Мастер-класс Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях модели сетевого взаимодействия
Мастер-класс по теме:
«Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях модели сетевого взаимодействия»
Цель: создание условий для эффективного развития профессионального взаимодействия в рамках школьного округа.
Задачи:
- обобщить опыт работы школьного округа № 1,
- расширить практические знания старших воспитателей, заместителей по УВР по организации работы с кадрами,
- совершенствовать способности педагогов мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий.
План работы:
Приветствие
Вступительное слово
Проведение swot-анализа работы школьного округа №1
Деловая игра «Педагогический пробег»
Рефлексия
Приветствие - «Твое будущее»
Уважаемые участники сегодняшнего мероприятия, предлагаю познакомиться. Но наше знакомство будет проходить в нетрадиционной форме. Каждому сидящему в круге предлагается написать на листочке ожидаемый результат от данного мероприятия, адресованный соседу справа (по итогу мероприятия будет произведен сравнительный анализ ожидаемого и фактического результатов), назвать свое имя и передать записку.
Вступительное слово.
Сегодня система образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, система оплаты труда, нормативные документы в области образования - все это волнует сообщество педагогов. Меняются программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. Процесс модернизации образования невозможен без изменений системы подготовки будущих педагогов, переподготовки и повышения квалификации действующих специалистов.
Федеральные государственные образовательные стандарты ДО, ОО содержат требования к кадровым условиям реализации образовательных программ дошкольного и общего образования. Согласно ФГОС, педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей.
Конкретные требования к профессиональной трудовой деятельности воспитания и обучения детей предъявляются в ещё одном новом документе - профессиональном стандарте «Педагог», утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013г №544.
Педагог является частью образовательной среды, окружающей ребёнка. Сотрудничество педагога и ребёнка во многом зависит от профессиональной компетентности педагога. Поэтому в нашем городе совершенствуются условия для профессионального роста педагогов, посредством создания единого образовательного пространства, в которое входят методические объединения педагогов по разным направлениям, школьные округа и стажерские площадки.
Данный аспект предусматривает использование различных форм работы с педагогами в течение учебного года. Анализируя работу школьного округа № 1, можно выделить несколько основных направлений работы с педагогами:
Групповые формы работы: семинар «Организация и содержание образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС ДО», семинар-практикум «Роль ДОО и семьи в организации медиабезопасности детей», мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроке», круглый стол «Особенности работы с педагогически запущенными, часто болеющими детьми», дискуссионная площадка «Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения».Сетевое взаимодействие : сетевая родительская конференция «Подготовка ребенка к обучению в школе», «Сетевая учебная лаборатория», сетевой педагогический совет «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО в соответствии с ФГОС ООО».
Заочная научно-практическая конференция «Сетевое взаимодействие образовательных организаций школьного округа как эффективный механизм интеграции субъектов образовательной деятельности».
Проведение swot-анализа работы школьного округа №1
Говорить о достижениях всегда приятно, но результаты работы, как правило, выявляют и другие стороны взаимодействия. Проанализировав работу нашего школьного округа, был оформлен swot-анализ. Сейчас предлагаю всем присутствующим разделиться на 4 команды и попробовать сделать самостоятельно swot-анализ, затем выберем совпадающие значения, которые и будут являться наиболее значимыми во взаимодействии педагогов в школьном округе. Первая команда прописывает сильные стороны в организации и работе ШО; вторая команда прописывает слабые стороны, третья возможности, четвертая – угрозы (риски).
(По итогам работы выбираются совпадения и обобщаются результаты)
Результаты данной работы:
Сильные стороны
Повышение коммуникативной составляющей всех членов ШО. Педагоги не просто теперь знают друг друга в лицо, а обмениваются информацией, опытом работы.
Обогащение педагогической копилки педагогов через посещение открытых мероприятий, семинаров-практикумов, мастер-классов (н-р семинар по ИКТ Селекционная СОШ, семинар по детям с ОВЗ);
Совершенствование деятельности службы методического сопровождения на всех уровнях.
Развитие межличностных отношений воспитанников ДОУ, будущих первоклассников, и учащихся ОО через совместные мероприятия.
Повышение качества образования через эффективное распределение кадров, в соответствии с профстандартом.
Слабые стороны
- отсутствие научно-методической поддержки;
- малоактивная позиция руководителя, кураторов ШО при участии в мероприятиях ШО;
- нет заинтересованности (мотивации) со стороны педагогов в проводимых мероприятиях (либо направляются педагоги, специализация которых не соответствует теме мероприятий).
Возможности
- повышение конкурентоспособности ОО, обусловленное улучшением качества образовательного процесса;
- поиск педагогических идей по обновлению содержания образования; увеличение количества инновационно - активных технологий и авторских разработок;
- формирование профессиональной компетенции педагогов, необходимой для создания условий развития и обучения детей в соответствии с требованиями Стандартов. Угрозы (риски)
- сопротивление некоторых педагогов нововведениям;
- увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов;
- образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения
Деловая игра «Педагогический пробег»
Любое методическое объединение создается для обмена опытом работы с кадрами.
