Статья Модель организации методической деятельности, обеспечивающая развитие профессиональной компетентности педагогов

Маргарита Владимировна Грудина,
методист МОУ Малоярославецкий
информационно – методический центр

Модель организации методической деятельности, обеспечивающая развитие профессиональной компетентности педагогов
Данная статья посвящена описанию опыта работы муниципальной методической службы Малоярославецкого района Калужской области по организации профессионального развития педагогов, способствующей эффективному, конкурентоспособному и устойчивому развитию муниципальной образовательной системы.
Особое внимание уделено рассмотрению инструментария диагностики инновационной деятельности учителя. Автором предложены формы методической работы, способствующие росту профессионального мастерства и развитию творческого поиска педагогов.
Ключевые слова: сетевая организация единого образовательного пространства, диагностика инновационной деятельности, современные формы методической работы.
Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, ибо без качественной подготовки педагога, без мотивации его успешности высокого качества образования не достичь.
Методическая работа должна стать средством управления качеством профессиональной компетентности педагогических кадров. В связи с этим необходимо совершенствовать подготовку учителя – исследователя, мотивировать его к инновационной деятельности, повышать уровень методологической и технологической культуры. (1)
Помощь в разрешении профессиональных трудностей, в том числе и овладении инновациями, осуществляет наша методическая служба, учитывая тенденции современного образования.
В содержание деятельности муниципальной методической службы заложены принципы сетевой организации, при которой каждый её участник может взаимодействовать с другими на условиях объективной востребованности, самостоятельно определяя формы и форматы взаимодействия. Таким образом, объединяются кадровые, интеллектуальные ресурсы образовательных учреждений района.
Сетевая организация ММС позволяет повысить качество дополнительного профессионального образования, обеспечивает информационную поддержку управленческой деятельности, инновационной и методической работы во всех учреждениях единой сети, расширяет возможности для повышения уровня профессионализма педагогических кадров, повышает эффективность использования различных ресурсов.















Ведущая технология методической работы – сетевая организация единого методического образовательного открытого пространства. Основная форма сетевого взаимодействия – проекты.
Расширение инновационно - образовательной среды в муниципальном образовательном пространстве осуществляется через создание сети  инновационных образовательных учреждений, действующих в режиме творческой лаборатории инновационного развития.
В 2013 году была создана творческая лаборатория инновационного развития образовательных учреждений Малоярославецкого района, в целях содействия системному развитию образования на основе использования инновационного потенциала образовательных учреждений и учителей-победителей Приоритетного национального проекта «Образование».
Основные направления деятельности лаборатории
Повышение квалификации педагогических и руководящих работников с целью подготовки их к обобщению, освоению и распространению инновационного опыта.
Организация поддержки профессионального становления молодого педагога.
Организация методического сопровождения подготовки участников конкурса «Учитель года» и других конкурсов профессионального мастерства педагогов на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.
Организация распространения инновационного опыта педагогов.
Формы работы творческой лаборатории: семинары-практикумы, мастер-классы, педагогические студии, круглые столы, фестивали, ярмарки, конкурсы, аукционы педагогических идей, калейдоскоп методических идей и другие.
Педагогическая студия - это вид профессионального обучения, совершенствования и экспериментирования в системе непрерывного педагогического образования, существенным признаком которого является неразрывная связь профессионального мышления и приобретения профессионального мастерства.
Существенным отличием студийной формы занятий от любой другой традиционной является то, что обучение происходит почти одновременно на трех уровнях: теоретическом, методическом и технологическом.
Лаборатория методического опыта – выявляет, обобщает и распространяет инновационные практики по актуальным вопросам современного образования в образовательном пространстве города, района.
Задачи деятельности лаборатории методического опыта:
- информирование педагогической общественности о новых достижениях науки и практики в области образования;
- обучение педагогов использованию в работе нового методического инструментария, освоению алгоритмов конструирования урока, овладению педагогической рефлексией.
Форма проведения Лаборатории носит деятельностный продуктивный характер. Руководит Лабораторией методист информационно – методического центра, члены Лаборатории представляют свой опыт и участвуют в обсуждении; повышают свое профессиональное мастерство. По итогам работы Лаборатории готовятся материалы для сборника или методических рекомендаций по обсуждаемой теме.
Ярмарка инновационных продуктов - презентация инновационных продуктов образовательных учреждений и содействие его диссеминации в педагогическую практику образовательных учреждений в системе образования района и области (Приложение 1).
В ходе работы Ярмарки проходит презентация инновационных продуктов и мастер – классы для участников Ярмарки по направлениям работы инновационных образовательных организаций.
Участники Ярмарки, изучив презентации образовательных организаций, проводят общественную экспертизу инновационных продуктов по критериям оценки (Приложение 2). По результатам общественной экспертизы образовательные организации награждаются дипломами «Лучший инновационный продукт» и включаются в список работ, рекомендуемых для распространения в системе образования района. Результатом совместной работы с педагогами района становится создание методических рекомендаций по актуальным вопросам образования и воспитания детей.
Готовность к инновационной педагогической деятельности - особое личностное состояние, которое предусматривает наличие у педагога мотивационно - ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии. (3)
Под диагностикой инновационной деятельности учителя мы понимаем совокупность способов изучения и оценки признаков, характеризующих профессиональную готовность учителя к реализации этой деятельности и ее осуществлению. Диагноз успешности инновационной деятельности не составляет полностью самостоятельной процедуры, он входит в более широкий контекст инновационных процессов. Анализ имеющихся подходов к диагностике внедрения новшеств позволяет выделить следующие основные задачи:
1) прогноз успешности намечаемого нововведения в целом, его отдельных этапов;
2) выявление недочетов как в самом новшестве, так и в организации его внедрения с целью его последующей доработки;
3) сопоставление новшества с другими новациями, выбор наиболее эффективного из них, уточнение его значимости и разработанности;
4) проверка степени успешности внедрения новшества;
5) оценка инновативной способности организации, в которой это новшество будет внедряться. (2)
Все методы диагностики нововведений можно разбить на две группы: первая группа методы, направленные на получение знаний о нововведении; вторая группа - методы, направленные на оценку организационной среды инновационного процесса.
Достоверная оценка инновационной деятельности учителя возможна только на основе целостного изучения личности и эффективности деятельности главного субъекта этого процесса - педагога. С этой целью мы отобрали ряд анкетных и тестовых методик, которые давно разработаны психологами, а некоторые из них являются авторскими.
Первый блок методик направлен на выявление осведомленности о новшестве, на определение отношения к новшеству:
- «Ваше отношение к педагогическим инновациям»;










