РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
В РАМКАХ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Современные условия развития Российского общества диктуют переход на новый, качественно иной уровень образования. Новые ФГОСы предъявляют новые требования к профессиональной компетентности педагога, отличные от настоящего уровня. (Приказ Минтруда от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель).Несмотря на то, что в стандарте не указана должность педагога дополнительного образования, необходимо помнить про единство и непрерывность работы системы образования в целом и трактовать данный стандарт применительно к дополнительному образованию в том числе.
В качестве основных требований к педагогу предъявляются не только хорошее знание своего направления, но и мотивация к профессиональному развитию, самосовершенствованию. Основная цель нового стандарта- не только научить педагога учить детей, но и учиться самому. Стандарт обеспечивает объективную оценку- от умения преподнести учебный материал до личностного отношения к направлению работы, заинтересованности в наборе детей и сохранности контингента.
На настоящий момент практически во всех сферах осуществляется переход к «сдельной» оплате труда, работе педагогов «на результат».
Т.е. от того, сколько детей ходят в детские объединения, какие результаты воспитанник показывали в конце учебного года (поделки, рисунки, выступления, выставки, конкурсы). Данные мероприятия отражают уровень развития группы в целом, каждого воспитанника, а также являются показателем работы педагога.
Для того, чтобы в соответствии с новыми стандартами, педагог был компетентным, ему необходимо выполнять несколько требований:
1. Повышать квалификацию (курсы переподготовки, повышения квалификации). Необходимо учиться самому- участвовать в мероприятиях по обмену опытом, проводить обучающие семинары, конференции, методические объединения.
2. Публиковаться. Наличие методических разработок свидетельствует о высоком уровне методической грамотности педагогов. Это также гарантирует сохранность авторских прав на материалы, разработанные педагогом.
3. Разрабатывать и апробировать авторские программы и проекты. Это обеспечивает удобство педагогов, т.к. они самостоятельно формируют содержание своей работы, определяют основные направления. Программы необходимо рецензировать, постоянно корректировать и дополнять методическим материалом, повышая качество своей работы.
4. Аттестоваться. Аттестация является обязательным показателем работы педагога по законодательству (ФЗ «Об образовании»). Это обеспечивает контроль деятельности педагога, позволяет отразить его профессиональные достижения и является одним из этапов профессионального роста.
Современному педагогу дополнительного образования необходимо быть компетентным не только в сфере своего направления, но также и в плане общей осведомленности, стремления познать новое, умения общаться в различных ситуациях.
Кроме того, необходимо отметить необходимость включения в систему дополнительного образования работу с различными категориями детей- одаренными; детьми, которые сильно мотивированы на работу, детьми с ограниченными возможностями.. Все это предполагает разработку педагогами индивидуальных маршрутов работы с воспитанниками, знание специфики развития различных групп и возрастов детей.
Подводя итоги, необходимо отметить, что развитие общества не стоит на месте, совершенствуются методы и технологии работы, предъявляются все новые требования к процессу работы и личности педагога в том числе.
Именно поэтому одна из основных и первоначальных задач современного педагога дополнительного образования- всестороннее и непрерывное развитие.