Cтатья «Проектная деятельность как средство формирования профессиональных компетенций у студентов педагогического колледжа на уроках педагогики»
Тема статьи: «Проектная деятельность как средство формирования профессиональных компетенций у студентов педагогического колледжа на уроках педагогики»
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональная компетентность педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм (А.И.Мищенко).
Содержание профессиональной компетентности той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков.
Теоретическая готовность предполагает наличие у педагога аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений. Содержание практической готовности выражается во внешних (предметных) умениях, т.е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.
В проектной деятельности формируются все составляющие профессиональной компетентности, но в большей степени проективные умения. Триада « анализ – прогноз – проект» предполагает выделение специальной группы умений, проявляющихся в материализации результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах обучения и воспитания. Разработка проекта образовательно-воспитательной работы означает, прежде всего, перевод на педагогический язык целей обучения и воспитания, их максимальную конкретизацию и обоснование способов их поэтапной реализации.
Применительно к учебно-воспитательному процессу педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и детей. Педагогическое проектирование – продуктивная деятельность. Ее продуктом выступает проект. Педагогический проект – это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей, которые, в свою очередь, зависят от приоритетных педагогических ценностей.
Согласно сложившейся практике, проектирование условно разделяют на фазы или этапы. Разные авторы (М.В. Кларин, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, В.М. Шепель и другие) выделяют разное количество этапов проектирования.
Технология педагогического проектирования представленная В.С. Безруковой содержит следующие этапы:
Этап I. Подготовительная работа
- анализ объекта проектирования;
- выбор формы проектирования;
- теоретическое обеспечение проектирования;
- методическое обеспечение проектирования;
- пространственно- временное обеспечение проектирования;
- материально-техническое обеспечение проектирования;
- правовое обеспечение проектирования.
Этап II. Разработка проекта
- выбор системообразующего фактора;
- установление связей и зависимостей компонентов;
- написание документа.
Этап III. Проверка качества проекта
- мысленное экспериментирование применения проекта;
- экспертная оценка проекта;
- корректировка проекта;
- принятие решения об использовании проекта.
Разумеется, не каждый проект требует полного цикла проектирования. Полный цикл всех действий характерен для масштабных педагогических проектов (программ развития образовательных систем, проектирования авторских образовательных программ, обобщения своего педаг8огического опыта т.п.). Педагогические проекты менее широкого масштаба конструируются в более свернутом виде. Но разработчика любого проекта требует осознанной организации процесса, определенной логики действий.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены направления развития и образования детей дошкольного возраста: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. В курсе изучения педагогики рассматриваются все образовательные области, но акцент делается на социально-коммуникативное развитие, в разделе «Воспитание дошкольников в образовательном процессе дошкольной образовательной организации» особое внимание уделяется воспитанию основ патриотизма у детей дошкольного возраста. Студенты создают и защищают педагогические проекты с учетом дидактических принципов научности, доступности, системности, последовательности: воспитание любви и уважения к семье, детскому саду, родному городу, защитникам отечества, стране, ее столице т.д. Представляют презентацию педагогического проекта, учебно-методическое обеспечение (конспекты образовательной деятельности, разных видов детской деятельности, работу с родителями, аудио и видео материалы, сценарии праздников и развлечений и др. материалы). В качестве примера дан один из проектов студентов (в кратком варианте).
Проект «С чего начинается Родина?»
Проект: долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательски-творческий.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.
Цели:
- воспитание гражданина и патриота своей страны;
- формирование нравственных ценностей;
- создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей воспитанию основ патриотизма у дошкольников.
Основные направления реализации проекта:
- разработать проекты ( «Мой дом и детский сад – моя маленькая Родина», «Мой город и область, в которой я живу», «Россия – Родина моя»).
- Разработать и провести циклы занятий («Мой дом - моя семья», «Хорошо у нас в саду», «Улицы родного города», «Родной край - люби и знай» и др.)
- Создать мини - музеи боевой и трудовой славы ветеранов, первопроходцев, почетных граждан города, защитников Отечества, театр русского костюма.
- Проведение праздников в детском саду («День защитников отечества», «9 мая – День Победы», «Мамин праздник», «Праздники по на родному календарю»).
- Выставка детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей («Славься край родной», «Наш город глазами детей»).
Акции («Покормите птиц зимой», «Зеленый патруль», «Памятник», «Озеленение территории детского сада»).
Работа с родителями (Знакомить детей с семейными традициями, анкетирование родителей, «Трудовой десант» родителей с детьми, выставка плакатов-проектов и др.).
Результат защиты проектов – пополнение тематического портфолио студентов разными проектами по теме: «Воспитание основ патриотизма у детей дошкольного возраста».
Таким образом, в данной статье сделана попытка анализа возможностей проектной деятельности в формировании общих и профессиональных компетенций у студентов педагогического колледжа: осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования
Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология //Детский сад от А до Я. – 2008.- №3.- С.6 – 12.
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика.- Екатеринбург: деловая книга, 1996.- 344с.
Деркач Л.Н. Инновационные модели развития дошкольников: проектная деятельность со старшими дощкольниками. URL: http: // festival/ I september. ru / articles/ 313787.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие.- М.: Народное образование, 1998.- 255с.
Современные технологии обучения дошкольников / авт.-сост. Е.В. Михеева.- Волгоград: Учитель, 2014, - 223с.
15