Методические приёмы технологии развития критического мышления на уроках английского языка
Приёмы технологии развития критического мышления на уроках английского языка
1) Знание слов имеет решающее значение для успешного изучения иностранного языка, конечно, для понимания прочитанного. Один из приёмов ТРКМ "кластер" является в данном случае эффективным.
1-ый этап - Вызов. Начало работы – формулировка проблемы, которую необходимо решить. В данном случае -найти значение слова, точнее понять слово в контексте.
На втором этапе - Осмысление содержания, организуется самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. В ходе домашнего и самостоятельного чтения ученики отыскивают интересные слова; вспоминают, что знали раньше о каждом слове и расширяют эти знания; и, наконец, используя контекст, словари и структурный анализ, выводят собственное (то есть осознанное и усвоенное) значение слова. Эта работа происходит в рамках словарной карты (см. рис. 1).
Работа начинается с того, что ученик вписывает слово и номер страницы в центральный овал. Контекст (предложение или часть предложения, в котором фигурирует слово) вписывается в большой овал, расположенный прямо под ним. Уже опираясь на смысловые элементы исходного предложения, многие ученики начинают догадываться о значении слова. Словари подключаются только после установления контекста, причем выписывается не вся словарная статья, а только дефиниция, соответствующая данному контексту. Эта дефиниция вносится в большой овал в верхней части карты, а в два маленьких овала в правой ее части вписываются один синоним и один антоним (также почерпнутые в словарях).
Подобрать антоним часто помогает умение работать с приставками, и учителю следует постоянно демонстрировать возможности приставок как всему классу, так и каждому ученику в отдельности. Благодаря коллективному обсуждению, школьники учатся формулировать противоположное значение и подходить к понятию с другой стороны.
Когда ученики выписывают в левый верхний овал другую форму изучаемого слова, на первый план выступают вопросы морфологии и структурного анализа. Этот вид работы не только заставляет ученика обращаться к предыдущим знаниям, но и добавляет к ним что-то новое: теперь, когда ему встретится другое слово с тем же корнем, суффиксом или приставкой, он сможет по знакомым элементам уяснить хотя бы часть его значения.
Усвоению нового слова и лучшему осознанию его значения помогает нижний малый овал в левой части карты, обозначенный как «особое словоупотребление, ассоциация или пример». Здесь помещается словосочетание или фразеологическая единица, категория, к которой относится изучаемое слово, примечание, пример или связанная с этим словом ассоциация. Для учеников это еще одна возможность думать и сопоставлять, опираясь на личный опыт и предыдущие знания, а также выносить свои догадки на коллективное обсуждение. Это самая гибкая часть словарной карты, кроме того, она обращена к личному опыту школьников, поэтому лучше всего и запоминается.
И наконец, на последнем этапе -Рефлексия- ученики самостоятельно составляют предложения, в которых употреблено изучаемое слово. Это собственное предложение вписывается в нижний большой овал. До работы с картами (когда значения слов выписывались дома из словаря и надо было составить с ними предложения) ученики относились к заданию без особого интереса, многим эта работа казалась бессмысленной и малопонятной. Однако в ходе составления карты она воспринимается как естественное и логичное ее завершение. Она позволяет ученику использовать предыдущие знания, приобрести новые, выстроить ассоциации и таким образом пропустить изученное слово через личный опыт.
2) Приемы ТРКМ: модельный урок (вызов-осмысление-рефлексия), вопросы «Верите ли вы?», прием «Инсерт» (чтение с пометками), презентация (составление опорных кластеров), синквейн.
Тема урока «Новый год в Шотландии»
Учащиеся делятся на группы.
Стадия вызова
На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изучаемой теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием "Верные и неверные высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания.
Использую видеоряд с изображением празднования Нового года в Шотландии (в POWERPOINT); вопросы «Верите ли вы?» (обсуждение в группах)
Верите ли вы?
До прочтения текста
После прочтения текста
что Новый год в Шотландии называется «Hogmanay» (Хогманэй)?
что у названия “Hogmanay” шотландское происхождение?
что Новый год “Hogmanay” связан с днем зимнего солнцестояния?
. что одной из ключевых особенностей новогодних празднеств являются всевозможные огненные ритуалы?
что слова главной Новогодней баллады написал шотландский поэт Роберт Бернс
что важной частью праздника является музыкальная составляющая
Стадия осмысления:
На этой стадии необходимо сохранить интерес учащихся к теме при непосредственной работе с текстом. Использую:
1. Прием «Инсерт» - индивидуальная работа с текстом «Hogmanay» с пометками.
