Исследовательская деятельность учащихся как фактор развития личности


Презентация инновационного педагогического опыта
Яковлева Лариса Анатольевна,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Порхова»
Тема опыта: «Исследовательская деятельность учащихся как фактор развития личности».
Актуальность:
Модернизация образования ориентирована на личность, которая должна:
– гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
– самостоятельно приобретать знания;
– критически мыслить;
– быть коммуникабельным и коммуникативным.
Одними из самых эффективных методов формирования данных компетентностей является исследовательская деятельность как одна из составляющих метода проектов и реализации межпредметных связей. С учетом сложности и многогранности поставленных перед школой задач, имеет смысл использование этих технологий комплексно, ибо все они способствуют достижению единой цели: формированию личности компетентной, со сложившимся мировоззрением и гражданской позицией.
Новизна: исследовательская деятельность позволяет развиваться не только в рамках узкой предметной парадигмы, но и реализовать метапредметный подход. Это - одно из перспективных направлений в работе школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя.
Цель инновационного опыта: выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью; развитие их интеллектуальных способностей и самореализация в учебно-исследовательской деятельности.
Исходя из поставленных целей, вытекают задачи: формирование у школьников представления взаимовлияния человека и общества, знакомство с современными методами исследования, пропаганда знаний посредством участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Длительность работы: внедрение данной темы в учебный процесс осуществляется в течение 18 лет с 1997 года.
Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, социума под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы
Исследовательская деятельность способствует активизации интеллектуальной и эмоциональной сфер личности школьника, позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Она применима к изучению любой школьной дисциплины. Остановлюсь на личном опыте учителя истории и обществознания. Считаю, что в ходе исследовательской деятельности по данным предметам реализуется историко-культурный стандарт, направленный на формирование у учащихся российской идентичности.
Напомню, что технология исследовательской деятельности состоит из следующих этапов:
Выделение проблемы, определение темы.
Формулировка цели, задач, гипотезы исследования.
Определение методов исследования.
Работа с первоисточниками, изучение научной литературы.
Проведение исследования.
Оформление результатов работы
Защита результатов исследования.
Убеждена, что исследовательская деятельность имеет, несомненно, практическое значение. Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы. Во-вторых, они могут представить и представляют свои работы для участия в школьных, районных конкурсах, конференциях. В-третьих, ребята имеют возможность выбрать свой профессиональный путь.
Результаты исследовательской деятельности становятся частью научно-методической копилки кабинета истории, школьного музея, их можно использовать в учебном процессе.
А. Н. Колмогоров писал: “…Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются хотя бы в маленькой поисковой исследовательской работе”. Это подтверждают результаты выступлений учащихся на конкурсных мероприятиях. Это и есть результат работы по развитию самостоятельности детей, их самореализация, а значит и совершенствование их интеллектуальности.
Общеучебные, т.е. метапредметные умения и навыки, формирующиеся в исследовательской деятельности:
Рефлексивные умения (умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи).
Поисковые (исследовательские) умения (умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение выдвигать гипотезы и устанавливать причинно-следственные связи).
Менеджерские умения и навыки (умение проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности: ее хода и промежуточных результатов).
Коммуникативные умения (умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.).
Презентационные умения (навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления и отвечать на незапланированные вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения)
Исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Потому что данная деятельность позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний, ощущать важность собственных достижений, что поднимает школьников в собственных глазах, повышает престиж знаний. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным исследованием, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Современному обществу требуется открытая для общения личность, способная к межкультурному взаимодействию и сотрудничеству. Поэтому одной из ведущих задач педагогической деятельности выступает формирование коммуникативной компетентности на всех уровнях образовательного процесса в школе.
Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, общества, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес, мотивация к знаниям. Этот личностный компонент исследовательской деятельности особенно важен с точки зрения компетентностного подхода, так как в данном подходе на одно из первых мест выходит формирование личностных качеств, позволяющих человеку быть успешным в обществе.
Литература
Букреева И. А., Евченко Н. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 309-312.
Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Прометея, 2006
Приложение IЛичностные достижения учащихся в исследовательской деятельности
за период с 2006 по 2016 гг.
Фамилия, имя учащегося конкурс результат
2006-2007 учебный год
Васильева Анна (10 «М» класс)
Васильева Анна (10 «М» класс)

Борисова Джемма (9 «В» класс)

Иванов Александр (11 «А» класс)
Васильева Анна (10 «М» класс), Борисова Джемма (9 «В» класс)
Страшко Ульяна (11 «А» класс)

