Педагогический совет Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающегося и роста профессионального мастерства учителя


ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И РОСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ
Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью.
(Мишель де Монтень, писатель и философ)
Об актуальности темы
Уважаемые коллеги! Сегодняшний педагогический совет мы решили посвятить теме «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя». Выбор темы обусловлен рядом причин.
Во-первых, одна из главных проблем школы в условиях модернизации образования - проблема профессиональной и психологической перестройки учителя. Мы постоянно говорим о необходимости перехода системы образования из знаниевой в компетентностную плоскость. Но на практике оказывается, что мы не осознали в полной мере, что теперь главная цель образования – формирование УУД и метапредметных умений, а предметное содержание – это только средство, с помощью которого эти УУД формируются. Поэтому все внимание на уроке не столько тому, что ученик должен узнать, сколько тому, чему он должен научиться, то есть научить себя. Поэтому при планировании урока каждый из нас должен прежде всего думать о том, как будет организована самостоятельная учебная деятельность детей. Мы же по привычке строим урок на основе предметной методики. Не очень хорошо знаем, какие УУД и на каком этапе урока формируем. Не всегда можем грамотно составить задания на формирование метапредметных умений, если их нет в учебнике или в других пособиях. Вообще вольно или невольно мы пытаемся по-прежнему «давать знания», раздражаясь и нервничая, когда ученики эти знания не берут. Где же выход? Выход – в профессиональной и психологической перестройке учителя, в активном применении педагогических технологий, отвечающих требованиям времени. Технология проектного обучения – одна из них. Если урок или внеурочное занятие проводятся в соответствии с этой технологией, то автоматически выстраиваются в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода.
Во-вторых, активизация проектно-исследовательской деятельности обучающихся – это один из путей повышения конкурентоспособности нашей школы в образовательной среде, и особенно это важно сейчас с введением системы рейтингования школ. Хотелось бы отметить, что и проектные, и исследовательские работы наши ученики выполняют давно и весьма успешно. Наработан положительный опыт применения данной технологии отдельными учителями. Но широкого обобщения этот опыт пока не получил. Зачастую удачно выполненные проекты и исследования так и остаются незамеченными, что в корне неверно, ведь грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность учеников – это визитная карточка современной школы. Именно поэтому назрела необходимость всему педагогическому коллективу включиться в процесс освоения и применения методики учебного проектирования.
Из истории
Проектный подход или метод проектов, предложенный еще на заре 20 века, обещает образованию многое. Однако и от учителя требует немало – как при освоении его рабочих приемов, так и при организационном встраивании в сложившуюся систему преподавания. Из-за этого его путь к признанию был долог и труден, да и сегодня не усыпан розами. С точки зрения школы, проектно-исследовательский подход значим прежде всего как учебное средство, помогающее решить одну из главных проблем педагогики: научить ребенка в школе тому, что поможет ему во взрослой жизни, т.е. таким способам достижения результата, которые являются универсальными и срабатывают независимо от конкретного содержания.
Обратимся к словарю: «МЕТОД ПРОЕКТОВ - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов».
В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам. Метод проектов в представлении многих – сугубо американское изобретение. Но это не совсем так. Еще в 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено. В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоязычных странах применяли активно и весьма успешно. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.
Теория
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн-проекты, бизнес-проекты, шоу-проекты и т.д. Они такие разные, что просто оторопь берет: почему все они называются одинаково? Что же такое проект?
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая и рефлексию результатов деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Подходя к рассмотрению возможностей организации проектной и исследовательской деятельности школьников, следует обозначить общие черты и различия в вышеназванных понятиях. К общим характеристикам следует отнести, во-первых, общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: как правило, результаты исследовательской, а в особенности проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного пользования. Во-вторых, структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:
Анализ актуальности работы
Формулировка цели и задач
Выбор средств и методов работы
Планирование, определение последовательности и сроков работы
Выполнение работы
Оформление результатов в соответствии с замыслом проекта или целями исследования
Представление результатов
Вместе с общими чертами существуют и значительные различия проектной и исследовательской деятельности. Сущность любой проектной деятельности можно обозначить словом «замысел». Любой проект направлен на получение вполне конкретного задуманного разработчиком результата - продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного для конкретного использования. Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Тогда как логика построения исследовательской работы требует в обязательном порядке формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы и последующую экспериментальную проверку выдвинутых предположений. Научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам. В научной среде говорят: «Отрицательный результат тоже результат».. Основные задачи исследователя – добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать результаты доступными для всех.
А теперь рассмотрим учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — прежде всего, это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект или исследование с точки зрения педагога — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся. Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность, состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля и как руководитель проекта или исследования должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Какие именно общеучебные умения формируются в проектной деятельности?
