Использование в учебной деятельности ИКТ как фактор развития познавательной мотивации младших школьников


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМЕНИ В.И.ФАДЕЕВА
СТ.КАЛИНИНСКОЙ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Использование в учебной деятельности ИКТ
как фактор развития познавательной мотивации младших школьников
Подготовила:
Назаренко Светлана Владимировна
учитель начальных классов
МАОУ-СОШ №1 им. В.И. Фадеева
ст. Калининской

ст. Калининская
2014
Использование в учебной деятельности ИКТ как фактор развития познавательной мотивации младших школьников
Для раскрытии своей темы самообразования мне пришлось прочитать много литературы и опираться на опыт известных педагогов, которые разместили свои работы в интернете. Большое им спасибо за помощь! 
Использование в образовании информационно-коммуникативных технологий как фактор развития познавательной мотивации младших школьников Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования. Между тем, опыт практического обучения и воспитания, психолого-педагогический мониторинг современной школы позволяет констатировать возрастание количества детей, которые уже на начальном этапе обучения испытывают значительные трудности. Они не справляются с темпом обучения, не успевают усваивать программный материал за отведенное время. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Кроме того, подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка учебной мотивации на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Именно поэтому важно найти те средства, которые бы позволили повернуть ученика лицом к учебной деятельности. В настоящее время Министерством образования Российской Федерации реализуется программа компьютеризации городских и сельских общеобразовательных учреждений, предусматривающая целый ряд организационно – методических мероприятий по использованию современных информационных технологий при изучении различных школьных предметов, а не только информатики. Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) широкое применение которых создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным ученикам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, увлекательным, следовательно, способствует развитию познавательной мотивации. В связи с этим мною была определена цель своего исследования: провести опытно – экспериментальную работу по развитию познавательной мотивации (в частности, интересов) младших школьников путем активного использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе. 
Объект моего исследования: процесс обучения младших школьников с использованием информационно – коммуникационных технологий. 
Предмет исследования: познавательная мотивация младших школьников. 
Гипотеза исследования построена на предположении о том, что применение информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе способствует усилению познавательной мотивации учения младших школьников. 
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: 
1. Найти и обосновать концептуальные подходы к исследованию на основе анализа литературы; 
2. Разработать систему применения ИКТ, обеспечивающую развитие познавательной мотивации младших школьников; 
3. В соответствии с разработанной системой экспериментально проверить и изучить познавательную мотивацию своего класса за последние 2 года. 
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: • теоретический анализ литературных источников, 
• публикаций в периодической печати; 
• анализ, 
• синтез, 
• наблюдение, 
• эксперимент, 
• изучение результатов деятельности. 
Исследование проводилось в несколько этапов: 
1. Теоретический. Изучение, анализ литературных источников и раскрытие современного состояния исследуемой проблемы. Анализ литературы показал, что проблема мотивации в психологии исследуется достаточно широко, она актуальна как в отечественной, так и в зарубежной психологии и является объектом научного интереса достаточно многих педагогов-исследователей. Мотивации, как одному из ведущих факторов любой деятельности, придавалось огромное значение с древних времен. Свидетельством этого могут служить работы Демокрита, Аристотеля, Платона. Среди зарубежных исследователей многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам мотивации вели К. Левин, Т.К. Маккеланд, И. Аткинсон, А. Маслоу и другие. В нашей стране вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные психологи как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. А именно Л.С. Выготский стал первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой, Н.А. Менчинской, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной. Эти работы послужили методологической основой исследования. 
На данном этапе исследования было найдено общее определение мотива и мотивации, выяснено, что термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, определяющих поведение, сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. По А.К. Марковой учебная мотивация - частный вид мотивации, включённой в деятельность учения, учебную деятельность. Мотив показывает, ради чего ребенок учится. Учебная мотивационная система, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Она определяется: самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу и спецификой учебного предмета. 
А.К. Маркова выделила следующие уровни развития учебной мотивации у школьников от отрицательного отношения к учению через нейтральное, аморфное отношение к положительному, а далее к активному и ответственному отношению с устойчивой внутренней позицией. 
