Формирование профессиональной компетентности педагогов – необходимое условие развития современной школы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Михайлов Иван Анатольевич, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ СОШ № 38 города Тюмени.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38 города Тюмени (625001, г. Тюмень, ул. Садовая, д. 64), e-mail:  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Аннотация. Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего педагогов. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. реализовывать ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности?
В данной статье рассмотрены основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагогических работников с точки зрения компетентностного подхода.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, педагогическая компетентность, квалификация педагога.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS – THE NECESSARY CONDITIO
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»
К.Д. Ушинский.

- Хорошо успевающий ученик, как правило, окончив школу, оказывается в жизни неуспешным человеком.
- В критический момент выясняется, что полученные знания и умения в школе не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить.
- Подавляющее большинство полученных знаний и умений в школе оказываются вообще невостребованными в жизни.
Это факты, являющиеся закономерным результатом учебного процесса в массовой российской школе, который в своей основе является некомпетентностным.
Выпускник некомпетентностного обучения – некомпетентный человек. Это человек, которому хватает знаний и умений, но не хватает опыта их применения в различных жизненных ситуациях. Он не готов к тому, чему его не учили – действовать в ситуации неопределенности, постоянно повторяющихся в жизни [6].
По мнению авторов, именно перечисленные выше факты, стали причиной очередной реформы образования в России, в результате которой были переработаны и изданы нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность педагога с точки зрения компетентностного подхода.
Одним из таких документов является Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р), согласно которой подготовка педагогических кадров заключается в становлении квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, владеющего современными педагогическими и информационными технологиями, способного к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [2].
Следующим документом, регламентирующим педагогическую деятельность, является Федеральный закон «Об образовании в РФ» (273-ФЗ) от 29 декабря 2013 года, в 48 статье которого определены обязанности и ответственность педагогических работников, т.е. их профессиональные компетенции [1].
В настоящее время на сайте Министерства образования и науки России опубликован проект концепции и содержания Профессионального стандарта педагога, где указано, что главным профессиональным качеством в стремительно меняющемся открытом мире, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться [3]. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Одним из приложений к данному документу является расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога. В данном приложении отмечено, что при быстром развитии российской школы в направлении информатизации всех процессов, те элементы ИКТ-компетентности, которые входят в принятые в конце 2000-х квалификационные требования, безусловно, важны, но обеспечивают лишь частичное погружение образовательного процесса в информационную среду. Поэтому Развитие ИКТ-компетенций у педагогов – одна из основных задач субъектов образования [3].
На взгляд авторов, достижению данной задачи способствует участие педагогов в различных Интернет-сообществах учителей. Назовем некоторые.
Проект «Педсовет.org. Всероссийский интернет-педсовет» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), позволяет повышать профессиональную квалификацию педагога (участника) дистанционно.
Проект «Открытый класс» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) направлен на обеспечение нового качества образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ в сети Интернет с целью обмета профессиональным опытом между участниками образовательного процесса.
Портал «Сеть творческих учителей» Innovative Teachers Network ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) создан для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовании.
Информационный портал «273-ФЗ» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) создан для ответов на вопросы, связанные с практической реализацией соответствующего закона.
Участники порталов могут воспользоваться методическими материалами, опубликованными в библиотеке, узнать отзывы коллег, обменяться опытом в работе Мастерской, пройти обучение в мастер-классе, принять участие в конкурсах, получить свидетельство, сертификат или диплом на портале (бесплатно). Сетевые сообщества предоставляют разные возможности педагогам в зависимости от их уровня ИКТ компетентности: начинающим пользователям – общение, материалы, методику; опытным – вхождение во всероссийское и международное сообщество новаторов в образовании.
По уровню сформированности профессиональной компетентности педагога, в ходе аттестации, определяют его квалификацию.
Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональное образование, профессиональный опыт, мотивацию, профессиональную компетентность и другие профессиональные характеристики.
Профессиональная квалификация непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, она обеспечивает готовность выполнения профессиональных задач соответствующего уровня.
Методика проведения аттестации педагога изложена в письме Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. № 03-339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников» согласно которой, квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:
1. Компетентность в области личностных качеств.
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности.
3. Компетентность в области мотивации учебно-воспитательной деятельности.
4. Компетентность в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности.
5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятии педагогических решений.
6. Компетентность в области организации учебной (педагогической) деятельности.
Первой квалификационной категории соответствуют педагоги, показавшие среднее значение уровня владения педагогическими компетентностями от 3,3 до 4,29, высшей – от 4,3 [4].
Требования к работникам образования в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 г. № 593, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности работников образования, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности. При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. К основным составляющим компетентности работников образования относятся следующие компетенции: профессиональная, коммуникативная, инновационная, правовая [5].
По мнению автора, в настоящее время эффективность педагогической деятельности и, как следствие, эффективность работы школы, зависит от того, насколько у педагогов развита профессиональная компетентность. На современном этапе развития российского образования её развитие должно занимать определяющее место в образовательной сфере, в частности, в деятельности общеобразовательной школы. Сегодня на уровне государства разработан профессиональный стандарт педагога, определяющий требования к современному педагогическому работнику, вводятся эффективные контракты. Все это направлено на формирование и развитие профессиональной компетентности педагога, что способствует росту качества образования в целом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс формирования и развития профессиональной компетентности педагога занимает достаточно значимое (если не определяющее) место в новых условия российского образования и является необходимым условием развития и качественного функционирования современной школы. Важно понимать, что к внедрению инноваций в сфере образования необходимо готовиться заранее, тщательно читая, анализируя и участвуя в обсуждении нормативно-правовых документов на стадии проекта и определяя все положительные и отрицательные стороны намеченных перемен. Знание нормативно-правовых документов, регламентирующих педагогическую деятельность – основа профессиональной компетентности педагога. Недаром существует поговорка: «Предупрежден – значит вооружен!» [7].

Список используемых источников.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2013 года// Информационный портал «Реализация Федерального закона «Об образовании в РФ» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы// информационно-правовой портал Гарант ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Профессиональный стандарт учителя (проект)// Информационный портал «Министерство образования и науки РФ» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. № 03-339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников»// информационно-правовой портал Гарант ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих// Информационный портал «Российская газета» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Десятов С.М., Прудаева В.Н. Педагогический совет в школе. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – Тюмень: ТОГИРРО, 2012. – 56 с.
Степанов С.В., Куц, Л.Г. Система работы по развитию инновационной компетентности педагогов// Справочник заместителя директора школы № 9, сентябрь 2013 г., С. 69-82.

Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415