Статья Методы и приёмы формирования и развития учебной мотивации младших школьников

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Иванова Ольга Владимировна, ср.школа №40, учитель, г.Петропавловск

В настоящее время большое количество детей младшего школьного возраста испытывают неустойчивые, дискомфортные состояния, затрудняющие выполнение некоторых требований, испытывают трудности в общении с педагогами и сверстниками. И возникает потребность учебный процесс строить так, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радость познания, развитие его индивидуальности, т.е. создать условия успешного обучения, что является острой проблемой традиционной школы.
По А. Мослоу у учащихся начальной школы есть следующие человеческие потребности:
Потребность в самоактуализации, стремление к реализации своих способностей и развитию собственных способностей;
Эстетические потребности: стремление к гармонии, порядку, красоте;
Познавательные способности: стремление много знать, познавать, исследовать;
Потребности уважения, стремление к достижению успехов, одобрению, признанию, авторитету;
Потребности к принадлежности и любви: стремление принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанными и принятыми ими.
Таким образом, очевидно, что в традиционном обучении существует проблема в формировании и развитии учебной мотивации.
Условиями, которые позволяют формировать и развивать учебную мотивацию, по – моему мнению, могут быть:
Гуманизация отношений между учителем и учащимися;
Создание комфортной среды для учащихся на уроке;
Умение учащихся самостоятельно ставить цель урока и реализовать ее в процессе обучения;
Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся;
Игровые формы обучения;
Создание на уроке здоровьесберегающей среды;
Рефлексия.
Выполнение этих условий позволяет осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении, решать проблему гуманизации образовательного процесса, а значит формировать положительную учебную мотивацию, как необходимое условие успешного обучения в школе.
1. Гуманизация отношений между учителем и учащимися.
Педагогический процесс всегда осуществляется через общение учителя и учеников. Здесь ориентирами являются:
Совмещение интересов своих и собеседника;
Контролируемое доверие;
Исключение принуждения;
Развитие интереса;
Защита прав учащихся.
Все это создает необходимый для продуктивной деятельности микроклимат. Учитель не только ведет ребенка к успеху в учении, но и дает каждому ученику право на ошибку, помогает ему в поиске способов преодоления этих ошибок, тем самым снимает тревогу и неуверенность перед учебным трудом. Каждый ребенок заслуживает уважения к себе, доверия и дружеского отношения; перед ним невозможно замаскироваться, только искренность помогает проложить тропинку к душе ребенка. Просьба вместо требования или приказа, убеждение вместо агрессивного словесного воздействия, организация вместо жесткой дисциплины, компромисс вместо конфронтации, своевременное поощрение , подбадривание- конкретные способы установления гуманистических отношений между учителем и учениками.
2. Создание комфортной среды для учащихся на уроке.
С психологической точки зрения комфорт младшего школьника – психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой. С педагогической точки зрения комфорт выступает как качественная характеристика: а) организация внутришкольной среды; б) образовательной деятельности школьника, в результате реализации его способностей и возможностей, удовлетворения от учебной деятельности, согласованности в обучении с педагогами и сверстниками, комфорт ребенка позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от требований школы.
При подготовке к уроку продумываю, как организовать работу на уроке, чтобы дети испытывали радость, удовольствие, удовлетворение от выполненной работы, т.е. испытали положительные эмоции, характерные для психологического комфорта. Здесь важна не только организация деятельности учащихся на уроке, но и каждое слово, каждая фраза учителя: «Дети, я поздравляю вас с тем, что вы на уроке сегодня узнаете первый в своей жизни математический закон, который в математической науке называют «переместительным законом сложения» или «Ребята, я горжусь вами! Вы самостоятельно, как настоящие ученые – исследователи определили все свойства почвы» и т.д.
Очень важен психологический настрой школьников в начале урока. Так, например, в начале урока дети под легкую музыку проговаривают слова: «На уроке наши глаза внимательно смотрят и все видят, наши уши внимательно слушают и все слышат, голова думает». Или Я говорю детям: «Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу. И пусть такое хорошее настроение сохранится у вас в течение всего урока» и т.д.
Необходим на уроке и интеллектуальный комфорт. В учебном процессе – это удовлетворение потребности в получении новой информации, что проявляется в уровне сложности предлагаемых для решения проблем и задач, в соответствии с возрастом детей, их интересов и индивидуальных особенностей, мышления. На уроке интеллектуальный комфорт достигается сменой видов деятельности, темпом, желаемым результатом, поддержкой со стороны учителя, верой в собственные возможности. Стараюсь, чтобы на уроке детям было интересно. Ведь интерес – это «единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом». А интерес и удовольствие, сопровождающее его, рождают ситуацию успеха, которая есть, главный нерв гуманизации обучения и воспитания» (А.С. Белкин).