Описанные уровни мотивации показывают направление процесса формирования мотивов. Однако достижение высоких уровней не обязательно предполагает прохождение всех более низких. При определенной организации учебной деятельности, большинство учеников с самого начала работают на положительной познавательной мотивации, не проходя уровней отрицательной мотивации. Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы вовлечь детей в процесс познания и увлечь их самим процессом узнавания, «открытия» нового. Учебная деятельность всегда полимотивирована. По А.К. Марковой и М.В. Матюхиной мотивы по отношению к содержанию деятельности делятся на внешние и внутренние. Внешние мотивы - социальные – это мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности. 
Внутренние мотивы есть собственно познавательные мотивы такие, как собственное развитие в процессе учения; познание нового, неизвестного, понимание необходимости учения для дальнейшей жизни , интерес к содержанию деятельности, к ее процессу, к овладению способами данной деятельности.
Среди них выделяют: 
1. широкие учебные (направлены на усвоение новых знаний); 
2. учебно-познавательные (направлены на добывание знаний); 
3. мотив самообразования (направлен на совершенствование способов добывания знаний). 
Следовательно, иерархия мотивов учения является двухвершинной: ведущими являются как познавательные, так и социальные мотивы. Одной из основных задач учителя должно быть повышение в структуре мотивации учащегося «удельного веса» внутренней познавательной мотивации учения. 
Мотивационный компонент учения оказывается динамичным, что создает благоприятные условия для управления этой стороной деятельности ребенка. Динамичность мотивации таит в себе и опасность. Как отмечает А.К.Маркова, если не управлять ею, наблюдается снижение ее уровня.
В ходе изучения литературы по психологии и педагогике выявлены конкретные условия, влияющие на интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них:
1. Содержание обучения. Л. И. Божович , анализируя снижение интереса к учению у учащихся III классов, указывает, что дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне. Начальное обучение в большинстве своем не дает достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребенка, для удовлетворения познавательной потребности. 
2. Способ раскрытия учебного предмета. Учебная деятельность, по мнению В. В. Давыдова, должна отвечать следующим требованиям: 
• объектом усвоения должны быть теоретические понятия; 
• процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед учащимися раскрывались условия происхождения понятий; 
• результатом усвоения должно быть формирование специальной учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру и состоит из таких компонентов как учебная ситуация, учебная задача, учебные действия, действия контроля, и оценки. 
3. Проблемность обучения. Проблемно – поисковые, деятельностные технологии, где ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера. 
4. Организация работы над предметом малыми группами. В.Ф.Моргун обнаружил, что принцип подбора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к предмету в группу любящих данный предмет, то отношение к предмету у первых не меняется. В этом же исследовании показано, что большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету имеет групповая сплоченность учащихся, работающих малыми группами. 
5. Игровой характер учебно-познавательной деятельности является одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого. 6. Широкое применение принципа индивидуального и дифференцированного подхода. Каждый ученик имеет свои особенности, в том числе - и в мотивационной сфере. В идеале пути формирования мотивов учения должны определяться с учетом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенностей. 
7. Стиль педагогического взаимодействия. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. 
8. Использование наглядности в обучении. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. Недаром И. Г. Песталоцци принцип наглядности назвал "золотым правилом” дидактики. 
9. Творческие работы по разным предметам, участие в предметных олимпиадах, научно – исследовательская деятельность, проектная деятельность учащихся.
10. Использование технических средств, не только всем привычных ТСО (магнитофона, диапроектора, телевизионных учебных фильмов), но и более современных, например, компьютера, медиапроектора в качестве средства обучения.
Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной мотивации. Сила мотивации оказывает непосредственное влияние на успешность деятельности: постоянное нарастание силы познавательной мотивации приводит к повышению результативности учебной деятельности. 
Одним из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения является внедрение новых информационно – коммуникационных технологий. 
Актуальность применения ИКТ в образовательном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный школьный учебник. 
