Разработка практического занятия «Имидж современного педагога»(в рамках Школы молодого педагога)


Разработка практического занятия
«Имидж современного педагога»
(в рамках Школы молодого педагога)

Разработала:
Асташкина Надежда Валерьевна,
методист
Цель занятия: повышение уровня профессиональной подготовки молодых специалистов посредством изучения основ имиджиологии.
Задачи:
1. Ознакомление со значением имиджа, коммуникативной компетенции и толерантности в современном мире, и в частности, в сфере педагогической деятельности.
2. Освоение составляющих имиджа современного педагога.
3. Формирование своего личностного и профессионального имиджа, а также имиджа образовательного учреждения, в котором работает педагог.
План проведения
Основные понятия и термины имиджиологии.
Эволюция профессионального имиджа в контексте истории.
Звуковое оформление речи педагога.
Деловой костюм как предметный компонент имиджа педагога.
Вербальный имидж педагога.
Имидж образа жизни педагога.
Ход занятия.
Наше сегодняшнее занятие называется «Имидж современного педагога», мы изучим, из каких компонентов складывается имидж современного педагога.
Готовясь к занятию, я использовала газетные публикации, книги по психологии, информацию из Интернета, также я провела собственные исследования среди учащихся, которые являются непосредственными участниками нашей работы, субъектами нашей учебно-воспитательной деятельности.
Учащимся училища было задано 7 вопросов.
На что вы обращаете внимание при первой встрече с учителем?
Какие качества учителя (как преподавателя) вы цените больше всего?
Важно ли для вас как выглядит учитель?
Считаете ли вы, что учитель должен одеваться по последней моде?
Важны ли для вас личные качества учителя?
Интересует ли вас личная жизнь учителя?
Как вы считаете, влияет ли имидж учителя на ваше отношение к предмету?
Как вы считаете, что обозначает загадочное слово «имидж»?
Имидж – (от английского image – образ, облик, изображение). Определенный образ личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературы или самим человеком. Так дано определение этого понятия в школьном словаре иностранных слов.
Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.
Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности. А становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими.
Изучением имиджа занимается имиджиология. Имиджиология – комплексная практическая дисциплина. Она использует отдельные результаты ряда наук, в том числе социальной психологии, этнологии, философии, лингвистики, культурологи, политологии и т.д., в целях разработки методологического и методического оснащения деятельности по созданию и пересозданию имиджа как средства социального влияния.
Кто же создает имидж?
Во-первых, сам человек, который придумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Во-вторых, имиджмейкеры-профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц: политиков, государственных деятелей, артистов и т. п. В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение. В-четвертых, его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники.
Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с нами всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, прежде всего, готовить специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологий, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль. Такое положение вещей приводит к тому, что молодой педагог не может работать с людьми, в том числе с учениками.
Существует ли специфический имидж учителя?
На этот вопрос утвердительно отвечает отечественный психолог Л.М. Митина «Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро. Причину подобного автор видит в том, что ...большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность....»В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей?
Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?
Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.
Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.
Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.
Есть и другая сторона проблемы — педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!
Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. В списке десяти профессионально значимых качеств учителя имидж занимает второе место с точки зрения детей, и лишь восьмое — с точки зрения самих учителей.
Как вы думаете, почему так происходит?
В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в обязательности имиджа делового человека, который рассматривается как составная часть культуры делового общения.
Имидж своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.
Предлагаю вашему вниманию выдержки из их ответов на первый вопрос…
Сначала имидж стал расхожим понятием в американской культуре. На рубеже XX – XXI вв. достижения имиджиологии стали использовать политики, бизнесмены, художники-модельеры и дизайнеры, специалисты в сфере рекламы, средств массовой коммуникации в различных уголках земного шара.
В России понятие имидж стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. Массовый читатель был осведомлен в этой сфере благодаря отдельным популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджей (Р.Ф. Ромашкина, Е.И. Манякина, Е.В. Гришунина, П.С. Гуревич, Ф.А. Кузин, В.Д. Попов, Б. Г Ушиков, В.М. Шепель, И.А. Федоров и др.).
Вышедшее в свет в 1994 г. первое издание книги В.М. Шепеля «Имиджелогия: Секреты личного обаяния», обозначило не только обоснование нового для российского менталитета понятия имидж, но и формирование новой области научного исследования — имиджелогии, а в профессиональной сфере формирование новой специальности - имиджмейкер.
