Методическая работа по географии « Развитие самостоятельности на уроках географии как фактор самореализации личности учащихся»


Методическая разработка по географии по теме: 
« Развитие самостоятельности на уроках географии как фактор самореализации личности учащихся»
Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учителем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся, подвести их к пониманию того, что география пронизывает все стороны жизни человека и применима в любых вопросах, начиная от личных и заканчивая общественно-значимыми - задача учителя географии, задача, которую я ставлю перед собой на каждом уроке и во внеурочной деятельности.
Первый этап. Введение.
Условия возникновения опыта продиктованы тем, что изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умение выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учителем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся, подвести их к пониманию того, что география пронизывает все стороны жизни человека и применима в любых вопросах, начиная от личных и заканчивая общественно-значимыми - задача учителя географии, задача, которую я ставлю перед собой на каждом уроке и во внеурочной деятельности.
Становление опыта осуществляется в условиях поселковой школы с небольшой численностью учащихся. Учителями нашей школы накоплен достаточный опыт работы, сложились определённые традиции, самой важной из которых является непрерывное стремление к совершенствованию, поиск эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса. Индивидуальные познавательные и творческие потребности учащихся реализуются через систему дополнительного образования: кружки, секции, факультативы, элективные курсы, научные общества учащихся.
Меня, как учителя географии, всегда интересовала    проблема « Развитие самостоятельности на уроках географии как фактор самореализации личности учащихся». Поэтому на протяжении своей педагогической деятельности работаю над  созданием условий для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, стремлюсь приблизить школьника к его главной цели – формированию умения учиться, развитию познавательной и творческой активности, живому осмыслению географии, овладению содержанием предмета, развитию в себе качеств, необходимых для творческого отношения к жизни. Как и другие педагоги, я ищу пути, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. В связи с этим закономерно пришла к изучению и применению технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, так как она создает условия для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Эта система отличается от других концепций развивающего обучения своей прямой направленностью на задачу психического, умственного и личностного   развития учащихся. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
Твердо убеждена, что на современном этапе развития школьного образования проблема развития самостоятельности учащихся приобретает особенно важное значение. В связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, важным для общества является воспитание людей инициативных, творческих, смелых в принятии решений.
Актуальность опыта. Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует перестройки образования, которая будет способствовать развитию у школьника высокой познавательной и творческой активности в процессе овладения знаниями, стремлению к учению, самостоятельности, самоопределению, самореализации и самоутверждению. С особой остротой перед школой выдвигаются цели формирования и развития личности ребёнка средствами обучения и воспитания, ведётся поиск эффективных путей их достижения. Это означает переход на более высокий уровень обучения школьников, который предполагает развитие таких качеств личности, как самостоятельность, творчество, активность. Развивающий характер обучения во многом определяется подвижностью структуры учебного процесса и способами управления познавательной деятельностью. С этой целью я использую различные нетрадиционные методы и формы проведения уроков географии, активно использую разнообразные приёмы развивающего обучения,   с помощью  которых делаю акцент на развитие мышления.
Задача общеобразовательной школы на современном этапе – вооружить учеников основными принципами построения научной картины мира, методами добывания знаний, приёмами исследования и логикой научного мышления. Только при этом условии, окончив школу, выпускники её окажутся подготовленными к жизни, к практической работе и дальнейшему самообразованию.
Я считаю, что одним из приоритетных направлений современной школы является усиление развивающей функции всего учебного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм и методов обучения в соответствии с новыми целями и задачами.
Урок применения технологии развивающего обучения позволяет выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности:
- связь с современностью;
- проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая не простого восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности;
- роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям;
- систематический контроль за развитием умений и навыков самостоятельной работы путем устных и письменных дифференцирующих заданий.
Как известно, развивающее обучение конструируется как система учебных задач, решаемых самими учащимися в процессе учебной деятельности. Важно не просто выделить главное и придать ему форму проблемы, но и «загрузить» каждого ученика посильной работой, отслеживая ход решения географической проблемы. Образовательные технологии позволяют реализовать задачи современного географического образования и воспитания. Развивающее обучение, осуществляемое с помощью активных приёмов и методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний в учебной деятельности.