Информационные компьютерные технологии предоставляют широкий набор средств и методов для выполнения поставленных задач. Современный учитель должен владеть простейшими приёмами и применять их в своей повседневной практике. 
Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (Е.И.Булин-Соколова, Я.А. Ваграменко, З.П. Дьенеш, Е.И. Машбиц, С. Новоселова, И. Пашелите, Г. Петку, Б. Хантер и др.). Идея использовать компьютеры в обучении детей принадлежит профессору Сеймуру Пейперту. Работая с Ж. Пиаже, С. Пейперт в 60-е г. прошлого столетия пришел к выводу, что ребенок развивается, если имеет условия для креативной деятельности в соответствующей среде. Богатый опыт применения компьютера как средства обучения накоплен в США, Канаде, Франции, Болгарии. В применении информационных компьютерных технологий в образовательной среде дошкольных учреждений и образовательных школ Россия идет в ногу с наиболее развитыми странами, даже опередив их в самом начале старта на концептуальном уровне. 
Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий имеют некоторые преимущества. 
Е. И. Машбиц к набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями относит следующее: 
1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, анимации, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер — оперативное средство наглядности в обучении. Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, созданию актуальной настройки на учение. (Люди запоминают только 20% того, что они видят, и 30% того, что они слышат. Также запоминается 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что они видят, слышат, и делают одновременно).2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию младших школьников к обучению, за счёт смены видов деятельности, необычности, яркости, насыщенности, динамичности урока; 
3. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений. 
4. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс , способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. В том числе и самостоятельное получение учащимися дополнительных знаний. 
5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. ИКТ позволяет сделать это процесс более индивидуализированным. 
6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее. Особенностью компьютерного (программированного) обучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения. 
Кроме того, информационно-компьютерные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможности применения проектного метода обучения. 
ИКТ допускает возможность постоянного обновления; имеет небольшие затраты на публикацию и размножение; допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради; допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок; устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах. 
Организация уроков с применением мультимедиа технологий дает возможность экономить время, тем самым оптимизируя изложение учебного материала, за счет использования очень простых, доступных любому ученику средств. Все это говорит за то, чтобы ИКТ применялись с первых дней обучения детей в школе. 
Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся: 
- в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную (использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным); 
- большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения; 
1. высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс; 
2. ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. 
3. мультимедиа - учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Обучение младших школьников с компьютерной поддержкой регулируется сейчас двумя требованиями – гигиеническими и учебными. Существуют специальные требования современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинами организации работы") Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать специальные рекомендации. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носить щадящий характер. Проведенный анализ литературы позволил определить основные подходы к исследованию и перейти ко второму этапу. 
2. Экспериментальный этап 
Цель: провести опытно – экспериментальную работу по развитию познавательной мотивации младших школьников путем активного использования информационно – коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. 
Гипотеза исследования: применение информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе способствует усилению познавательной мотивации учения младших школьников. 
Исходя из цели и гипотезы исследования, мы определили следующие задачи: 
1. Выявить имеющийся уровень мотивации учения младших школьников. 
2. Разработать и организовать систему работы с учащимися по теме исследования. 3. Проанализировать особенности динамики познавательной мотивации учения в младшем школьном возрасте.
4. Сделать выводы по теме исследования. 
Экспериментальной базой исследования является 3 «б» - 4 «б» класс, МАОУ-СОШ №1 им.В.И.Фадеева ст.Калининской Краснодарского края.
Исследование проводилось среди учащихся младших классов в возрасте 7 - 9 лет.
