СеминарПроектная деятельность как способ развития творческой активности младшего школьника
МБОУ Бутурлиновская СОШ
Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников.
Учитель начальных классов:
Гурова Тамара Алексеевна
2015Внедрение федеральных государственных стандартов начального общего образования направлено на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одной из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей
Технология проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.
Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована проектная технология как инновационная педагогическая технология предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся направленной на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Цель:
развитие творческих способностей младших школьников в урочной и внеурочной деятельности через проектную технологию.
Задачи:
замечать любые творческие проявления учеников;
создавать условия для развития творческих способностей через проектную деятельность на уроках и во внеурочной работе
Творчество
Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Творческие способности - это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Деятельность- единственный путь к знанию. Бернард Шоу.
Проектная деятельность- это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеурочной работе. Всякая проектная деятельность уникальна, так как она направлена на достижение целей самих учащихся и предполагает использование их опыта. Проект дает школьникам опыт, необходимый в любой сфере деятельности.
Проектная деятельность это – учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Предполагаемые результаты:
Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний;
Умение планировать работу над проектами;
Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме;
Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов; доводить начатое дело до конца.
Что необходимо нашим школьникам для успеха?
Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи
Уметь работать в команде и обладать навыками общения
Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них
Эффективно использовать знания реальной жизни
Компьютерная грамотность
Типы учебных проектов:
1.Исследовательские
2.Творческие 3.Ознакомительно-ориентировочные (информационные) 4.Практико-ориентированные (прикладные)
В современном, динамично развивающемся информационном обществе нужны не столько знания, сколько умения добывать их, умение самостоятельно добытые знания применять в различных ситуациях.
На уроках и во внеурочной деятельности я всегда стараюсь заинтересовать учащихся, чтобы процесс познания для них носил творческий характер, чтобы через разнообразные виды учебной деятельности ученик овладел универсальными учебными действиями (УУД).
Ученик-творец своей деятельности
Так как в начальной школе, в процессе обучения, наиболее эффективно осуществляется ориентирование на воображение и мышление, развитие мануальных способностей, то мы используем такой вид педагогической технологии как проектная деятельность. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.
Метод проектов – совместная деятельность учителя и учащихся
Виды проектов
По числу участников (индивидуальные, парные, групповые)
По продолжительности мини-проект, краткосрочный, недельный проект, годичный проект)
Работа над учебными творческими проектами предлагается в учебниках «Окружающий мир», «Азбука», «Литературное чтение», «Русский язык», «Математика», «Технология», «Изобразительное искусство»
Разработка учебного проекта
Выдвижение проблемы
Поиск информации
Разработка плана действий совместно с учащимися
Творческая работа (презентация)
В первом классе мы работали над проектом «Алфавит».
Проект «Алфавит»
Цель:
закрепление знаний букв русского алфавита.
Задачи:
- знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни
- развитие интереса к изучению русского языка, литературы, развитие творческих способностей.
Тема данной проектной работы практически значима и доступна. Она выбрана из содержания предмета письмо и развитие речи.
Длительность выполнения проекта учебный год.
Подготовительный этап.
На подготовительном этапе после просмотра стартовой презентации целью, которой было активизировать познавательный интерес детей. Ребята постарались сформулировать основные вопросы, которые у них возникли.
Дети получили задание найти ответы на вопросы:
1) Всегда был такой алфавит как в наше время?
2) Какие алфавиты бывают?
3) Где и кем в школе, дома и в других местах используется алфавит?
4) Зачем нужен алфавит?
5) Можем ли мы придумать алфавит сами?
Вводный этап.
Класс был разделен на 4 рабочих группы. Выбраны руководители, намечен план работы
Ребята выбрали следующие направления:
Где в жизни мы используем знания алфавита?
1. Работа со словарями.
2. Работа с энциклопедиями.
3. Работа с телефонной книгой.
4. Использование сотового телефона.
Подготовка к мероприятиям.
Классный час: «Чудесная страна Библиотека»,
Праздник: «Азбука любимая моя» для будущих первоклассников.
План мероприятий.
1. Посетить школьную библиотеку. Провести экскурсию в районную детскую библиотеку.
