Метод проектов на уроках физики как условие развития творческой личности


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Доклад на тему:
«Метод проектов как условие развития творческой личности»
Подготовила:
учитель физики
Белых О.В.
с. Вышние Деревеньки 2017.
“В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и “модным”, что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум”.
Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Акцент образовательной деятельности переносится на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Этим обусловлено распространение метода проектов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюби. он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Здесь важно, чтобы проблема была взята из реальной жизни, являясь знакомой и значимой для ребенка. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении. Но в результате они должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему.
В современном понимании проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Цели проектной деятельности таковы: воспитание людей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, формировать проблемы и находить пути решения; развитие у учащихся критического мышления.
Проектная деятельность – один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы.
Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентоспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Этим и обусловлено распространение в школах методов и технологий проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении.
Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Для достижения поставленной цели, учащиеся используют научно-популярную литературу, ресурсы INTERNET, проводят самостоятельные исследования, проводят эксперименты. Учащиеся свои работы оформляют в виде мультимедийных презентаций, рисунков, опорных конспектов, в виде рефератов, сочинений. Методе проектов - эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
-умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнёром;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:
- навыки делового партнёрского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;
- умение проектировать процесс (изделие);
4.Коммуникативные умения:
- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса;
5.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Роль учащихся: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение.
Проектная деятельность способствует развитию:
Рефлексивных умений
Поисковых умений
Навыков оценочной самостоятельности
Умений и навыков работы в команде, сотрудничестве
Менеджерских умений и навыков
Коммуникативных умений
Презентационных умений и навыков
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос, философско-физические исследования (в жанре эссе)
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и не традиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и литературно-физические трактаты
Краткосрочные проекты:
составление паспорта физического явления
написание опорного конспекта
демонстрация физического фокуса с обязательным описанием физических процессов
написание сказок с физическими вопросами
проведение лабораторных работ
 Основные требования к использованию метода проектов, которыми руководствуюсь я в работе:
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
Защита проектов, оппонирование.
За этим методом будущее, недаром он отнесен к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в постиндустриального общества. Нужно учить именно тому, что может пригодиться, тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования.
В последнее время в список социальных потребностей попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большей долей вероятности, реализован в современном обществе.
Метод проектов я начинаю применять с 7-го класса, когда учащиеся начинают заниматься физикой. Обычно такие проекты предлагаю создать как итоговую работу по прохождению той или иной темы.
Использовать данный метод меня побудили следующие причины:
С одной стороны - учащиеся старших классов недостаточно обучены формам самостоятельной деятельности, их мало интересуют проблемы современного состояния технических наук, они не совсем осознают ответственность за свое обучение и за обучение в классе в целом.
С другой стороны – на сегодняшнем этапе развития нашего общества, развития высоких технологий, умение самостоятельно мыслить в новых неизвестных условиях, умение вести самостоятельно исследования, умение работать в коллективе, мыслить корпоративно ценятся особенно высоко.
Этапы урока-проекта Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. Оформление замысла (идеи)проекта. Постановка цели. Обсуждают идею проекта, формулируют цель. Направляет обсуждение идеи. Участвует в формулировке цели.
2. Планирование способа реализации идеи проекта для достижения цели. Планируют способ выполнения проекта. Распределяют между собой виды деятельности ( поиск недостающей информации, анализ и обобщение информации, планирование эксперимента и пр.) Консультирует учеников, оказывает помощь в распределении совместной работы в группе.
3. Выполнение проекта Выполняют проект  Корректирует деятельность учеников
4. Проверка и оценка результатов проектной деятельности. Сопоставляют полученный результат  с поставленной целью. Оценивают вклад каждого члена группы в общую работу по созданию проекта. Разрабатывает вместе с учениками  критерии оценки совместной деятельности в проекте. Предлагает способ оценки по критериям.
5. Рефлексия Осуществляют рефлексию по карте рефлексии. Предлагает ученикам карту рефлексии.
6. Представление результатов проекта (защита проекта), отметка за проект. Выделяют представителя от группы для защиты проекта, оформителя проекта, учеников, отвечающих на вопросы по содержанию проекта, экспертов. Эксперты вместе с учителем разрабатывают экспертную карту. Выставляет оценку участникам проектной деятельности вместе с экспертами. Участвует  в разработке экспертной карты или разрабатывает сам.
2012-2013
2013-2014
2014-2015
2015-2016
2016-2017 Участие в практической конференции школьного научного общества «Эврика»:
1.Шаровая молния – информационный проект, Серегин Константин, 9 класс
2. участие в научно-
Исследовательский проект «Вред и польза мобильных телефонов», Таратайко Дмитрий 10 класс
1. «Чернобыльская авария» - информационный проект, Крыгина Галина 8 класс
2. «Небесные тела- кометы, астероиды, метеориты» - информационный проект, Бормотов Дмитрий 8 класс
3. «Влажность воздуха и её влияние на здоровье человека» - Трунова Марина, 10 класс, исследовательский проект
4. «Радуга» –Карачевцева Валерия, информационный проект, 7 класс
5. «Энергосберегающие лампы» - Гаков Игорь, информационный проект, 7 класс
6.«История развития автомобилей» -Шатохин Иван, информационный проект, 7 класс
1. «Исследование трения сыпучих веществ» - Агаева Динара, исследовательский проект,9 класс
2.«Влияние шума на организм» - Бормотов Дмитрий, исследовательский проект, 9 класс
3. «Физика на кухне» - Шатохин Иван, 8 класс, исследовательский проект
4. «Сливочной масло в нашей жизни» – Шубин Андрей, исследовательский проек, 7 класс
5.«Пыль – это опасно?» - ученики 5 класса, исследовательский проект
Выращивание кристаллов» Будников С. 8 кл
«Диффузия вокруг нас» Подлепин В. и Шворнев М.
«Физика в шоколаде» Гукова С., Терехова О., 7 кл.
«Теплопроводность различных видов тканей " Будников С. 9 кл