ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ


ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И РОСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ
“ Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…”
( Из «Концепции модернизации российского образования» )
Тема сегодняшнего педагогического совета «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя». Выбор данной темы обусловлен рядом причин.
Во-первых, одна из главных проблем школы в условиях модернизации образования - проблема профессиональной и психологической перестройки учителя. Мы постоянно говорим о необходимости перехода системы образования из знаниевой в компетентностную плоскость. Но на практике оказывается, что мы не осознали в полной мере, что теперь главная цель образования – формирование УУД и метапредметных умений, а предметное содержание – это только средство, с помощью которого эти УУД формируются. Поэтому все внимание на уроке не столько тому, что ученик должен узнать, сколько тому, чему он должен научиться, то есть научить себя. Поэтому при планировании урока каждый из нас должен прежде всего думать о том, как будет организована самостоятельная учебная деятельность детей. Мы же по привычке строим урок на основе предметной методики. Не очень хорошо знаем, какие УУД и на каком этапе урока формируем. Не всегда можем грамотно составить задания на формирование метапредметных умений, если их нет в учебнике или в других пособиях. Вообще вольно или невольно мы пытаемся по-прежнему «давать знания», раздражаясь и нервничая, когда ученики эти знания не берут. Где же выход? Выход – в профессиональной и психологической перестройке учителя, в активном применении педагогических технологий, отвечающих требованиям времени. Технология проектного обучения – одна из них. Если урок или внеурочное занятие проводятся в соответствии с этой технологией, то автоматически выстраиваются в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода.
Во-вторых, активизация проектно-исследовательской деятельности обучающихся – это один из путей повышения конкурентоспособности школы в образовательной среде. Хотелось бы отметить, что и проектные, и исследовательские работы обучающиеся выполняют давно и весьма успешно. Наработан положительный опыт применения данной технологии отдельными учителями. Но широкого обобщения этот опыт пока не получил. Зачастую удачно выполненные проекты и исследования так и остаются незамеченными, что в корне неверно, ведь грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность учеников – это визитная карточка современной школы.
Из истории
Проектный подход или метод проектов, предложенный еще на заре 20 века, обещает образованию многое. Однако и от учителя требует немало – как при освоении его рабочих приемов, так и при организационном встраивании в сложившуюся систему преподавания. Из-за этого его путь к признанию был долог и труден, да и сегодня не усыпан розами. С точки зрения школы, проектно-исследовательский подход значим прежде всего как учебное средство, помогающее решить одну из главных проблем педагогики: научить ребенка в школе тому, что поможет ему во взрослой жизни, т.е. таким способам достижения результата, которые являются универсальными и срабатывают независимо от конкретного содержания.
Обратимся к словарю: «МЕТОД ПРОЕКТОВ - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов».
В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам. Метод проектов в представлении многих – сугубо американское изобретение. Но это не совсем так. Еще в 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено. В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоязычных странах применяли активно и весьма успешно. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.
Теория
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн-проекты, бизнес-проекты, шоу-проекты и т.д. Что же такое проект?
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая и рефлексию результатов деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Подходя к рассмотрению возможностей организации проектной и исследовательской деятельности школьников, следует обозначить общие черты и различия в вышеназванных понятиях. К общим характеристикам следует отнести, во-первых, общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: как правило, результаты исследовательской, а в особенности проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного пользования. Во-вторых, структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:
Анализ актуальности работы
Формулировка цели и задач
Выбор средств и методов работы
Планирование, определение последовательности и сроков работы
Выполнение работы
Оформление результатов в соответствии с замыслом проекта или целями исследования
Представление результатов
Вместе с общими чертами существуют и значительные различия проектной и исследовательской деятельности. Сущность любой проектной деятельности можно обозначить словом «замысел». Любой проект направлен на получение вполне конкретного задуманного разработчиком результата - продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного для конкретного использования. Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Тогда как логика построения исследовательской работы требует в обязательном порядке формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы и последующую экспериментальную проверку выдвинутых предположений. Научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам. В научной среде говорят: «Отрицательный результат тоже результат».. Основные задачи исследователя – добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать результаты доступными для всех.
А теперь рассмотрим учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — прежде всего, это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект или исследование с точки зрения педагога — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся. Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность, состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля и как руководитель проекта или исследования должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Какие именно общеучебные умения формируются в проектной деятельности?
Коммуникативные умения:
Навыки коллективного планирования
Умение взаимодействовать с любым партнером
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
Навыки делового партнерского общения
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Регулятивные умения:
Умение проектировать процесс (изделие).
Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов.)
Поисковые (исследовательские) умения:
Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
Самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
Запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
Находить несколько вариантов решения проблемы;
Выдвигать гипотезы;
Устанавливать причинно-следственные связи
Презентационные умения и навыки:
Навыки монологической речи
Умение уверенно держать себя во время выступления
Артистические умения
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
Умение отвечать на незапланированные вопросы
Рефлексивные умения:
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Овладение проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в школе должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Важно при этом ставить вместе с детьми  учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий). Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Для обучающихся в основной школе в соответствии с возрастной спецификой на первый план выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектную или исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.
Для обучающихся в старшей школе темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные формы работы. Перспективно широкое использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.
Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса.
Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования
Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым. Перед началом работы необходимо проанализировать информационные ресурсы (фонд библиотеки, Интернет, аудио и видео - материалы), информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением, лабораторное оборудование), предусмотреть организационное обеспечение ( расписание консультаций, график работы библиотеки, школьной лаборатории (при наличии)). Но самое важное - обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием – мотивацию, которая будет источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Ведь еще Аристотель сказал, что «познание начинается с удивления». Для этого нужно на старте педагогически грамотно заинтересовать проблемой исследования или перспективой практической и социальной пользы.
Исследование.
Возникает вопрос, а с чего же начать исследовательскую деятельность? Начиная исследование, учащийся должен видеть свои действия в перспективе, мысленно представить всю работу. Исследовательская работа проходит несколько основных этапов.
1-этап
Выбор темы. Это начальный и очень серьезный этап любого исследования. Выбирая тему исследования, учащийся должен руководствоваться несколькими правилами:
тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям учащегося,
тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу (получение новых полезных знаний, умений, навыков, развитие интеллекта, реализация исследовательской потребности),
тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Важным этапом любого исследования является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное - показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование.
2. Формулировка цели исследования, т.е. постановка вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому учащемуся, но и еще какому-то кругу людей.
3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решить (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.). Сформулировать задачи – значит разбить цель исследования на 5-6 подцелей.
4. Необходимый атрибут любого исследования – выдвижение гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы. Затем эта гипотеза подвергаются проверке в ходе исследования. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем. Гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
2-этап - проведение ученической исследовательской работы
На этом этапе ведется сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и гипотезой. Очень важно использование разнообразных методов научного исследования, помимо анализа литературных источников. Планирование работы на данном этапе подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений и какое количество времени понадобится на выполнение работы.

