СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ истории В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ


Н.В. Городицкая,
ГБПОУКК «Краснодарский торгово- экономический колледж», преподаватель,
г. Краснодар ул. Невкепелого, д.23, кв.33
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ истории В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ФГОС СПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯСовременный этап развития общества характеризуется требованиями к знаниям науки, образования и культуры. Специалисты, окончившие колледжи, техникумы, училища, должны владеть новейшими знаниями, уметь квалифицированно решать задачи развития экономики, организации и управления производством, развития своей профессиональной деятельности. Такие задачи по подготовке специалистов требуют от преподавателей средних профессиональных учебных заведений больших усилий и кропотливой работы. Задача преподавателей состоит не только в том, чтобы научить студентов основам необходимых наук, но и научить учиться и научить правильно мыслить, уметь обобщать и делать правильные научные и практические выводы.
Образование сегодня должно давать ответы на «вызов» современного мира, меняться, реагируя на новые социальные явления. Именно инновационные методы в обучении направлены на подготовку личности к будущей жизни, а в профессиональном образование – высокообразованного специалиста. Многие обучающиеся приходящие в наше учреждение мало заинтересованы в таком предмете как история и обществознание, поэтому перед мною стоит цель - заинтересовать их в данном предмете. Так как молодежь 21 века - это люди информационного века. Поэтому в ходе своей работы стараюсь развивать у студентов умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно - функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления.
Качество образования должно определяться не только степенью соответствия образовательно - профессиональных программ и знаний студентов требованиям государственного образовательного стандарта, но и должны обеспечить полное удовлетворение запросов потребителя (студента, предприятия, государства) к их качеству, а также гарантировать пригодность выпускника к эффективной работе в соответствующей отрасли в качестве специалиста.
Для реализации данных задач свою деятельность необходимо строить на основе применения инновационных образовательных технологий: информационно-коммуникативные, технологии интерактивного обучения, технология критического мышления, проектная технология, технология проблемного обучения, здоровье сберегающие технологии и другие.
В современном преподавании выделяются пассивные, активные и интерактивные стратегии. Умелое сочетание данных стратегий обеспечивает эффективность преподавания и качество образования.
Проектная технология, проблемное обучение, технология дебатов позволяют реализовать обучающимися самостоятельные проекты, определять и аргументировано доказывать свою позицию, точку зрения, раскрывать творческий потенциал личности, способствуют самореализации и самоопределению.
В своей работе я активно внедряю интерактивное обучение, поскольку это специальная форма организации познавательной, практической и творческой деятельности. Из интерактивных методик использую такие, как «коврик идей», «дерево решений», и т.д.
Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Результатами применения интерактивных методов обучения являются создание комфортных условий обучения, формирование чувства успешности у обучающегося, продуктивность самого процесса обучения, что необыкновенно важно для решения стратегического развития техникума.
Через интерактивное обучение на своих занятиях я выхожу на решение следующих задач: практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать навыки самостоятельной, исследовательской, творческой работы, способствуют самовыражению и саморазвитию личности. Мои обучающиеся показывают достаточно высокие результаты в их использовании - составляют презентации, работают над индивидуальными проектами. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс позволило усилить наглядность и эмоциональную составляющую обучения, позволило проводить виртуальные экскурсии по музеям и т.д.
Для себя отмечаю, что использование современных информационных технологий повысило активность обучающих на уроках, позволило эффективно организовать познавательную и исследовательскую деятельность обучающихся, усилило наглядность и эмоциональную наполненность урока, а всё это способствует развитию креативных качеств у обучающихся и их самореализации.
Особое внимание я уделяю сохранению здоровья обучающих. Применение здоровье сберегающих технологий позволяет совершенствовать работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни, содействует сохранению и укреплению здоровья каждого студента в процессе обучения и воспитания; формирует у обучающихся представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих; обеспечивает обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
С переходом к профильному образованию, с учётом сложности изучаемого материала зачастую я применяю элементы модульной технологии, которая основана на том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Организую лекции (урок изучения нового материала), семинары, исследования, практические задания (уроки совершенствования знаний, умений, навыков), зачёты (уроки учёта и оценки знаний и умений).