3. Самостоятельная постановка учащимися целей урока.
Модернизация начального образования связана с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Для того, чтобы ученик стал таковым на конкретном занятии, необходимо выполнение нескольких условий, первым из которых является умение учащихся ставить цель: сначала учебную, а затем и жизненную и видеть перспективы ее решения.
Целеполагание – важнейший компонент учебной деятельности, который непосредственно влияет на формирование у школьников умения учиться и на развитие его самостоятельности, а значит и на формирование и развитие учебной мотивации. В.В. Давыдов считал, что учебное целеполагание обуславливает развитие познавательного интереса у учащихся и процесса познания. Ученик оказывается в состоянии не только принять поставленную учителем педагогическую задачу, но и самостоятельно определить эти цели и способ их достижения, т.е. построить план своей учебной деятельности.
Я начинаю формировать это умение у своих учеников, начиная с 1 класса и, обычно, сочетаю с проблемной ситуацией. Например, при введении новой буквы предлагаю детям несколько рисунков с изображением предметов, названия которых начинаются с буквы т (звуков т: тигр, тарелка, туфли, танк) и предлагаю:
- Произнесите название предметов, изображенных на рисунках. Понаблюдайте, какой звук стоит в начале слов.
- Как вы думаете, почему я предложила вам именно эти рисунки, слова?
Дети обычно говорят:
- Потому, что мы сегодня будем знакомиться с буквой т, учиться читать слоги и слова с этой буквой.
Или (по Ш.А. Амонашвили):
- Какая буква «убежала» из слов?
Далее работа идет аналогично первой ситуации. Часто на уроке в 1 классе «приходят» сказочные герои, и по первой букве имени героя дети называют тему и цели урока.
В 1-4 классах использую с этой целью игру «Четвертый лишний». Учащиеся по определенным признакам находят лишнее слово и высказывают свои предложения по теме и целям урока. По этому же принципу используется минутка чистописания на уроках русского языка, устный счет на уроках математики, кроссворды с ключевыми словами на уроках окружающего мира. Часто на уроках звучат вопросы:
- Что бы вы хотели узнать при изучении темы?
- Где, в какой ситуации вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?
При знакомстве с новой счетной единицей – 1000, детям было предложено задание: дан квадрат с числами, если закрыть одно число, то быстро можно назвать сумму оставшихся чисел. Или ещё одно задание: ходом шахматного коня прочитайте слово, с которым познакомимся на уроке. На уроке во 2 классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих» детям было предложено самостоятельно вставить в слова мягкий знак. При самопроверке выяснилось, что допущено много ошибок. Возник вопрос «Почему?». Учащиеся сделали вывод о необходимости знать правило при написании мягкого знака у существительных после шипящих, т. е. определили основную задачу данного урока. Таким образом, целеполагание, как необходимый компонент учебной деятельности выражается в развитии понятий и представлений ученика, его взглядов, практических умений и навыков, положительной учебной мотивации.
5. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Важным аспектом личностно – ориентированного образования является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Дифференцированный подход предполагает использование на уроках и в домашней работе разноуровневых заданий, которые я составляю с учетом знаний и способностей детей.
Такие задания должны быть доступны детям разного уровня, иначе может получиться так, что один ребенок будет усваивать программный материал легко, без затруднений, а другой – затрачивать все силы на постижение достаточно трудного для него материала. При этом один не найдет применения своим способностям, а у другого разовьется чувство неуверенности в своих силах. И в том, и в другом случае у учащихся снизится интерес к учебе. Только дифференцированный подход позволяет сделать учебный процесс более плодотворным, интересным и доступным. Дифференцировать работу можно на разных этапах урока. На этапе введения нового понятия лучше работать со всем классом, а после выполнения нескольких упражнений переходить к дифференцированной самостоятельной работе.
За основу я беру уровни, предложенные И. Г. Никитиным.
1 уровень. Ученик демонстрирует базовые знания, умения, навыки, выполняет задания «Сделай по образцу; вставь пропущенные буквы; найти значение выражения; реши задачу.
2 уровень. Ученик умеет наблюдать за учебным материалом, выяснять проблемы, выбирать пути их решения и получать результаты. У него развито логическое мышление, сформировано умение анализировать, сравнивать, классифицировать и преобразовывать. Задания для этого уровня должны иметь инструкции: «Понаблюдай, раздели по каким – либо признакам на группы; измени вопрос задачи так, чтобы она решалась большим количеством действий, исключи лишнее».