Участвовали 20 человек, из них мальчиков – 10, девочек – 10. Ученики все из одного класса. Класс обучается по системе Л.В.Занкова. К основным характеристикам можно отнести отсутствие значительной разницы в социальном положении семей, практически одинаковое культурное окружение, выбор стиля семейного воспитания. Для решения первой задачи: выявить начальный уровень мотивации учения младших школьников был проведен констатирующий эксперимент в 3 классе. Индивидуально для каждого ученика был подготовлен лист с вопросами анкеты. Детям была дана инструкция о том, что они участвуют в эксперименте. Полученные результаты представлены таким образом: высокий уровень - 22 %, хороший уровень - 41 %, положительный уровень, но школа привлекает больше внеурочной деятельностью - 27 %, низкий - 6 %, негативная мотивация к школе - 2 %. Большинство учащихся класса имели недостаточный уровень развития «школьной» познавательной мотивации. Это объясняется особенностями социокультурного окружения учащихся класса. В некоторых случаях, семья недостаточно заинтересована в образовании своих детей; в других случаях, наблюдается чрезмерная родительская опека, часто подмена учебных действий детей своими действиями, что не приводит к сознательному и заинтересованному отношению к учебной деятельности. 
Для проведения формирующего эксперимента были продуманы система применения и формы организации работы с использованием ИКТ в начальной школе в условиях традиционной классно-урочной системы. Был проведен анализ и отбор всех возможных вариантов цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Наиболее оптимальными были определены такие модели применения ИКТ, как: урок с опорой на мультимедиа презентацию; использование аудио-, видео фрагментов; компьютерные тесты (в частности созданы самим учителем); электронные учебники; электронные сборники-тренажёры; электронные практикумы; кроссворды; электронные информационные издания (словарь, справочник, энциклопедия и т.п.); компьютерные обучающие программы, хрестоматии (сборник оригинальных текстов, иллюстраций); дополнительные учебные материалы (включая учебные пособия); подготовка печатных раздаточных материалов (контрольных, самостоятельных работы, дидактических карточек для индивидуальной работы и т.п.). Кроме этого, проведение кружка с практической работой детей на компьютере; творческие проектные и исследовательские работы во внеурочной деятельности. Приведем примеры использования некоторых из них. 
1. Уроки с применением мультимедийных презентаций проводились систематически, но не чаще трех раз в неделю (по требованиям к применению ТСО на уроках в начальной школе). Это было возможно, так как в классе, на рабочем месте учителя, имеется ноутбук, подключенный к проектору. Организация усвоения учащимися информации идет путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. В этом случае преобладали три основных способа использования мультимедиа на уроках: • Иллюстративный (традиционный). Подобранный визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ учителя. Имеет смысл его использовать при опросе или обобщении. • Схематичный (шаталовский). В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа в данном случае лишь расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами. • Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. Главное в таком подходе ─ высокий уровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в таком сочетании, чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию.
Мультимедийные технологии использовались: 
• Для обозначения темы. 
• Как сопровождение объяснения учителя. Были специально созданные для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные выводы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнении практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах. Формы организации учащихся на уроке в ходе медиапрезентации самые различные: индивидуальная работа, коллективная работа, работа малыми группами; возможно широкое применение частично – поисковых и проблемных методов. Замечено, что экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше, так как выступления с опорой на мультимедиа повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей; во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске; большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся; учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления. 2. Компьютерное тестирование. Компьютер помогает осуществить всесторонний (текущий, промежуточный, итоговый) контроль учебного процесса. Компьютер - помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся. В работе применялись тесты разработанные как самим учителем, так и известными учителями. Например - тренажеры: программа "Наставник”, предназначенная для визуального контроля за усвоением учебного материала, автоматического формирования индивидуальных рекомендаций; программа "Тестировщик”, предназначенная для проведения тестирования; программа "Корректор”, предназначенная для проведения звуковых математических диктантов и тест – диктантов, также программу MyTest, для создания и редактирования самим педагогом тестов на несколько вариантов, которые можно использовать и в печатном варианте и компьютерном. Мною было замечено, что компьютерное тестирование, как и любое тестирование, дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать "работу над ошибками”. Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой - системой для создания тестов (такую возможность даёт использование интерактивного аппаратно-программного комплекса). В компьютер была заложена часть упражнений по математике (решение простых задач, таблица умножения и т. д.) по русскому языку (вставку пропущенных букв, определение частей речи и т.д.) 