Коммуникативные умения:
Навыки коллективного планирования
Умение взаимодействовать с любым партнером
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
Навыки делового партнерского общения
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Регулятивные умения:
Умение проектировать процесс (изделие).
Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов.)
Поисковые (исследовательские) умения:
Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
Самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
Запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
Находить несколько вариантов решения проблемы;
Выдвигать гипотезы;
Устанавливать причинно-следственные связи
Презентационные умения и навыки:
Навыки монологической речи
Умение уверенно держать себя во время выступления
Артистические умения
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
Умение отвечать на незапланированные вопросы
Рефлексивные умения:
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Овладение проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в школе должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.Важно при этом ставить вместе с детьми  учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий). Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Для обучающихся в основной школе в соответствии с возрастной спецификой на первый план выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектную или исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.
Для обучающихся в старшей школе темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные формы работы. Перспективно широкое использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.
Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса.
Использование проектно-исследовательской технологии возможно и целесообразно не только на уроках и внеурочных занятиях, но и во время неуадиторной занятости при организации индивидуальной работы с обучающимися Презентацию результатов такого проектирования или исследования целесообразно проводить на заседаниях научного общества учащихся или на школьной конференции. В этом учебном году в рамках работы школьного научного общества мы планируем проведение I-ой научно-практической конференции, в ходе которой наши ученики представят результаты своей проектно-исследовательской деятельности. Конференция состоится в марте. Задача-минимум для каждого педагога в этом году – подготовить и представить один проект или исследовательскую работу, выполненную учеником индивидуально или группой детей. Участниками конференции могут быть школьники с 3 по 11 класс. Результаты работы учителей по подготовке детей к конференции проанализируем на педагогическом совете в конце III четверти.
Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования
Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым. Перед началом работы необходимо проанализировать информационные ресурсы (фонд библиотеки, Интернет, аудио и видео - материалы), информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением, лабораторное оборудование), предусмотреть организационное обеспечение ( расписание консультаций, график работы библиотеки, школьной лаборатории). Но самое важное - обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием – мотивацию, которая будет источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Ведь еще Аристотель сказал, что «познание начинается с удивления». Для этого нужно на старте педагогически грамотно заинтересовать проблемой исследования или перспективой практической и социальной пользы.
Исследование.
Возникает вопрос, а с чего же начать исследовательскую деятельность? Начиная исследование, учащийся должен видеть свои действия в перспективе, мысленно представить всю работу. Исследовательская работа проходит несколько основных этапов.
1-этап
Выбор темы. Это начальный и очень серьезный этап любого исследования. Выбирая тему исследования, учащийся должен руководствоваться несколькими правилами:
тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям учащегося,
тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу (получение новых полезных знаний, умений, навыков, развитие интеллекта, реализация исследовательской потребности),
тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
На сайте школы в разделе «Научное общество» представлены примерные темы исследовательских и проектных работ по направлениям деятельности НОУ. Перечень тем для исследований и проектов носит рекомендательный характер. В этом году в школе действует пять секций научного общества:
физико-математическая (предметы: математика, физика, информатика, руководитель: Лагуткина И.А.)
химико-биологическая (предметы: химия, биология, экология, руководитель: Гордиенко Л.В.)
историко-географическая (предметы: история, обществознание, право, география, краеведение, ОДНКНР, руководитель: Алферова А.В.)
филологическая (предметы: русский язык, литература, литературное чтение, иностранный язык, руководитель: Морозова Т.В.)
художественно-эстетическая (предметы: музыка, изобразительное искусство, технология, руководитель: Степанова Л.А.)
Важным этапом любого исследования является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное - показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование.
2. Формулировка цели исследования, т.е. постановка вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому учащемуся, но и еще какому-то кругу людей.
3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решить (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.). Сформулировать задачи – значит разбить цель исследования на 5-6 подцелей.
4. Необходимый атрибут любого исследования – выдвижение гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы. Затем эта гипотеза подвергаются проверке в ходе исследования. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем. Гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
2-этап - проведение ученической исследовательской работы
На этом этапе ведется сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и гипотезой. Очень важно использование разнообразных методов научного исследования, помимо анализа литературных источников. Планирование работы на данном этапе подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений и какое количество времени понадобится на выполнение работы.

3 этап - оформление полученных результатов работы, написание текста, создание компьютерной презентации
Главная опасность при выполнении исследовательской работы – ее превращение в реферат. Конечно же, реферативная часть присутствует в любом исследовании, но создавать у детей представление об исследовательской деятельности как о переписывании чужих мыслей не стоит. Недостаточно изучить какие-либо работы и грамотно изложить их содержание. Ученик должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление.