Ефимова Елена (10 «Б») класс
Борисова Джемма (9 «В» класс)
Иванов Александр (11 «А» класс)
Иванов Александр (11 «А» класс) России» (г. Санкт-Петербург);
2007-2008 учебный год
Васильева Анна (11 «М» класс)
Васильева Анна (11 «М» класс), Никитин Андрей (10 «М»)
Васильева Анна (11 «М» класс)

Васильева Анна (11 «М» класс)

Павлова Ксения (9 «Б» класс)
Иванов Андрей (10 «Б» класс)
Васильева Евгения (5 «А» класс)
Иванов Михаил (7 «А» класс)
Кривоногов Сергей (7 «В» класс)
2008-2009 учебный год
Кривоногов Сергей (8 «В» класс)
Давыдчик Александра (8 «Б» класс)
Григорьева Олеся (8 «А» класс)

Павлова Ксения (10 «Г» класс)
Григорьева Олеся (8 «А» класс)

Григорьева Олеся (8 «А» класс)

Богданова Ирина (10 «Г» класс), Селиванов Станислав (11 «М» класс)
Лапешкина Евгения (10 «Г» класс)
Кривоногов Сергей (8 «В» класс), Васильева Татьяна (8 «Б» класс)
Кривоногов Сергей (8 «В» класс)
Павлова Ксения (10 «Г» класс)
Кривоногов Сергей (8 «В» класс)
Межрегиональный конкурс «Я и Клио» (г. Санкт-Петербург)
XV научно-практическая конференция участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», секция «Родословие» (г. Псков)
XV научно-практическая конференция участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», секция «Земляки» (г. Псков)
Региональный конкурс «Памятники псковской старины: крепостное зодчество Псковщины» (г. Псков)
VIII Всероссийский исторический конкурс исследовательских работ «Человек в истории. Россия – XX век» (г. Москва);
Конкурс исследовательских работ для старшеклассников (Санкт-Петербургский Государственный университет);
Областной этап Всероссийского конкурса «Права человека глазами ребенка» (номинация «Исследование»)
финал Всероссийской олимпиады по школьному краеведению (г. Москва);
Межрегиональные Александро-Невские православные чтения (г. Псков);
Северо-Западный гуманитарный конкурс творческих работ школьников «Первооткрыватели духовных и государственных пространств России» в
Межрегиональный конкурс «Я и Клио» (г. Санкт-Петербург)
XVI научно-практическая конференция участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», секции «Краеведение», «Школьные музеи» (г. Пушкинские Горы)
XIII научно-практическая конференция учащихся Псковской области «Шаг в будущее»
XXIII Всероссийская конференция учащихся «Юность. Наука. Культура» (г. Обнинск)
Всероссийские конкурсы творческих исследовательских работ, посвященных международным праздникам «День Матери», «День Семьи», «День влюбленных» (г. Санкт-Петербург)
X городская историко-краеведческая олимпиада школьников по теме «Взаимоотношения власти и общества на псковской земле: прошлое и современность» (г.Псков)
VII Областной конкурс «Юный краевед» по теме «Семья и семейная политика в Псковской области: история и современность»
областная краеведческая викторина «Святыни земли Псковской»
областная краеведческая викторина «Святыни земли Псковской»;
Межрегиональный конкурс «Я и Клио» в номинации «Фоторепортаж» (г. Санкт-Петербург);
Межрегиональный конкурс «Я и Клио» в главной номинации (г. Санкт-Петербург)
областной конкурс исследовательских работ участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», секция «Земляки» (г. Псков)
областной конкурс исследовательских работ участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», секция «Культурное наследие» (г. Псков);
конкурс юных экскурсоводов на областном конкурсе исследовательских работ участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»
XIV научно-практическая конференция учащихся Псковской области «Шаг в будущее»
Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» (г. Обнинск)
областные юношеские военно-патриотические чтения «Вспомним всех поименно»;
Областной конкурс «Юный знаток истории» (ПОЦРОДиЮ);
II областной конкурс научно-исследовательских работ «Сохраним культурное наследие Псковского края»
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество», секция «Этнография» (г. Москва)
VIII областной конкурс «Юный краевед» по теме «Стражи земли Псковской»; диплом II
диплом I степени
диплом I степени
диплом I степени
поощрительные грамоты
участие
I место
диплом участника
благодарственное письмо
благодарственное письмо
диплом III степени
участие
диплом I степени
диплом I
лауреат
диплом I степени
участие
поощрительная грамота за плодотворную творческую работу
диплом II степени
диплом II степени
диплом I степени
диплом II степени
диплом III степени