Задание для индивидуальной работы с текстом: прием «Инсерт» (чтение с пометками)
Описание приема «ИНСЕРТ»
В процессе чтения текста очень важно не упустить существенные детали, позволяющие достаточно полно раскрыть его смысл, а так же сформировать свою точку зрения на ту информацию, которая в нем содержится. Внимательно читая, можно использовать следующую систему пометок.
ИНСЕРТ
I - interactive самоактивизирующая « V » - уже знал
N - noting системная разметка « + » - новое
S - system для эффективного « - » - думал иначе
E - effective чтения и размышления « ? » - не понял, есть
R - reading and вопросы
T - thinking
При работе с текстом старайтесь следовать следующим правилам:
1. Делайте пометки, используя либо два значка «+» и «v» или четыре – «+» , «v», «-», «?».
2. Ставьте значки по ходу чтения текста.
3. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше.
4. Обязательно прочтите текст еще раз, поскольку количество значков может увеличиться.
После прочтения текста и расстановки пометок на его полях можно заполнить таблицу ИНСЕРТ. В нее лучше записывать ключевые слова или фразы.
Таблица 1
ИНСЕРТ
V
+
-
?
После заполнения таблицы, информация, представленная в ней может стать предметом обсуждения на занятии, а сама таблица может пополниться новыми фактами, которые не были занесены в нее первоначально
2. Учащиеся расходятся по группам и составляют кластеры «Hogmanay», готовят презентации к ответам у доски. Цель систематизировать полученные знания.
Рефлексия
Озвучивание презентаций в группах (эксперт комментирует составленный кластер, помощники дополняют).
Возвращение к вопросам «Верите ли вы?».
Составление Синквейна по теме.
Hogmanay
Interesting, ancient
Sing, celebrate, perform
It is an ancient tradition
Holiday
3) ГРАФИЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА
В технологии развития критического мышления возможен приём графической систематизации материала. Существует множество способов графической организации материала. Среди них самым распространёнными являются таблицы. На уроках английского языка чаще всего используется «сводная таблица».
Часто используется, когда надо сравнить разные объекты исследования по нескольким пунктам. Так, например, по страноведению рассматриваются англоязычные страны и рассматриваются общие и различные черты этих стран.
The UK
Australia
New Zealand
The USA
Canada
The continent
The capital
The population
Big cities
Official language(s)
Weather
Country’s motto or special name
4) Письмо
Penfriend
Каким ты себе представляешь друга по переписке, опиши внешность, характер, увлечения и др., заполняя пропуски предполагаемого письма, затем ответь другу используя другие выражения, глаголы, прилагательные подходящие по смыслу, так что бы он понял “What sort of person you are” и стоит ли продолжать переписку с тобой.
Dear penfriend,
My name is______and I’m_____(age). I’m from ______. I’ve got_____,_______hair and _____eyes. I’m_____metre___and I’m quite______(size). I look like my________. I’m_____and _____(character). I like ___,____and____but I don’t like__________.
Please write to me and tell me what you’re like.
При подготовке к ЕГЭ по английскому языку важно научить писать личные письма. Ученики должны написать "ответ" на полученное ранее письмо. Необходимо в начале поблагодарить адресата за полученное письмо. Я предлагаю ученикам начинать письмо следующим образом:
Dear ,
I was very glad to receive your letter and to learn that...
Одного предложения, как правило, вполне достаточно. Затем нужно ответить на вопросы, которые содержатся в "полученном" письме-задании. Здесь лучше всего идти строго по пунктам. Например, письмо содержит следующие вопросы:
And when is you birthday? How do you usually celebrate it? What present would you like to get for your next birthday?
На них и нужно отвечать по порядку. Нужно развивать у учеников умение оценить объем написанного, так как письмо не должно превышать определенного количества слов. Ученикам надо знать, что все, что выходит за рамки требуемого количества, оцениваться не будет. Поэтому при обучении написанию личного письма много сил тратиться на то, чтобы ученики подсчитывали количество слов и развивали представление о том, сколько они уже написали. Иногда мы работаем в парах, и каждый подсчитывает количество слов в работе партнера. Необходимо учить детей сокращать длинное письмо до нужного объема, объединить два простых предложения в одно. Некоторым ученикам приходиться учиться писать письма не меньшего объема, чем задано. Вместе обсуждаем, какую информацию можно добавить, какие слова использовать. Эффективной является в данном случае работа в группах.
Рисунок 215