План оформления исследовательской работы:
Введение должно включать в себя формулировку проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.
Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы).
Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования.
Список литературы содержит в алфавитном порядке перечень публикаций, изданий и источников, использованных автором с указанием издательства, общего числа страниц.
Приложение содержит данные на основании которых проводилось исследование, анкеты, таблицы, схемы, рисунки, фотографии.
Документ «Требования к оформлению исследовательской работы учащегося» размещен на сайте школы в разделе «Научное общество».
4 этап - процесс защиты работы
Подготовленная работа должна иметь определенную завершенность и самостоятельность, содержать элементы научного исследования: новые факты и новое освещение уже известных фактов, систематизацию и обобщение данных, относящихся к теме исследования. На школьной конференции исследовательские работы представляются авторами в форме устного выступления (5-7 минут), в ходе которого обосновывается выбор темы, дается краткое описание хода работы, формулируются выводы. Устное выступление обучающихся сопровождается компьютерной презентацией.
Проект
Этапы выполнения проектной работы - это пять «П»:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Шестое «П» проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования
Подходить к оцениванию результатов проектно-исследовательской деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Задачей педагога является обучение проектированию и исследовательской деятельности, поэтому основной акцент нужно сделать не на то, что получилось в результате совместных (хочу это подчеркнуть!) усилий ученика и учителя, а на то, каким путем был достигнут результат. Волна увлечения проектами, захлестнувшая российское образование, привела к тому, что делать проекты стало модно, причем, часто целью этих работ является желание «засветиться» на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет их стало много: на любой вкус. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой «Выставку достижений учителей (научных руководителей. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом. Анализируя результаты работы, целесообразно оценивать:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
количество новой информации, использованной для выполнения работы;
степень осмысления использованной информации;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
владение рефлексией;
социальное и прикладное значение полученных результатов.
Выводы1. Проектно-исследовательская методика может применяться на уроке и во внеурочное время, ориентирована на достижение целей самих обучающихся, и поэтому уникальна.
2. Проект и учебное исследование формируют невероятно большое количество общеучебных умений, и поэтому эффективны.
3. Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.
4. Умение пользоваться проектно-исследовательской технологией – показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития.
ПЯТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЙ О ТОМ,
КАК Я БЫЛА НАУЧНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ ПРОЕКТА
Л.Н. Пономарева, учитель математики
Впечатление первое
Педагогический совет заканчивался, Я смотрела на знакомые, немного растерянные лица коллег, тщетно пытаясь понять, как мы будем делать то, что называлось заманчивым и модным словом «проект»? Более того, как мы будем учить детей делать то, чего не умеем пока сами? Наконец, почему я должна делать какие-то проекты, если мне нужно готовить 9-й и 11-й классы к экзаменам... Бедные мои дети! Бедная моя головушка! О чем это я? Да ... Темы проектных работ ... По математике ... Полный бред!!!
Все потихоньку приходили в себя, новое направление совместной деятельности — учебные проекты воспринималось как неизбежность дальнейшего развития школы. Кто-то (сейчас уже не помню кто), наконец, озвучил нашу общую растерянность вопросом: «А нельзя ли ознакомиться с методическими рекомендациями по подготовке проектных работ? Может быть, у коллег есть образцы таких проектов?» Да. Все мы учились в советской школе (кстати, совсем неплохо учились) и готовы сделать что угодно, но, ой, как хочется иметь образец этого «чего угодно». А угодно чтобы мы научили детей делать школьные проекты... А делать это мы не умели! В душе мерзко зашевелился как будто уже побежденный комплекс неполноценности: самая жуткая его разновидность — комплекс профессиональной неполноценности. Звучат слова директора о том, что он верит в высокий творческий потенциал коллектива, что таким талантливым людям многое (а не только проекты) по плечу! «Талантливый коллектив» дружно приободрился, послышались восклицания; «не боги горшки обжигают», «глаза боятся, а руки делают», «волков бояться — в лес не ходить». Последнее, на мой взгляд, более точно описывало ситуацию и окончательно примирило возбужденное и возмущенное сознание с предстоящей реальностью. Чего? А не знаю чего! Пока не знаю! Но тему школьного проекта должна придумать! В голове звенела «перекличка» традиционных формулировок, но более чем на реферат это не тянуло. Все! Домой! Нужно переключиться. По опыту знаю — голове дано задание, она думает, решение придет неожиданно и, как правило, не с той стороны, откуда его можно ждать.