В переводе с французского и английского языков, как было уже сказано выше, «имидж» означает “образ”. Причем под “образом” нужно понимать не только визуальный зрительный образ, но и образ мышления, действий, поступков. Это умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором мы предстаем перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является продолжением наших достоинств, либо еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни, карьере.
Американский психолог Миллер отобрал фотографии “красивых”, “обыкновенных” и “некрасивых” людей. Затем показал эти фотографии взрослым людям и попросил их высказаться о внутреннем мире изображенных. Люди оценили “красивых” как более уверенных, счастливых, уравновешенных, энергичных и более богатых духовно, чем других. Психологи называют это “эффектом ореола”. И учитель просто обязан использовать его в своей работе, каждый педагог просто обязан быть красивым. Конечно, успешная самоподача требует усилий по поддержанию созданного впечатления. Первым шагом на пути к созданию “эффекта ореола”, можно считать работу над собственным имиджем. Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.
Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие. Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность.
Вот несколько выдержек из высказываний учеников:…
Вашему вниманию я хочу предложить тест, с помощью которого вы можете оценить общий уровень своей общительности (тест В.Ф.Ряховского).
Современный преподаватель должен обладать риторической культурой. Риторическая культура – культура мысли, слова, речевого поведения. Личность формируется, воспитывается через словесное образование, через общение. Сегодня востребован культурный человек, смело и самостоятельно мыслящий и говорящий, риторически образованный, обаятельный, нравственный. Речь – это показатель нравственности человека. Речь педагога воспитывает, просвещает, научает. Педагог не должен говорить языком учебника, надо передавать знания своим, доступным аудитории языком. Аудиторию нужно чувствовать, уважать и любить. Педагог должен стремиться создавать необходимый эмоционально-интеллектуальный комфорт для учащихся и для себя, получая от этого субъективную удовлетворенность.
Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих. Помните, привлекательные люди
часто и охотно улыбаются;
обладают хорошим чувством юмора;
естественно себя ведут;
веселы;
часто и охотно говорят комплименты;
знакомы с этикетом и следуют ему;
уверены в себе;
умеют посмеяться над собой;
быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;
дружелюбны, с ними легко в общении.
Как показывает опыт работы психологов, из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут все то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической, и – о, чудо! – вы успешны и привлекательны, все просто счастливы иметь с вами дело. Однако люди на удивление быстро раскусывают все ваши “хитрости”. Можно изображать искренность сколько угодно, но фальшь рано или поздно будет обнаружена “невидимыми чувствительными волосками”, как говорил Шерлок Холмс. Психологи ни в коей мере не против того, чтобы люди следили за своим внешним видом и манерами, но имидж – это всегда единство внутреннего и внешнего. “Какой бы имидж вы ни старались явить миру, он должен быть, прежде всего, отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней”.
Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает подчас, как снег на весеннем солнышке. Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:
Высокая самооценка и уверенность в себе
Вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека
Социальная и личная ответственность (“я – причина всего положительного и отрицательного в моей жизни”)
Желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.
Измените свою жизненную установку (если она не способствует успеху), измените свой имидж – и вас ждет успех!
Понятие имидж может быть применимо не только к одному человеку, но и к организации, городу, даже к стране. Так что имидж училища будет определяться и имиджем педагогов, работающих в нем.
Формирование личного обаяния сопровождается огромной работой над собой, но приносит хорошие плоды: формирует позитивные установки по отношению к вам у окружающих, делает общение с вами приятным и комфортным. Помните поговорку: “Встречают по одежке, провожают по уму”? Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является единственным “банком данных” о человеке, и на этом основании они выстаивают свои отношения с другими людьми. И, чем точнее создан ваш образ, тем легче людям общаться с вами, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с вашими учениками.
С чего надо начинать? С улыбки!
Ведь это так просто: чуть-чуть сократить некоторые мышцы лица, чуть-чуть изменить брови – и все, ты начинаешь нравиться людям. Улыбка “открывает” нас, делает доброжелательнее, доверительнее.
О, улыбка! Беглая, смутная, щедрая, ангельская, лисья, лучистая, небесная, хладная, шалая, доверчивая, любезная, милая, страдальческая, суровая, усталая, отчаянная, резиновая, грустная, глупая, несмелая, ослепительная, тесная, широкая, вялая, горячая…Необходимо подчеркнуть, что наши ученики высоко ценят учителя, имеющего чувство юмора. Вот что они говорят по этому поводу:…
Как должен одеваться современный педагог?