- «Определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности»;
- «Эффекты от реализации инновационных образовательных программ» (анкета для руководителей инновационных образовательных организаций);
- «Мотивация исследовательской деятельности».
Второй блок методик направлен на определения уровня профессиональной компетентности педагога:
- Критериально - ориентированные тесты «Сформированность профессиональных компетентностей педагога»


- «Критерии готовности педагога к введению ФГОС»;
- «Методический и образовательный запрос учителя – предметника»;
- «Методический и образовательный запрос заместителя директора по учебно-воспитательной работе».
Третий блок методик направлен на оценивание эффективности методической работы на муниципальном уровне:
- «Диагностика эффективности районных методических объединений»;
- анкета для руководителей РМО;
- «Диагностика профессиональной подготовленности».
Мероприятия, проводимые на муниципальном уровне, способствуют развитию предметно-методологической компетентности педагогов, совершенствуют умение транслировать педагогический опыт. Педагоги транслируют свой опыт работы через участие в конкурсах, олимпиадах и конференциях различного уровня и становятся победителями.
Таким образом, использование активных форм взаимодействия способствует повышению профессиональных компетенций участников инновационного процесса. Мероприятия МОУ МИМЦ наряду с курсовой подготовкой входят в систему повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Они не только позволяют корректировать деятельность педагогов непосредственно в рамках образовательно-воспитательного процесса, но и мотивируют к дальнейшему повышению профессиональных компетенций, освоению новых форм и методов работы с учетом современных требований к качеству школьного образования, способствуют самореализации, решению профессиональных проблем.
Литература.
1. Дичковская И. Инновационные педагогические технологии. Учебное пособие / К.: Академвидав, 2004
2. Сластенин В.А. Педагогика. Инновационная деятельность. М, 1997
3. Шамова Т.И, Малинки А.Н. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. М, 1993

Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ
о муниципальной ярмарке инновационных продуктов
«Качество образования и инновации»
Общие положения
Учредителями муниципальной Ярмарки инновационных продуктов (далее - Ярмарка) являются отдел образования и МОУ «Малоярослвецкий информационно – методический центр».
Ярмарка инновационных продуктов проводится по следующим направлениям:
инновации в общем образовании,
инновации в воспитании,
инновации в дошкольном образовании.
Подготовка и проведение Ярмарки обеспечивается оргкомитетом
Основная цель и задачи проведения Ярмарки
2.1. Цель Ярмарки инновационных продуктов – презентация инновационных продуктов образовательных учреждений, содействие его диссеминации в педагогическую практику образовательных учреждений в системе образования района и области.
Задачи Ярмарки инновационных продуктов:
активизировать и поддержать инновационный потенциал образовательных учреждений;
создание организационно-педагогических условий для инноваций, исследовательской и проектной деятельности, для проявления инициативы и научно-методических интересов;
обобщить информацию о муниципальных приоритетах развития образования, использовании в образовательной практике продуктов инновационной деятельности.
Организация деятельности.
Для участия в Ярмарке инновационных продуктов в оргкомитет представляются следующие материалы и документы:
заявка на участие в Ярмарке инновационных продуктов,
текст, раскрывающий обозначенные в заявке характеристики инновационных продуктов.
3.2. Срок окончания приема заявок 14 октября 2013 г. по адресу: г. Малоярославец, ул. Аузина, д.1, МОУ МИМЦ. Электронный вариант инновационного продукта представить в МОУ МИМЦ до 11 ноября 2013 г. (объем и форма предъявления по усмотрению автора).
3.3. Время и место проведения: 20 ноября 2013 года, МОУ МИМЦ.
По итогам проведения Ярмарки инновационных продуктов оргкомитет представляет авторов к:
награждению дипломами «Лучший инновационный продукт»;
включению в список работ, рекомендуемых для распространения в системе образования Малоярославецкого района;
все участники Ярмарки, представившие образовательные продукты, получат сертификаты участия в муниципальной Ярмарке инновационного продукта за вклад в развитие инновационного потенциала Малоярославецкого района.
информация о представленных на Ярмарке инновационных продуктах заносится в инновационный банк МОУ «Малоярослвецкий информационно-методический центр».
По итогам Ярмарки будет издан муниципальный сборник инновационных продуктов.
4. Основные критерии оценки инновационных продуктов
Актуальность.
Результативность и эффективность.
Новизна содержания представляемого продукта.
Полезность продукта для использования в практической деятельности других образовательных учреждений.
Оригинальность презентации продукта.
Регламент проведения Ярмарки
Работа выставочного зала.
Торжественная церемония открытия Ярмарки инновационных продуктов, анонсирование участников, согласование режима работы.
4.3 Презентация инновационных продуктов (до 7 минут)
4.4. Мастер – классы (20мин)
4.5. Подведение итогов Ярмарки инновационных продуктов. Торжественная церемония награждения участников Ярмарки.
Участники Ярмарки
Муниципальные инновационные площадки и Ресурсные центры, закончившие работу в 2013 году.
Форма заявки на участие в Ярмарке
Паспорт инновационного продукта
Тема (наименование).
Автор (авторский коллектив): ФИО, занимаемая должность, контактный телефон.
Место работы (или учреждение): полное наименование, адрес, телефон, факс, E – mail.
Руководитель учреждения.
Направление, на которое претендует заявитель.
Характеристика инновационного продукта
Тема, актуальность.
Содержание, структура.
Новизна и практическая значимость.
Результативность
Научный руководитель, партнеры.
Объем заявки не должен превышать 3 страниц при следующих параметрах: для набора текста, таблиц используется редактор Microsoft Word для Windows; параметры текстового редактора: поля - верхнее, нижнее – 2.0 см, левое – 3.0 см, правое – 1.5 см, шрифт Times New Roman, высота 12, межстрочный интервал – одинарный, выравнивание по ширине, красная строка 1.25

Приложение 2
Общественная экспертиза
инновационных продуктов, представленных образовательными учреждениями
Уважаемый участник общественной экспертизы! Предлагаем Вам, изучив презентации образовательных учреждений, отдать свой голос за один из представленных инновационных продуктов в каждом направлении.
Должность_________________________________________________________
ОУ_______________________________________________________________
Что послужило для Вас основанием выбора инновационного продукта
Актуальность.
Результативность и эффективность.
Новизна содержания представляемого продукта.
Полезность продукта для использования в практической
деятельности других образовательных учреждений.
Оригинальность презентации продукта.
За какой из представленных продуктов Вы отдаете свой голос:
Инновации в общем образовании
Муниципальный Ресурсный центр МОУ Детчинская СШ «Развитие универсальных учебных действий (УУД) на уроках целевой направленности, предметности в рамках вариативности программ начальной школы»;
Муниципальный Ресурсный центр МОУ СШ № 4 г. Малоярославца «Формирование банка диагностических материалов нового поколения»;
Муниципальный Ресурсный центр МОУ Детчинская СШ «Школа ИКТ - компетентности»;
Муниципальный Ресурсный центр МОУ Кудиновская СШ «Формирование современного профессионализма учителя на основе проектно-целевого подхода».
Инновации в воспитании
Муниципальная инновационная площадка МОУ Березовская ОШ «Формирование у сельских школьников гражданских качеств в процессе поисково-краеведческой работы в школе»;
Муниципальная инновационная площадка МОУ Спас-Суходревская ОЩ «Создание педагогических условий для эколого-гражданского развития обучающихся»;
Муниципальная инновационная площадка МОУ Ильинская ОШ им. Подольских курсантов «Традиция как воспитательная мировоззренческая основа духовно-гуманитарного образования».
Инновации в дошкольном образовании.
Муниципальный Ресурсный центр МДОУ «Солнышко» «Использование кукольной педагогики в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников»;
Муниципальный Ресурсный центр МДОУ №6 «Синяя птица» «Использование современных технологий и подходов к оздоровлению детей»;
Районный опорно – методический центр МДОУ №5 «Солнышко» «Психолого-педагогическое сопровождение образования детей старшего дошкольного возраста».













13PAGE 15


13PAGE 141315




Заголовок 1 Заголовок 415