Впечатление второе
Я знакомила 10-й класс с элементами статистики. Говорила о значении статистики в современном мире, приводила примеры статистических исследований. Одним из примеров, было описанное в учебнике школьное исследование образа питания студентов. Спросила, какое исследование можно было бы провести, чтобы поработать с основными понятиями и методами статистики. Ребята придумали много тем. «А почему бы и нет?» — подумала я. Так мы вместе нашли решение моей задачки — сформулировать тему проектной работы для учеников 10-го класса. Группа ребят вместе со мною (я гордо именовалась отныне научным руководителем коллектива из шести человек) исследовала проблему возникновения никотиновой зависимости в юношеской среде. Это говоря по-простому. А вообще-то с перепугу мы свою тему заявили очень (еще как очень) наукообразно, мудрено, со значением! Чтобы с титульного листа веяло фундаментальностью подходов и намерений! «Копнули» тему мы глубоко и широко, что в общем-то соответствовало моим весьма смутным пока представлениям о задачах, методах и этапах проектной деятельности. Встречались на переменках, после уроков, в выходные дни и на каникулах. Если вдруг кому-то приходила в голову свежая идея, то начинались телефонные обсуждения.
Впечатление третье
Разработана структурная анкета, опрошено (устно и с помощью анкет) около 400 человек, собран материал исторического и медицинского плана. Целую неделю моя команда носилась по школам, колледжам, мерзла у метро, пытаясь взять интервью у прохожих. Ребята полны энергии и вдохновения ... Они победили в себе робость, неуверенность, страх. Впечатления разнообразные. Перебивая друг друга, они рассказывают мне, где были, с кем общались, как их встречали, что говорили. А говорили разное и по-разному... Но, по общему мнению моих юных исследователей, хороших и доброжелательных людей все-таки больше! Я рада, что первый вывод в ходе выполнения проекта они сделали именно такой!
Шесть пар глаз нетерпеливо спрашивают: «Что дальше?», ждут моего «компетентного» решения. Им нужна четкая программа дальнейших действий. Распределяем обязанности на очередной этап работы: обработка информации, методы ее представления, описание работы и формулировка выводов. Планируем выработать рекомендации родителям и учителям по итогам проекта.
Впечатление четвертое
Построены диаграммы. Печатаем тексты, готовим материалы к защите.
Пора проверить материалы работы в последний раз, и начнем готовить выступления к защите. Главное, чтобы участвовали все, и каждый говорил о том, что делал сам. Быстро, не нарушая регламент, увлеченно, чтобы братья по разуму не уснули, без пауз и «занудства». Ребята получают последнее задание: подготовить тезисы выступлений, слушать будем каждого. Я замечаю, что им не очень хочется уходить, разговор постепенно теряет деловые очертания... Да, мы сдружились за три месяца совместной работы, научились ценить каждый свободный час, планировать свою рабочую неделю, в споре понимать друг друга, говорить не раздумывая: «давайте, это сделаю я». И если в октябре ребята послушно выполняли мои указания, то в ноябре они предлагали свои варианты дальнейших действий, а в декабре уже вовсю спорили со мною и довольно часто я соглашалась с их аргументами. Надеюсь, что они научились чему-то.
Впечатление пятое
Итак, защита. Мальчики выглядят повзрослевшими из-за строгих костюмов с галстуками, девушки нарядны и очень волнуются. Последние приготовления: проверяют исправность техники, мелькают слайды с диаграммами, первая группа занимает исходные позиции. Так же волнуясь, усаживаются за столики учителя. Торжественно и вместе с тем по-дружески тепло и успокаивающе звучат приветственные слова директора. Не могу избавиться от внутренней дрожи. Ощущение собственного экзамена. Отличие лишь в том, что сейчас от меня ничего не зависит! Ревниво выслушиваю выступление первой группы, ловлю себя на желании задать каверзный вопрос. Ответив на все вопросы аудитории и получив свою долю аплодисментов, группа победно шествует на свои места. Следующие — мои! Пытаюсь ободряюще улыбнуться. Напряженно вслушиваюсь в выступление каждого, отмечая малейшие несоответствия с планом. Ребята уверенно и уже спокойно отвечают на все вопросы, благодарят за внимание. По радостному блеску их глаз понимаю, что они довольны собой: не растерялись, Ничего не перепутали, деловито ответили на все вопросы. Я тоже довольна ими. Нервное напряжение сменяется радостным возбуждением. Какие они все-таки молодцы!
И последнее…
Прошло несколько лет с той первой защиты. Было много других проектов, сменяли друг друга классы, уходили выпускники, приходили новые. Менялись правила выполнения проектов, менялись темы, совершенствовались методы взаимодействия учащихся и учителей. Но неизменно слышим мы от выпускников— студентов высших учебных заведений - слова благодарности за первый опыт участия в исследовательских проектах, который дал им возможность в среде студентов быть более подготовленными к научно-исследовательской деятельности. Значит, все не зря! Значит, мы делаем нужное дело!