С социальным статусом, кроме цены связан силуэт одежды, многие люди называют одежду высокого статуса “строгой”, “официальной”. (Высокостатусным считается силуэт, приближенный к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а низкостатусным – приближающийся к шару. С высоким статусом не совместим пиджак типа реглан, свитер, особенно пушистый, мягкие брюки или джинсы без стрелок и т. д.)Также важен цвет одежды. В нашей стране признаком высокого статуса всегда была черно-белая гамма. Чем ярче и насыщенней цвет одежды, тем ниже предполагаемый статус.
Надо сказать, что все факторы действуют только в сочетании.
Типичными деталями превосходства являются очки (идет переоценка умственного и образовательного уровня), длинные волосы у мужчин (если это не протест хиппи, то идет переоценка духовного, интеллектуального уровня, круга интересов).
В одежде учителя должен отражаться его высокий статус, так как между учениками и учителем должна возникать определенная дистанция.
Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Настоящий учитель не станет одеждой подчеркивать свою женскую привлекательность (сексапильность), он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.
Как же комментируют учащиеся ответы на вопросы о внешности и о моде?....Многие учащиеся, встречаясь, первый раз с учителем, обращают внимание на … глаза.
Вот несколько выдержек из высказываний учеников:…………
Многозвучным и разным должен быть и наш голос. Типичные ошибки начинающих учителей – слишком тихий (тогда ученики не слышат, переспрашивают друг друга, шумят, отвлекаются в конце концов) или слишком громкий голос (очень утомляет и раздражает такой голос, особенно учащихся со слабой нервной системой, повышенной чувствительностью).
Однотонный (постоянно высокий или постоянно низкий) голос не позволяет начинающему учителю создавать ритм своей речи (т. е. повышение и понижение громкости и длительности звуков), страдает и мелодика речи. Трудно становится улавливать окраску звука говорящего – тембр, изменение частей фраз, родственных по смыслу фраз, их согласование и объединение (гармонию речи).
Самое красивое, что звучит на земле, - это человеческий голос. Но не будучи обработан, он походит на расстроенный инструмент.
Педагог должен не повышать голос на учащихся, не кричать на них, обладать хорошей дикцией, уметь правильно говорить. Намного легче понять человека, да и вообще слушать, если у него хорошо поставлен голос. Он знает, где сделать паузу, где повысить или понизить голос, на что сделать акцент, как лучше выразить мысль.
От речевой культуры педагога зависит эффективность умственного труда учащихся, рациональное использование времени на занятиях, эстетическое воспитание и формирование общей речевой культуры учащихся.
К особенностям нашего общения с учащимися относится появление “любимчиков”.
Также плохая профессиональная память (когда после нескольких недель работы с группой педагог не в состоянии назвать учеников по именам и путает анкетные данные и характеристики), отсутствие четких границ и дистанции в отношениях с учениками (особенно это проявляется в фамильярном отношении учеников к начинающему учителю).
Вопроса об этом к учащимся не было, но многие ребята обратили внимание на этот факт, как недостаток личностных качеств учителя:
…Я считаю, что самое плохое в учителе то, что некоторые из них любят подхалимов.
…Учитель должен одинаково относиться к детям, а не выделять кого-то.
… Есть учителя, у которых есть любимчики, это не честно.
… Если учитель вредный, злой, занижает оценки, то становится не интересно учить этот предмет.
Все это конечно ведет к потере привлекательности учителя.
Немаловажное значение имеет и ваш образ жизни.
Интересуются ли учащиеся личной жизнью учителя?
Как вы думаете, существует ли имидж образа жизни учителя?
Имидж вашего образа жизни – это то, как люди воспринимают вашу личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, ваши моральные принципы, достоинство, поведение, характер. Как ни странно ученики проявляют живой интерес к личной жизни учителя, хотя почти никто не признался в этом…..
Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что не интересен как личность. А без интереса к личности нет интереса к предмету (так считают психологи). Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие “новых горизонтов”. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.
В заключение хочу сказать, что уже сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители разных профессий – идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т. д. Секрет успеха вашего профессионального имиджа напрямую будет зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.

Приложение
Тест «ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»
Разработал В.Ф.РЯХОВСКИЙ
Инструкция: «Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: "да", "нет", "иногда"».
Вам предстоит деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?.Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будет томиться в ожидании?
Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?Оценка ответов: «Да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0 очков.
Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый.
Классификатор к тесту В.Ф.Ряховского30—32 очка — Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое тре-бует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25—29 очков — Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством — в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19—24 очков — Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14—18 очков — у Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9—13 очков — Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4—8 очков — Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 очка и менее — Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.