3 этап - оформление полученных результатов работы, написание текста, создание компьютерной презентации
Главная опасность при выполнении исследовательской работы – ее превращение в реферат. Конечно же, реферативная часть присутствует в любом исследовании, но создавать у детей представление об исследовательской деятельности как о переписывании чужих мыслей не стоит. Недостаточно изучить какие-либо работы и грамотно изложить их содержание. Ученик должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление.
План оформления исследовательской работы:
Введение должно включать в себя формулировку проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.
Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы).
Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования.
Список литературы содержит в алфавитном порядке перечень публикаций, изданий и источников, использованных автором с указанием издательства, общего числа страниц.
Приложение содержит данные на основании которых проводилось исследование, анкеты, таблицы, схемы, рисунки, фотографии.
4 этап - процесс защиты работы
Подготовленная работа должна иметь определенную завершенность и самостоятельность, содержать элементы научного исследования: новые факты и новое освещение уже известных фактов, систематизацию и обобщение данных, относящихся к теме исследования. На школьной конференции исследовательские работы представляются авторами в форме устного выступления (5-7 минут), в ходе которого обосновывается выбор темы, дается краткое описание хода работы, формулируются выводы. Устное выступление обучающихся сопровождается компьютерной презентацией.
Проект
Этапы выполнения проектной работы - это пять «П»:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Шестое «П» проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования
Подходить к оцениванию результатов проектно-исследовательской деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Задачей педагога является обучение проектированию и исследовательской деятельности, поэтому основной акцент нужно сделать не на то, что получилось в результате совместных усилий ученика и учителя, а на то, каким путем был достигнут результат. Анализируя результаты работы, целесообразно оценивать:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
количество новой информации, использованной для выполнения работы;
степень осмысления использованной информации;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
владение рефлексией;
социальное и прикладное значение полученных результатов.
Данные опроса учителей Лесниковского филиала МБОУ «Хорошовская средняя школа»
Вопрос 1: Используете ли вы в своей педагогической деятельности проектно-исследовательскую технологию?

Вопрос 2: Считаете ли Вы проектно-исследовательский метод показателем высокого профессионального мастерства

Выводы1. Проектно-исследовательская методика может применяться на уроке и во внеурочное время, ориентирована на достижение целей самих обучающихся, и поэтому уникальна.
2. Проект и учебное исследование формируют невероятно большое количество общеучебных умений, и поэтому эффективны.
3. Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.
4. Умение пользоваться проектно-исследовательской технологией – показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития.
ПРОЕКТ решения: применить элементы проектно-исследовательской методики на открытых уроках в течение третьей четверти.