2. Посетить стоматологический кабинет.
3. Посетить медицинский кабинет.
4. Встретиться со школьным психологом.
5. Встретиться с заведующей столовой.
Каждая группа проанализировала полученную информацию и сделала выводы по теме: « Для чего нужен алфавит?». Руководители выступили с отчетом на открытом мероприятие.
Творческие проекты ребят были необычными и по оформлению и по содержанию: фруктово-ягодные алфавиты, азбуки имён; дерево знаний, транспортная азбука, азбука цветов, сказочный дом букв, солнечный алфавит и т.д. На праздник «Азбука любимая моя» были приглашены ребята из группы кратковременного пребывания «Школа будущего первоклассника». Будущие первоклассники принимали активное участие в празднике, отгадывали загадки, пели песни, танцевали. Малышам ребята подарили свои проекты и пожелали им поскорее выучить буквы и научиться читать и писать.
Свой проект ребята представили на школьной научно- исследовательской конференции «Исследовательская инициатива» и были награждены дипломом первой степени. Один из учеников принял участие в дистанционном конкурсе по славянской письменности и занял 1 место. Реализуя такие проекты, младшие школьники значительно обогащают свои знания, учатся работать самостоятельно или в группах, докладывать результаты работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал, приобретать опыт межличностного общения и взаимодействия.
По математике ребята выполняли проект «Веселые цифры», по предмету «Окружающий мир» дети подготовили проект «Покормите птиц зимой».
Во внеурочной деятельности мы вместе с детьми и их родителями создаем проекты разной направленности, такие как: «С чего начинается Родина?», «Моя семья», «Родословная моей семьи».
У многих детей моего класса активные, заинтересованные мамы и папы. Они с удовольствием помогают своим детям готовиться к разнообразным мероприятиям, делают костюмы к выступлениям, помогают в оформлении плакатов, поделок.Ко Дню Матери ребята подготовили выставку рисунков «Мама- милая моя», плакат с фотографиями «Моя семья». На внеурочной деятельности «Волшебство своими руками» в рамках проекта «Подарок маме» изготовили поделки своими руками. Так учебный проект и проекты по внеурочной деятельности получили тесную взаимосвязь и вызвали у детей эмоциональный подъем, желание творить, созидать, изучать. На празднике посвященном Дню матери ребята выступили с творческими номерами.
Благодаря коллективным творческим работам, происходит не только формирование и развитие творческих способностей, но и реализуются воспитательные цели по сплочению коллектива, умению ставить и выполнять общую задачу, внося в эту работу индивидуальность, решения и творчество каждого участника
Постепенно проектная деятельность увлекла учащихся, их заинтересовал не только сам процесс изготовления продукта, ребята стали активно участвовать в обсуждении и выборе тем, в постановке целей и задач, старались распределять роли и обязанности в групповых проектах, составлять план работы.
Так возникла идея проекта «Улитка - наш новый друг»
Исходя из вышесказанного на основании положительной динамики учебной мотивации, возросшей познавательной активности учащихся, сформированности у них навыков проектной деятельности я считаю целесообразным использовать метод проектов в начальной школе в тесной связи, как по предмету, так и в рамках внеурочной деятельности. Так как в процессе выполнения проекта формируются не только общеучебные умения и навыки, но и творческие способности, коммуникативные и информационные компетенции, презентационные умения и навыки.
Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться.
Развитие творческой личности напрямую связанно с развитием одаренности. Учащиеся принимают активное участие в различных творческих конкурсах, выставках, викторинах и олимпиадах, где достигают высоких результатов.
Результатом использования метода проектирования можно считать:
повышение качества знаний учащихся;
приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
активизация творческой и познавательной активности учащихся;
формирование положительных личностных качеств ученика;
формирование осознанной потребности ведения здорового образа жизни.
Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.
Таким образом, можно сказать, что проектно – исследовательская деятельность развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.
У каждого ребенка есть потребность в творческом самовыражении. Вот почему, чтобы развитие ребенка проходило радостно, пытаюсь вовлечь его в тот вид деятельности, где бы юный человечек чувствовал себя успешным.
Завершить свой методический семинар хочу словами В.А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».