диплом I степени
диплом III степени
лауреаты
участие
участие
III место в конкурсе «Лидер движения за сохранение культурного наследия», IV место - в главном конкурсе
Дипломант
Участие
2009-2010
Комарова Анна, 9 «Б» класс
Кривоногов Сергей, 9 «В» класс
2010-2011 учебный год
Кривоногов Сергей, 10 «А» класс
Пилюгин Андрей, 10 «М» класс Межрегиональный конкурс
«Я и Клио» (г.С-П)
Областной конкурс исследовательских работ участников туристско-краеведческого движения «Отечество»
XV научно-практическая конференция учащихся Псковской области «Шаг в будущее»
Межрегиональный конкурс
«Я и Клио» (г.С-П)
Областной конкурс исследовательских работ участников туристско-краеведческого движения «Отечество»
Областная научно-практическая конференция «Храмы Псковской земли: история и современность»
Всероссийский детско-юношеский конкурс творческих работ «Я помню! Я горжусь!», посвященный 65 –й годовщине Победы
Областной конкурс исследовательских работ участников туристско-краеведческого движения «Отечество»
XVI научно-практическая конференция учащихся Псковской области «Шаг в будущее»
Областная заочная краеведческая викторина, посвященная Году Учителя
Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ учащихся «Юность, Наука, Культура» (г.Обнинск)
Областная краеведческая викторина, посвященная 430-летию героической обороны Пскова от войск польского короля Стефана Батория I место
II место
II место
II место
I место
благодарственное письмо
участие
участие
I место
III место
диплом II степени
II место
РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
год Ф.И. учащегося,  тема выступления  Результат
2011 год Кривоногов Сергей,
10 «А» класс
Иванова Яна, 5 «А» класс
Комарова Анна, 10 «М» класс
Шапкин Алексей,10 «А» класс «Исторический некрополь Опокского погоста»
«История игрушки»
«Л.А.Киселёва – партизанская связная»
«История д. Жаборы» I место
II место
III место
участие
 2012 Струкова Дарья,8в
Иванова Яна, 6а
Чубарова Ольга, 6а
Никитина Варвара,6а «Порховские дворяне-участники войны 1812 года»
«История простых вещей. Предметы бабьего кута»
«Профессии в моем классе»
«Старожилы Порхова рассказывают»  1 место
1 место
2 место
3 место
 2013 Иванова Яна, 7 а
 «Дворяне Чуйкины»  1 место
2014 Иванова Яна, 8 а
Чубарова Ольга, 8 а
Никитина Варвара, 8а
«Пропавшие без вести. Время поиска»
«По страницам газеты «Порховский вестник»
«Малоизвестные усадьбы Порховского края» 3 место
2 место
участник
2015 Иванов Дмитрий, 9а
Иванова Ольга, 2 б «Имя святого благоверного князя Александра Невского в истории Порховского края»
«Деревянное кружево Порховского края» 1 место
1 место
КОНКУРСЫ
уровень название конкурса фамилия, имя учащегося результат
2011-2012 учебный год
Районный Краеведческий слет «Дорогами памяти, чести и славы». Номинации: исследование
Кривоногов Сергей 11 АИванова Яна 6 «А»
2 место
3 место
Всероссийский
(областной этап) Конкурс исследовательских работ участников всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество» Кривоногов Сергей 11 АИванова Яна 6 А1 место
1 место
Областной XVII научно-практическая конференция учащихся Псковской области «Шаг в будущее» Кривоногов Сергей 11 А1 место
Международный «Холокост» Комарова Анна 11 М участие
Всероссийский
(областной этап) КВН-викторина «Дорогами 1812 года» Давыдчик Саша – 11м
Григорьева Олеся-11м
Комарова Анна-11м
Соколовский Донат-11а II командное место
Всероссийский (финал)
Культурно-образовательная викторина «Дорогами 1812 года» Музей-панорама «Бородинская битва» (г. Москва) Давыдчик Саша – 11м
Григорьева Олеся-11м
Комарова Анна-11м
Соколовский Донат-11а III место среди 15 российских команд
Всероссийский Конкурс юных краеведов «Недаром помнит вся Россия…» Кривоногов Сергей 11 АПубликация в журнале «Юный краевед» №10-11, 2011
Областной Краеведческая викторина, посвященная 1150-летию основания Изборска Максимова Екатерина 9А Максимова Екатерина 9А
Всероссийский Конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия. XX век» Комарова Анна 11 М поощрительная грамота
областной XI конкурс «Юный краевед» 2011-2012 «Щит России: Псковский край в военной истории» Струкова Д. 8 Вучастие
Всероссийский Молодежный исторический чемпионат. НП «Центр развития одаренности» (г. Пермь)
Иванов Д. 6а
Чубарова О. 6а
Соколовский Д. 11 а
Регион:
I место
III место
II место
2012-2013 учебный год
Районный Краеведческий слет «Мы будем жить коротким словом «память» Иванова Яна, 7а
