Доклад на пед.совете Структура профессиональной компетентности учителя.


Выступление на педагогическом совете
Тема: Структура профессиональной компетентности учителя.
1. Профессиональной компетентность педагога     Анализ  научной литературы показывает, что  ученые, изучающие проблему компетентности педагога, в своих исследованиях используют то термин «профессиональная компетентность» (Б.С. Гершунский, Т.В. Добудько, А.К. Маркова), то термин «Педагогическая компетентность» (Л.М. Митина), то оба термина (Н.Н. Лобанова), а иногда объединяют данные термины по аналогии с профессионально-педагогической деятельностью: «профессионально-педагогическая компетентность» (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская).
В педагогической науке и практике на данный момент нет единого подхода к определению понятия «профессиональная компетентность педагога».
Согласно словарю С. И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». .(1 слайд)
В обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного, авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить суждения, принимать решения, совершать действия в данной сфере.
В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение специальное направление – компетентностный подход в образовании.
(2 слайд)
Компетентностный подход одно из приоритетных направлений современной педагогической науки. Основные понятия данного подхода компетентность и компетенции однокоренные слова, что вызывает затруднения при определении содержания. В соответствии с разделением содержания образования на общее ( метапредметное)-для всех предметов; межпредметное (для цикла предметов) и предметное(для каждого учебного предмета), Хуторской Андрей Викторович ( российский педагог) предлагает следующую последовательность компетенций. Ключевые - относятся к общему метапредметному содержанию образования;
общепредметные- к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;
предметные - конкретное описание и возможности формирования в рамках учебных предметов.
(3 слайд)
В современных условиях немалое значение придается компетентности специалиста, работающего в системе образования, поскольку именно компетентностью определяется успешность его профессиональной деятельности.
Компетентность предполагает наличие у специалиста не столько значительного объема знаний и опыта, сколько умений актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций. В этом случае компетентность выражается в способности правильно оценить сложившуюся ситуацию и принять в связи с этим нужное решение, позволяющее достичь значимого результата.(4 слайд)
Наше время позволило сформировать основные виды компетентности, характеризующие индивида: это деятельность, позволяющая проявить способности, с высокой степенью умелости, являющаяся способом личностной самореализации. Деятельность-компетентность, как итог саморазвития индивида.
2. Структура профессиональной компетентности педагога (5 слайд)
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах;
Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Зарубежная педагогика предлагает глобальные виды компетентностей, где главное научиться жить вместе, познавать, делать и просто научиться жить. (6 слайд)
(7 слайд)
и раскрывает компоненты компетентности педагога: деятельность всегда имеет эмоциональную окраску, характеризуется способностью работать самостоятельно, использовать инновации, способностью разрешать конфликты и быть терпимым.
(8 слайд)
Профессиональная компетентность педагога характеризуется уровнем осведомлённости, авторитетностью, способностью мыслить аналитически, осуществляя комплексный подход к своей деятельности.( 9слайд)
Профессиональная компетентность пополняется дополнительными составляющими: способностью продуктивно взаимодействовать с инновационным опытом своих коллег, быть креативным и т.д. (10 слайд)
новый порядок аттестации педагогических кадров предлагает следующие аспекты компетентности:
когнитивный - научные, предметные знания, позволяющие реализовать содержание программы по предмету;
операционно-технологический- способы деятельности, умение принимать решения;
аксиологический - эмоционально- личностные отношения.Единого мнения о содержании профессиональной компетентности педагога нет. Вот ещё одна точка зрения на данное образование.
Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет пять видов профессиональной компетентности:
 (11слайд)
специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины
Специальная компетентность включает глубокие знания, квалификацию и опыт производственной деятельности в области преподаваемого предмета, специальности, по которой ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач, связанных с конкретным производством.
методическую компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся;Методическая компетентность включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
психолого-педагогическую компетентность в сфере обучения;
Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.
дифференциально-психологическую компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых;
Дифференциально-психологическая компетентность включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися.
рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическую компетентность.Аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования.
Каждая деятельность проходит на определённом уровне.
общий - предполагает наличие ключевых и операциональных компетентностей, частный - компетентности конкретной специальности, конкретный - компетентности отдельного педагога.