3. Работа с электронными энциклопедиями. Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний. Данная работа на первом этапе проводилась учителем через отображение на экране всей последовательности операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности. Затем учащиеся индивидуально или в малых группах искали в энциклопедиях ответ на поставленный вопрос или необходимую для урока информацию. 
4. На этапе конкретизации, для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала применялись специально разработанные компьютерные программы. Они рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами, так как органически связаны и сочетаемы с традиционными методами и приёмами обучения, такие как например: 1С Образование. Образовательные программы, являясь мультимедийным пособием, позволяют повысить степень самостоятельности учащихся, преподаватель лишь координирует действия учащегося. При необходимости ученик может вернуться назад к непонятной ему теме. Обучающие программы наиболее целесообразны на этапе закрепления навыков и проверки их сформированности. Используются как в индивидуальной работе, так и в групповой. 
5. Творческая проектно – исследовательская деятельность. Подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения. Для этой цели использовался компьютер в рабочей зоне класса, в компьютерном классе, в библиотеке школы, домашний компьютер. Начиная уже с 1 класса, ребята знакомы с новой формой работы — созданием проектов. Тематика проектов самая разнообразная в зависимости от возраста и класса учащихся, затрагивают историю, жизнь и отношения людей, а также многие другие стороны жизни и существования человечества и планеты в целом. При работе над своими проектами ребята используют различные источники информации: ресурсы Интернета, мультимедийные энциклопедии «Кирилл и Мефодий», журналы и газеты. И как показывает практика, использование учащимися компьютерных технологий решает сразу несколько задач: во-первых, учащиеся учатся самостоятельно извлекать информацию; во-вторых, они учатся творчески применять полученные знания на практике; кроме того, школьники получают опыт общения при подготовке проекта и умение работать в группе. Результаты работы над проектом ученики представляют в разных формах: в форме компьютерной презентации, буклета, публикации и т.п. А вот во 2 классе ребята выполняли свои проекты в форме кластера, коллажа используя программы «Word» или «Power Point». Разумеется с каждым годом я планирую познакомить детей и с другими формами подачи своего материала. За 2 года тематика сообщений и выступлений, докладов была очень разнообразна: например: «Тигры», «Эти уникальные животные», «Московский Кремль», «Башни Кремля» и т.д. Для представления полученных результатов часто дети пользовались программой PowerPoint. Ребятам очень нравится этот вид деятельности. Вовлечённые в работу, они творчески раскрываются, проявляют свою фантазию, выражают идеи своим доступным способом. И того не замечая, учатся думать, анализировать, сравнивать. Радость познания - вот что дает использование компьютеров на уроках. Все презентации, ЦОР, другие доступные мультимедийные информационные объекты помещены в медиатеку начальных классов. Это комплекс материалов, помогающих учителю в подготовке и проведению уроков. Медиатека является открытой, постоянно пополняется и редактируется. 
Данный формирующий эксперимент занял временной отрезок с сентября 2011года по июнь 2012 года. 
Для выявления результатов проделанной работы был проведен заключительный контрольный эксперимент с помощью методики шкалирования «Мотивация учебной деятельности» Полученные результаты представлены таким образом: высокий уровень - 39 %, хороший уровень - 47 %, положительный уровень, но школа привлекает больше внеурочной деятельностью - 13 %, низкий - 1%, негативная мотивация к школе - 0 %. Как видно из показателей, выросло число учащихся, имеющих высокий уровень развития познавательной мотивации, уменьшилось количество детей, имеющих низкую познавательную мотивацию. 2 ученика, ранее негативно относящиеся к школе, на данный момент 1 продемонстрировал низкий уровень развития учебно–познавательной мотивации, а 2 ученик положительный. Причинами изменения отношения к учебной деятельности можно назвать систематическое и планомерное применение в учебной, внеклассной и внеурочной деятельности информационно – коммуникационных технологий. Конечно, нельзя не учитывать и прошедший период летних каникул, за который дети стали взрослее, серьезнее, у некоторых из них появилось стремление узнать больше, некоторым стал интересен процесс познания и «открытия» нового. 