Струкова Дарья, 9в
III место
II место
Всероссийский (областной) Конкурс исследовательских работ участников всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество». Иванова Яна, 7а
Струкова Дарья, 9в участник
II место
Всероссийский (финал) Конкурс исследовательских работ участников всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество».
г. Москва
Струкова Дарья, 9в дипломант
Областной Конкурс литературных и исследовательских работ «Родные истоки» Кривоногов Роман, 6б финалист
2013-2014 учебный год
Районный Краеведческий слет «Дорогами памяти, славы и чести».
Иванова Яна 8 «А»
1 место
Всероссийский (областной этап) XXII конкурс исследовательских работ участников туристско-краеведческого движения «Отечество» Иванова Яна, 8 «А» 1 место
Всероссийский (финал) Конкурс исследовательских работ участников всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество».
г. Москва
Иванова Яна, 8 «А» дипломант
(8 место из 25)
Областной XIX научно-практическая конференция учащихся Псковской области «Шаг в будущее»
Иванова Яна, 8 «А» участник, рекомендация к публикации в сборнике лучших работ
2014-2015 учебный год
Районный краеведческий слет
Иванова Яна,
Чубарова Ольга участники
Всероссийский (областной этап) Конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся « Отечество»
Иванова Яна, 9 «А» класс
Чубарова Ольга, 9 «А» класс I место
III место
Районный Смотр-конкурс школьных музеев, посвященный 70-летию освобождения Псковской области от немецко-фашистских захватчиков и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: районный этап Совет музея I место
Областной Смотр-конкурс школьных музеев, посвященный 70-летию освобождения Псковской области от немецко-фашистских захватчиков и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: областной этап Совет музея II место
Областной Конкурс творческих работ «С именем Александра Невского - к Великой Победе!»
Иванов Дмитрий, 9 «А» класс I место
Областной Конкурс краеведческих работ «Псковская земля. История. Памятники. Люди» Иванова Яна,
9 «А» класс
участник
Всероссийский (финал) Конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся « Отечество»
(г. Москва)
Иванова Яна, 9 «А» класс участник
Всероссийский Конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия. XX век»
Иванова Яна, 9 «А» класс Поощрительная грамота
2015-2016 учебный год
Районный Краеведческий слет Иванова Яна, 10 «А» класс
Иванов Дмитрий, 10 «А» класс 1 место
1 место
Областной Конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся « Отечество» Иванова Яна, 10 «А» класс
Иванов Дмитрий, 10 «А» класс 1 место
1 место
Областной Научно-практическая конференция учащихся Псковской области «Шаг в будущее» Иванова Яна, 10 «А» класс 2 место
ПУБЛИКАЦИИ
Вторые в области. Лариса Яковлева / Порховский вестник, 9 февраля 2011
Дворяне Чуйкины. Иванова Я.С., Яковлева Л.А. Материалы XIX научно-практической конференции учащихся Псковской области «Шаг в будущее» 11-13 декабря 2013 г. - Псков, 2014
Дорогами 1812 года. Лариса Яковлева / Порховский вестник, 16 мая 2012
Жива любовь к истории. Лариса Яковлева / Порховский вестник, 10 апреля, 2009
«Звонница» раскрывает вечные ценности. Лариса Яковлева /Порховский вестник, 27 мая 2015
«…И ходит по земле Босая Память - маленькая женщина..» Л.А. Яковлева / Порховский вестник, 16 марта, 2005
И в конкурсе поучаствовала и Москву посмотрела. Лариса Яковлева/ Порховский вестник, 17 мая 2013
Изучать прошлое – строить будущее. Л.А. Яковлева / Порховский вестник, 2004
Из плена живым вернуться не смог. Яна Иванова/ Порховский вестник, 20 марта 2015
Исторический некрополь Опокского погоста. Кривоногов С.С. 11 класс, Яковлева Л.А. Материалы XVII научно-практической конференции учащихся Псковской области «Шаг в будущее» 14-16 декабря 2011 г. - Псков, 2012
«Не прорастай трава забвенья!». Л.А. Яковлева / Порховский вестник, 2004
Не опиум, а духовный стержень. Лариса Яковлева / Порховский вестник, 2010
«Плачу о павших». Л.А. Яковлева / Порховский вестник, 30 марта, 2005
Порховское подполье. Краеведы школы №1 / Порховский вестник, 2005
«Псковские артиллеристы» в Москве». Лариса Яковлева / Порховский вестник, 23 апреля 2011
Священники – патриоты. Екатерина Лошенкова / Порховский вестник, 20 мая, 2005
Экскурсия по памятным местам Порховского края, связанным с захоронениями героев Отечественной войны 1812 года. Кривоногов С. /Юный краевед №10-11, 2011