доклад на тему Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов.»
«Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов.»Преподаватель английского языка ГБОУ НПО РО ПУ 73
Любич Валерия Николаевна
17 декабря 2014 г.
г. Семикаракорск
Сегодня будущему специалисту недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – этому должно учить сегодня любое образовательное учреждение.
В науке и практике образовательной деятельности предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у студентов. В своей работе я взяла на вооружение метод проектов, который на наш взгляд позволяет решать проблему формирования компетенций у студентов как одно из требований образовательных стандартов.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом (Е.С. Полат). Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний и умений в процессе решения поставленной проблемы, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Суть этого метода – стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, решение которых предполагает владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединить теоретические знания с практическим опытом их применения.
Для студента проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, средство самореализации. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Я использую метод проектов как часть самостоятельной внеаудиторной работы. Мы выпускаем специалистов разных профессий. Каждая профессия в толь или иной мере сталкивается с английским языком, о чем мы все время говорим на уроках. Наш проект называется «Английский в профессии»
Цель: развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в профессиональных терминах, развитие критического и творческого мышления.
Задачи проекта: Начать изучение с учащимися технического английского
Создать наглядный материал для конкретных профессий на английском языке
Изучить различные технические схемы и инструкции на английском языке
Направления
Строительство
Торговля
Кулинария
Информационные технологии
Машиностроение
Электрика
Методы, которые используют ребята
Поиск информации
Мозговой штурм
Теоретический анализ
Изучение литературы
Математические и статистические методы (ранжирование, составление схем, диаграмм)
План реализации проекта
Организовать в каждой группе рабочую группу из 10 -12 человек для работы над проектом.
Проанализировать проблему незаинтересованности учащихся в изучении иностранного языка. Показать необходимость изучения английского языка для каждой профессии.
Провести работу над созданием словаря технических терминов для каждой профессии.
Разобрать возможные инструкции, руководства по пользованию для каждой профессии.
Изучить устойчивые выражения профессиональной направленности.
Создать наглядный материал в виде схем, таблиц, диаграмм для каждой профессии.
Ежегодно в рамках проведённых проектов проводятся научно-практические конференции, на которых ребята рассказывают о своих результатах.
Применяя проектную деятельность в процессе подготовки специалистов, мы действительно формируем общие и профессиональные компетенции. Реализуя цели проектного обучения, создаются такие педагогические условия, при которых обучающиеся:
самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников
используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность
развивают исследовательские умения
учатся презентовать свои проекты
учатся совместному труду
учатся работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Учатся брать на себя ответственность за работу членов команды
С точки зрения компетентностного подхода, применение проектной деятельности, как части самостоятельной внеаудиторной работы, позволяет так же формировать у обучающихся и значимые для будущей профессиональной социализации, и профессиональные компетенции, которые в большей степени будут показаны при выполнении выпускной квалификационной работы.