Наблюдения показали, что дети заинтересовались содержанием некоторых учебных предметов, таких как окружающий мир, литературное чтение, русский язык. Это доказывает их отношение к выполнению домашних заданий, привлечению дополнительных сведений об изучаемых явлениях и фактах, а, следовательно, к повышению качества обученности по предметам: с 68% до 83% по итогам года. Во внеурочное время дети с большой заинтересованностью занимаются в кружковой объединении «Мой друг – компьютер», куда входит и исследовательская деятельность. Применяя информационные технологии, ученики ведут индивидуальные исследования по темам: «Какая должна быть первая учительница?», «Минералы и кристаллы – что это?» и т. д. На данном кружке дети в 1 четверти 1 класса получили первоначальные навыки пользования компьютером, затем поэтапно стали знакомится с программами Word и Easel. Во 2 классе дети познакомились с программой Power Point и научились делать презентации и мультимедийные слайд-шоу. Во 2 классе мы приняли участие в ежегодном муниципальном конкурсе «Говорит и показывает компьютер» и стали победителями в номинации «Презентации» с работой «Всё о космосе» со Смешарики в главных ролях. Радости детей не было предела и у них возникло желание создать ещё несколько викторин. Также на кружке дети научились создавать электронные физминутки и данные работы прошли апробацию в параллельных классах нашей школы, также во 2 классе соседней школы и в деткой садике с детьми подготовительной, старшей и младшей групп. После этого мы с кружковцами получили положительные рецензии на нашу работу. После этого я пришла к выводу, что совместная работа урочной и внеурочной деятельности с использованием ИКТ очень велика и необходима. Таким образом, цель работы достигнута, гипотеза исследования о том, что применение информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе способствует положительной динамике в развитии познавательной мотивации учения младших школьников, нашла свое подтверждение. 
3. Обобщающий. Систематизация и обобщение результатов исследования. Формулирование выводов и рекомендаций исследования. Как показала практика, учащиеся увлечённо осваивают учебный материал, когда применяются информационно – коммуникационные технологии. При правильном подходе ИКТ усиливает их мотивацию. Кроме этого, активизирует внимание учащихся, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Развиваются навыки исследовательской деятельности, творческие и коммуникативные способности; формируется умение работать с информацией. ИКТ позволяет активно вовлечь учащихся в учебный процесс; качественно изменить контроль за деятельностью; приобщить школьника к достижениям личного характера, класса и информационного общества. У детей изменяется, отношение к компьютеру. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр. 
Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер и педагогической деятельности. Введение его в учебный процесс позволило мне расширить свои возможности в педагогической практике, обеспечивающие такими средствами, которые позволяли решать не решавшиеся ранее проблемы: совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся). Компьютер для меня – это средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов). Компьютер ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике; дает возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. С помощью сети Интернет я стараюсь распространять свой педагогический опыт, делиться своими находками с коллегами, узнавать много нового и полезного для себя.    
Я считаю, гипотеза о том, что применение информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе способствует усилению познавательной мотивации учения младших школьников нашла свое подтверждение, работа цели достигла. 
В заключении следует отметить, несмотря на то, что использование ИКТ существенно влияет на развитие познавательной мотивации учащихся, однако нельзя применять их слепо. Процесс построения учебного процесса с использованием ИКТ и их разработка должны быть продуманы методически и обоснованы научно. 
Использованная литература и Интернет-ресурсы:
1. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с. 
2. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/Под ред. Г. И. Щукиной. Л., 1979, вып. 5, с. 50. 
3. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971 
4. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности Педагогика и методика начального обучения, М:Просвещение, 1984, с. 256. 5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной//Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. 6. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. 1991. №6 
7. Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения. М., 1976
8. Машбиц Е. И., Бабенко Л. П., Верник Л. В., Комиссаров Е. Ю. и др. Основы компьютерной техники. Киев. Выща школа. 1988г. 215с.