3 уровень - творческий. Ученик способен рассматривать предложенный материал с разных точек зрения, отличается самостоятельностью и гибкостью мышления. Инструкция для этого уровня: « Приведи примеры на какое – либо правило, закон; заполни таблицу своими примерами; сочини; придумай; подбери».
Примеры дифференциации на уроках математики:
Пример 1. Даны выражения:
24 + 37
(98 - 30) + 40
48 : 6 + 7
9 х 8 + 56
Задание для 1 уровня: вспомни правила о порядке выполнения действий; найди значение выражений.
Задание для 2 уровня: разбей выражения на две группы; найди значения выражений.
Задание для 3 уровня: разбей выражения на две группы; найди значения выражений: составь подобные выражения, найди их значение.
Пример 2. Дана задача: «Во дворе играли 6 мальчиков и 4 девочки. Пять детей ушли. Сколько детей осталось?».
Задание для 1 уровня: Решить задачу; подумать, можно ли решить ее другим способом.
Задание для 2 уровня: решить задачу разными способами.
Задание для 3 уровня: изменить задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решить задачу тремя способами. Дифференциация обучения обеспечивает развитие у учащихся мотивации к обучению, познавательной и творческой активности. Но деление на «слабых» и «сильных» должно быть условным и временным. Любой ученик должен иметь возможность перейти из одной группы в другую, если он достиг определенных успехов на своем уровне.
6. Игровые формы обучения.
Любая игра – это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как самостоятельность, как внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. А еще игра развивает умение общаться, учить мыслить, предвидеть последствия своих поступков. Считаю, что игра помогает сделать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету.
Десять тысяч уроков приходится на долю школьника за годы учебы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а это значит, урок будет нерезультативен. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний помогают мне уроки, проведенные в нетрадиционной форме. Это соревновательные игры, типа «Что? Где? Когда?», «КВН», «Умники и умницы» - уроки путешествия, уроки – сказки. Захватывает творческий процесс подготовки такого урока. Удовлетворение от такого урока огромное, так как на этих уроках царит эмоциональность, непринужденность. Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка свои знания. Ведь то, что интересно, запоминается надолго. И как писал А.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может, быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий».
7. Создание здоровьесберегающей среды на уроке.
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. И я понимаю, что невозможно решить эту проблему одному учителю внутри одного класса. Но я стараюсь сделать все от меня зависящее, потому что здоровье ребенка напрямую связано с успешностью в обучении. Выше уже говорилось о создании на уроке положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха. А что же можно предпринять учителю для сохранения физического здоровья ребенка?
Физминутки;
Упражнения для глаз, дыхательная гимнастика;
Психологический настрой, релаксация.
Применение в системе этих методов способствует сохранению и укреплению здоровья детей и обеспечивает успешность обучения.
8. Рефлексия.
В данной работе уже говорилось о том, что младший школьный возраст является субъектом образовательного процесса. Одним из условий появления субъекта в учебной деятельности является способность ученика контролировать свои действия, т. е. рефлексия за собственной деятельностью.
Рефлексия помогает ученику эффективно формировать желание и умение учиться, обнаруживать «белое пятно» в своих знаниях.
«Рефлексия младшего школьника, будучи органической составной частью его умственного и психического развития, связана со всей многогранной деятельностью личности и является своеобразным показателем его активности, как субъекта учебной деятельности» (В.В. Давыдов).
Я не освоила еще применение рефлексии на этапах урока, но в конце урока рефлексивный момент присутствует обязательно. Чаще всего использую метод незаконченного предложения:» Раньше я не знал, а теперь знаю, что ..», «На уроке я научился », «На уроке удавалось легко..», «Я работал на уроке с настроением, потому что», «Я доволен собой, потому что». Нравятся детям игровые формы рефлексии, когда они прикрепляют на дерево листочки или на поляну цветы, бабочек и т.д. определенного цвета в соответствии со своим настроением или уровнем усвоения на уроке изучаемого материала.
Таким образом, система методов, приемов по формированию и развитию учебной мотивации младших школьников дает гарантированный положительный результат. Применяемые разнообразные методы, формы и приемы обучения требуют тщательного отбора, творческого подхода и подчинены главной задаче – формированию самостоятельности, желания учиться, добывать новые знания, поддерживать у учащихся высокую работоспособность, познавательный интерес.