Тезисы выступления по теме Технология развития критического мышления как средство организации активной мыслительной деятельности на уроках литературы


ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫХалилуллина Н.А. ,
преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «ЧИТ»
Мышление развивается в проблемной ситуации,
когда ребёнок сам «собирает» понятие о предмете
(Л. Выготский)
В педагогике 21 века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Мы, педагоги, должны готовить наших детей к жизни, формировать активную жизненную позицию. Поэтому, мне кажется, педагог, планируя свою деятельность, должен чётко ответить на вопрос: каким он видит ребёнка –человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной принимать самостоятельные решения.
Я из ученика думающего, творческого, так как наша жизнь очень сложна и противоречива. Я считаю, что думающий ребёнок- это, прежде всего, ребёнок читающий, ищущий ответы на сложные жизненные вопросы в произведениях литературы, он начинает критически мыслить, анализировать, делать выводы, определяет своё «я» в сложном мире.
Сформировать у ребят навык осмысленного чтения мне помогает технология критического мышления.
Планируя уроки, я придерживаюсь определённой структуры:
-стадия «вызова», во время которой у обучающихся активизируются имеющиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала;-стадия «осмысления», активное получение информации. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ребёнка, которые позволяют отслеживать собственное понимание;
- стадия «рефлексии»- размышления. На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к тексту с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.
В технологии РКМ используются различные приёмы и методы, применяемые как на определённом этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.
Вот некоторые из них: «корзина идей», приём «Составление кластера», двойной дневник, прогнозирование по фотографии, лови ошибку…
Подвести итоги на уроке помогают приёмы, используемые мною на стадии рефлексии: закончи фразу, письмо по кругу, нарисуй счастье, эссе, я к вам пишу…
Написание синквейна является одним из моих любимых приёмов технологии критического мышления.
Слово «синквейн»- это особое стихотворение, происходит от французского слова «пять» ( в вольном переводе- «пять вдохновений», «пять удач»). Целых пять удач ждут ребёнка на уроке.
Какие плюсы у этого средства творческого самовыражения? Я назову только несколько: обогащает словарный запас, учит формулировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом, получается у всех.
Это инструмент для синтеза и обобщения информации, который можно использовать на любой стадии учебного занятия с использованием технологии критического мышления: на стадии повторения-сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний, и систематизации материала,; на стадии осмысления- вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии- это средство творческого выражения осмысленного материала в кратких выражениях.
Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, теорию литературы, говорим о нравственности, долге, чести… Это даёт обучающимся возможность сказать то, ч то они думают, а мне понять насколько глубоко ребёнок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. У детей формируется собственное от ношение к изучаемому материалу.
Как говорил А.С. Пушкин, «только осмысленное и прочувствованное чтение- совершенство».