Проектно-исследовательская деятельность,как фактор развития личности обучающихся.
Проектно-исследовательская деятельность, как фактор развития личности обучающихся.
Дети уже рождаются с врожденным поисковым рефлексом: что это? где это?
зачем это? какое это?
У любого ребенка есть свои сильные стороны, свой дар, свое исследовательское поведение: неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление к наблюдению и экспериментам, самостоятельный поиск новых сведений о мире. Дети в младшем школьном возрасте с удовольствием фантазируют, делают свои маленькие необычные открытия. Есть такая великая формула К.Э. Циолковского: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще не известные». Думаю, что это и есть путь изобретательского и исследовательского таланта . Обязанность учителя начальной школы , помочь ребенку встать на этот путь.
Свою работу по проектно-исследовательской деятельности
я провожу по следующим этапам:
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
II этап: Сбор и обработка информации
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы; анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана действий (проекта)
V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы)
представляют проект на конференции,
оформляют портфолио,
готовят защиту проекта.
VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, викторина, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
При использовании проектно- исследовательского метода
Ученик…
Определяет цель деятельности
Открывает новые знания
Экспериментирует
Выбирает пути решения
Несёт ответственность за свою деятельность.
Учитель…
Помогает определять …
Рекомендует источники информации
Раскрывает возможные формы работы
Содействует прогнозированию результатов
Создаёт условия для активности школьника
Партнёр ученика
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.
Значение проектно- исследовательской работы для младших школьников.
Проектно-исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе:
формирует исследовательские умения;
способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого предмета из других областей: истории, биологии, химии, художественной литературы;
объединяет детей и родителей в активной поисковой деятельности;
способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и запросов времени.
Я считаю, что если ученик сумеет провести самостоятельное исследование, справится с работой, то можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т. е. адаптироваться к современным условиям. Очевидно, что нужно учить именно тому, что может пригодиться.
В приобщении детей к проектно- исследовательской деятельности важен не результат, а сам процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности ,и тогда результат будет закономерен.
В процессе нашей совместной проектно- исследовательской деятельности с детьми и родителями по окружающему миру получились самостоятельно изготовленные книжки-малышки по темам «Береги животных», «Книга природы родного края»,проекты «Кто нас защищает»(проект в стихах), «Страны мира», «Города России», «Школа кулинаров» и другие. По литературному чтению проекты «Загадки», «Скороговорки», «Сказочная страничка» и другие. По русскому языку «И в шутку, и всерьёз», «Семья слов», «Имена прилагательные в загадках» и другие. По математике «Математические сказки», « Числа в загадках ,пословицах, поговорках», «Задачи-расчёты» и другие. Мои ученики проводили исследования «Моя семья» ( узнавали о своей семье, о профессиях членов семьи, составляли семейное древо) .Проектные работы дети помещают в свои папки достижений (портфолио). В прошлом учебном году мои дети участвовали в коллективном творческо-исследовательском проекте «Моя первая клумба»,организованном учителями начальной школы структурного подразделения. Дети изучили разновидности цветочно-декоративных растений, способы посадки и ухода за ними. Под руководством учителей вырастили рассаду цветов и высадили её на школьную клумбу. В ходе проведения проекта был составлен фотоотчёт, с которым я познакомила родителей учеников. В прошлом учебном году мои ученики также участвовали в общешкольном фестивале «Радуга проектов».Они показали презентацию коллективного проекта « Красная книга».