Среди огромного разнообразия форм и методов работы с педагогами, наиболее эффективные это практические методы, игровые приемы, направленные на раскрытие внутреннего потенциала, профессиональных возможностей. Работа школьного округа направлена на установление профессионального сотрудничества и делового контакта педагогов ДО и ОО.
Пример из практики. Посетив мероприятие в рамках ШО, проводимое МБОУ «Селекционное СОШ», по теме: ИКТ…., я получила полезную информацию, необходимую для развития компетенций педагогов в области использования инновационных технологий в образовательном процессе.
Запланировала педагогический час по данной теме, и в начале мероприятия провела деловую игру «Педагогический пробег», способствующую выявлению уровня развития данных компетенций у наших педагогов. Данная игра помогла четко сформулировать проблему и выстроить перспективу на будущее. Так же она эффективна в раскрытии педагогического потенциала в любом направлении профессиональной деятельности (раскрытии творческих способностей, эрудированности, в закреплении необходимого материала, скрытых возможностей и т.д.).
Чтобы прочувствовать результативность этой игры, предлагаю вам поиграть в нее.
Материал для игры: 23 круга с вопросами, 12 кругов с разными цветными кружками, кубик с цифрами, цифры от 1 до 10(или по числу игроков), жетоны за правильные ответы.
Уважаемые коллеги, хочу пригласить вас на пробежку, но не на простую, а педагогическую.
Прежде хочу познакомить вас с правилами игры:
Все мы с вами находимся на старте, перед нами маршрут, на финише одного из нас ждет приз, он достанется первому игроку, который достигнет финиша. Сейчас с помощью жеребьевки мы узнаем очередность ваших ходов. Итак, первый участник бросает кубик и делает столько ходов сколько выпало на кубике. Если на вашем круге вопрос, вы отвечаете на него и передаете ход следующему игроку, если на обороте зеленый значок – значит, вы можете сделать дополнительный бросок, если оранжевый знак – вы ход пропускаете, если красный – начните игру сначала, если синий значок – вы можете сделать пять шагов вперед. Если все понятно, тогда начинаем.
Вопросы к игре.
- Работа в каких текстовых редакторах подразумевает набор текста, редактирование и форматирование? (MS Word, Microsoft Publisher)
- Какие формы методической работы Вы чаще всего используете ?- Как расшифровать аббревиатуру ФГОС ДО или ОО?
- В какой программе создаются презентации? (Microsoft Power Point)
- С введение ФГОС ДО диагностика проводится с какой целью…? (для оптимизации работы с группой или индивидуального сопровождения воспитанника)
- Что такое культурные практики? (действия направленные на саморазвитие)
- В какой программе производится работа с электронными таблицами, в т. ч. внесение данных в электронные таблицы? (MS Excel)
- Назовите ведущий вид деятельности в ДОУ и в ОО? (игровая, учебная)
- Как вы понимаете интегрированная деятельность? (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга)
- Какие образовательные сайты Вы часто используете в работе? На каких сайтах публикуетесь, участвуете в конкурсах?
- По вашему мнению, посредством чего выявляются лидерские качества педагога?
- С введением ФГОС какая форма работы с детьми в ДОУ преобладает: партнерская или традиционная? (партнерская)
- Расскажите о своей работе с электронной почтой?
- Что такое инновация? (целенаправленное нововведение)
- Какие инновационные технологии вы знаете?
- Оценить степень необходимости Сайта ДОУ?
- Что такое доступность образования? (равноправное получение образования)
- Что такое инклюзивное образование? (включение детей с ОВЗ и инвалидностью в массовую группу или класс)
- Как часто вы используете средства ИКТ в системе оценивания и отчетности по результатам обучения?
- Что такое профессиональный стандарт педагога? (документ с требованиями к профессии педагог)
- Как вы понимаете словосочетание «Образовательная среда»?
Вы когда-нибудь использовали технологию WEB? (скайп, вебинары…)
Используете ли вы авторизованные среды разработки контента для создания электронных учебных материалов по предмету (направлению) и для создания онлайн-материалов для ваших учеников (воспитанников)? (конструктор сайта, конструктор дистанционного курса, конструктор уроков, конструктор тестов и др.)
Какие социальные сети вы используете для общения с учениками, коллегами, родителями?
Консультируете ли вы коллег по вопросам опыта внедрения ИКТ в учебный процесс?
По итогам проведенной игры определились разные уровни компетентностей, которые задают свою рамку:
Начинающий: поведение основано на системе правил, очень ограниченное и негибкое.
Опытный начинающий: понимает аспекты ситуации.
Практикующий: осознанно работает с длительными целями и планами.
Опытный практикующий: видит ситуацию в целом и действует согласно своим убеждениям.
Эксперт: полностью чувствует и понимает ситуацию и уделяет внимание центральным аспектам.
По большей части педагоги уже прошли уровень начинающего и даже уровень опытного начинающего, и являются, таким образом, практикующими. По итогам проведенной игры в ДОУ или ОО может быть создано объединение педагогов для развития той или иной компетенции (т.е. то направление, в котором было меньше всего правильных ответов).
Рефлексия
Сравнение написанных посланий с реальными мыслями после участия в мастер-классе.