Считаю перспективной проектную и исследовательскую деятельность обучающихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Реализуя проект, обучающиеся под моим руководством синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого обучающиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности (умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности и др.)
За определённое время (от одного урока до 2-3-х месяцев) обучающиеся решают познавательную, исследовательскую либо иную задачи.
При организации проектной деятельности обучающихся широко применяю технологию работы в группах. Несомненным достоинством современного урока является коллективная работа группы над проектом. Именно в этой работе проявляется сотрудничество обучающихся и возможность подростков с различным уровнем подготовленности принять активное участие. Проектный метод позволяет не просто усваивать учебный материал на репродуктивном уровне, но и пропускать его через свое сознание, определять собственное отношение обучающегося к проблеме. Современный урок истории прежде всего должен быть интересен студентам. Главное — научить самих ребят пользоваться информационными технологиями, уметь работать над проектными заданиями. Чрезвычайно важно показать своим студентам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Здесь важно направить мысль ребёнка в нужном направлении, подсказать ему новые источники информации, помочь подготовить презентацию и грамотно составить выступление. Преподаватель обязан не только воспитывать самостоятельность в мышлении обучающегося, но и развивать коммуникативные, исследовательские навыки, научить его работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решений.
Современный урок невозможно представить без применения информационных и коммуникативных технологий. Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов обучения и воспитания.
Современный урок истории должен заставлять обучающихся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Это невозможно сделать при сухом, догматическом подходе к преподаванию. Чтобы процесс обучения был успешным, необходим повышенный уровень учебной мотивации обучающихся. Задача педагога, опираясь на диагностические исследования, интересы самих студентов, особенности возрастного развития, применить такие педагогические технологии, техники и приёмы, которые позволяют повысить мотивацию и активизировать познавательную активность. Уроки истории тесно связаны со стратегией модернизации российского образования. Они ориентированы не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей. На уроках истории важным моментом является личностная ориентация самого образовательного процесса. История не только открывает перед студентами картины прошлого, но и наглядно показывает взаимосвязь поколений, роль исторического наследия в современной жизни. Способность понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, конфессиональных систем, существующих в современном мире.
Для развития самостоятельности и творческой активности студентов при изучении истории, а также формирования навыка работы в группе я использую изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и обсуждением. В рамках каждой группы происходит распределение деятельности между участниками проекта в соответствии с возможностями и склонностями каждого. Такие уроки провожу при изучении однородного исторического материала, например, по теме «Политические партии в России в начале XX века», «Боевые действия на восточном фронте в ходе Первой Мировой войны (1914г., 1915 г., 1916г.)». Так, изучая вопросы культуры, группы исследуют отдельные её направления: литературу, живопись, скульптуру и т.п. заранее готовлю листы с заданиями для каждой группы, которые затем выполняют эти задания (на уроке, вне его) с помощью электронного учебника и готовят выступление по результатам проделанной работы.
В обучении обращаю внимание на требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям и склонностям обучающихся на ступени основного, среднего (полного) общего образования. Стараюсь осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку, стремлюсь помочь развить личность студента с учетом его склонностей, способностей и интересов. Это позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию отдельного студента, осуществить личностно-ориентированный подход к обучению.
Использование инновационных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся к изучению истории и обществознания, усилить наглядность преподавания и активизировать деятельность студентов на уроках. Современные приемы и методы работы на уроках истории и обществознания способствуют тому, что из колледжа выходят выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации.
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении истории, повышают познавательный интерес к предмету.
Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по истории, обществознанию в группах составляет 100%, студенты принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету, у слабых обучающихся снижается порог тревожности.
Список использованной литературы.
Анисимов П.Ф. Инновации в системе среднего профессионального образования / П.Ф. Анисимов//Федеральное агентство по образованию - М.,2004-С.6-47
Долгина Т. Г. Современный урок истории как основная форма реализации требований ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 627-629.
Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников/Е.В. Коротаева - М., 2003.-176с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. /Г.К. Селевко - М., 1998.-с.14
Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. /Н.Суворова//Учитель-2000,- №1-С.25