один урок, и поэтому развивать беседу, вести диалог в классе.
Применяя на уроках метод диалогового обучения, преследую следующие цели:
научить детей самостоятельно решать проблемы,
чтобы они могли больше думать, чаще говорить, активнее формировать   свою речь и мышление.
Доказано, что взаимодействие со сверстниками играет для учащегося важную роль в обучении (Мерсер, 2005). Когда учащиеся работают в парах или в группах, они взаимодействуют свободно или «равноправно», абсолютно другие отношения устанавливаются в системе взаимодействия «учитель - ученик», и потому имеют различные возможности в формировании навыков ведения беседы. Известно, что речь является одним из важнейших инструментов в формировании коллективного опыта. Поэтому обучение через диалог, безусловно, является важнейшим средством вовлечения учеников в собственное обучение.
На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как: • позволяет ученикам выражать свое понимание темы; • помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи; • содействует аргументированию учениками своих идей; • помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.
Наблюдая своих учеников, я могу сказать, что учащиеся чувствовали ответственность, вели кумулятивную и исследовательскую беседу, диалог, умели слушать друг друга. И я поняла, что такая форма работы для учеников более полезна и интересна. Из этого я сделала вывод, если детям комфортно работать вместе, вести беседу, диалог, то есть мотивация к успеху. Совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу Применяя диалоговое обучение на уроках, позволило мне начать долгую работу с учениками.
Диалог помогает на любом этапе урока, будь то проверка домашнего задания, или объяснение нового материала, или закрепление. Применяю различные приемы, например: работа в парах - игра «Знатоки», «Взаимоопрос», «Тонкий и толстые вопросы», неожиданный вопрос в начале урока, подводит к осмыслению проблемы, защита постера, стадия рефлексии (письменная, устная) помогает выявить уровень понимания темы.Итак, чтобы диалог получился и был действенным, в его основе должна быть проблема. В формировании проблемы помогут загадки, открытые и проблемные вопросы , то есть то, что заставит ученика мыслить. Благодаря диалогическому обучению и складывается сотрудничество. Пассивных учащихся с каждым уроком меньше, потому что каждому хочется выразить свое мнение, свои мысли. А когда работа идет в группе, уже происходит и соперничество: каждый старается говорить грамотнее, опираться на текст и факты. После уроков, провожу беседу, с целью узнать мнение об уроке, об одноклассниках, о себе, и узнаю, что им нравится ребенок, который не просто был активным на уроке, но и говорил «красиво». Некоторые даже говорили, что вопросы были такими легкими, но очень важными. Получается, что диалогический подход решает не только образовательные проблемы, но и вызывает интерес детей друг к другу, развивает критическое мышление и самооценку в сравнении с другими.
Применение диалогического модуля позволяет по-новому построить структуру урока, где главное место принадлежит не учителя, а ученику, который при правильной организации может продолжить обучение самостоятельно.
Рекомендации для учителя:
1) применять диалог на каждом уроке, помня, что благодаря ему, можно увеличить результативность в обучении;
2) помнить, что в основе диалога должна быть проблема, тогда он будет действенным;
3) ответ ученика – это его мнение и его надо уважать (каждое мнение значимо);
4)организовать работу в парах и группах и создавать благоприятный климат в группе (для сотрудничества) прислушиваться к мнениям учащихся;
Для учащихся:
1)учатся «слышать» друг друга;
2)грамотно формулируют вопросы;
3)приобретают навыки обсуждения и высказывания своих идей;
4)совместно решают проблемные вопросы;
5)появляется чувство уверенности в себе, максимальная свобода развития и саморазвития учащихся;
6) от учения – запоминания информации к учению-развитию;
7) вовлечение в работу слабоуспевающих учеников.
В диалогической беседе важны не только вопросы и ответы учеников, но и умения слушать и отвечать ученикам.
Хочу отметить положительные стороны диалогического обучения в моей практике.
Ученики:
- включены в общение;
- учатся вести деловой спор, составлять вопросы разных уровней и отвечать на них;
- учатся выражать свои мысли;
- происходит активизация «медленных» учеников;
- расширяют свои знания и кругозор, обогащают словарный запас;
- развивают коммуникативные навыки и КМ;
- развивают чувство сопереживания.
Учитель:
- сопоставляю свои действия с результатом;
- контролирую своё поведение;
Как учитель русского языка и литературы на своих уроках я всегда ставлю цель: увидеть, разглядеть, не оставить без внимания все самое лучшее, тем самым стимулировать внутреннюю мотивацию учащихся, поэтому диалогическое обучение мне в этом очень помогает. Я думаю, что диалогическое обучение оказывает благоприятное воздействие на учебный процесс, способствует всестороннему развитию учащихся. В результате такого обучения, учащиеся старались высказать свои мнения, у них обогащался словарный запас, расширялся кругозор, поменялся взгляд и отношение к предмету. На уроках они стали увереннее в своих действиях, выводах. Такой подход в обучении во многом изменил и мои взгляды на ведение урока, составление вопросов, а самое главное, я научилась выслушивать мнение учеников, не перебивая их. Я думаю, что на этом не остановлюсь, а буду изучать новые стороны диалогического обучения. 
Как сказал Конфуций: «Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь   самый легкий и путь опыта - это путь самый горький»
Чтобы дойти до результата, пусть выбранный вами путь будет благородным и легким с отсутствием в нем горечи в победе.
Использованная литература:1. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. - М.: Прогресс, 1991. - 176 с.2. Руководство для учителя (третий базовый уровень).
4. Интернет-ресурсы