Теоретическая база опыта. Теоретическая база данного опыта: «Развитие познавательной и  творческой деятельности учащихся на уроках географии и во внеурочной работе как результат применения технологии развивающего обучения» опирается на работы ряда ученых и авторов технологии развивающего обучения: Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.А. Вострикова. Я согласна с авторами теории в том, что, организуя деятельность школьников в системе развивающего обучения, меняется форма общения учителя с учениками. Обучение становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьников, взаимодействие с учебным материалом и друг с другом – все это позволяет осуществить цели развивающего обучения.
На собственном опыте убедилась, что эта система сосредоточена на том, чтобы дети учились творчески, активно добывали знания, приобретали умения слушать и слышать, осмысленно относились к работе и активно использовали полученные знания.
Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а также применение специальных средств (приёмов, форм работы) с целью активизации познавательной творческой деятельности учащихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов географии.
Ведущая педагогическая идея. Сущность опыта заключается в создании условий для развития познавательной и творческой  деятельности каждого ученика, основанных на применении технологии развивающего обучения.

Второй этап. Технология опыта.
Цель опыта: формирование познавательной  и творческой деятельности у школьников посредством применения технологии развивающего обучения.
Задачи опыта:
повышение мотивации образования через активизацию познавательной
деятельности, развитие общих и специальных компетенций обучающихся;
выявление развития интеллектуального потенциала, интересов, склонностей обучающихся;
формирование нравственных основ личности;
создание моделей учебных занятий, направленных на развитие познавательной  и творческой деятельности на уроках географии.
Один из факторов активизации познавательной и творческой деятельности учащихся — разнообразие форм организации обучения, включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных приёмов, форм, методов познавательной и творческой деятельности. Задача современного учителя — не преподносить знания школьникам, а создать мотивацию и сформировать комплекс обще учебных умений учить самого себя.
Современная система образования предоставляет возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Опыт педагогов за последнее время показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их не может удовлетворять требованиям постоянно развивающегося общества. Ранее преобладали стандартные типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащихся не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников. Методы обучения, используемые на уроке, играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребёнка. Развивать у детей умение видеть, способность к внимательному проникновению в суть окружающих их предметов очень важна. От этого зависит, каким гражданином вырастет ребёнок, что он сумеет увидеть в окружающем мире. Именно природа – неистощимый источник творчества и наслаждения. Однако не все люди рождаются чуткими к её красоте, и в этом случае особенно важна работа учителя. На уроке, во внеурочной работе необходим совместный поиск, при котором ребёнок стремился бы напрягать свой ум в коллективной деятельности со взрослыми и товарищами.
Решение задачи на развитии познавательной деятельности школьников. Начальным этапом решения учебных проблем служат познавательные задачи. А затем  постепенно из урока в урок рождается самостоятельность в творчестве учащихся: от прослушивания материала до отработки его сначала на репродуктивном уровне, а затем на творческом.
        Под словом творчество понимается: умственная активность, быстрая обучаемость, смекалка и изобретательность, стремление добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и решении задач, способность видеть общее и главное в различном и, наоборот, находить различия в сходных явлениях и т.д. Результатом творчества является — игрушка, модель, макет и т.д. Проявляется творчество хотя бы в минимальном отступлении от образца.
В своей работе я использую основные принципы обучения творчеству:
1. Без основных опорных знаний, умений, навыков невозможно творчество детей.
2. Работы должны выполняться с соблюдением правил, иначе — это фантазия, не имеющая учебной (научной) ценности.
З. В начальный период творчеству нужно учить постепенно, усложняя задания и увеличивая меру отступления от образца.
4. Творчество проявляется только в самостоятельной работе.
Развивает не само знание, а специальное его конструирование. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует познание этой системы ребёнком. В результате творческого мышления ребята способны самостоятельно объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные географические, экономические и др. ситуации; прогнозировать возможные направления различных явлений и процессов.
Развитие познавательной мыслительной деятельности осуществляется на любом этапе урока, в зависимости от изучаемого материала, ученикам предлагаю что-то доказать. Возьмём, к примеру, тему «Климат». Для этого классу задаю сложный и в то же время интересный вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?». После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в парах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом доказывают, что изучаемый материал имеет большую ценность. Я пришла к выводу, что ценность данного методического приема в том, что ученики начинают осознавать значимость изучаемого материала. К примеру, ученикам 6 класса даю задание: «Какое внутреннее строение Земли?» Вопрос им покажется трудным, но надо вселять в детей уверенность, что они смогут выполнить задание. Эффект неожиданности включает в себя развитие мышления. Действует механизм «творчества». Каждый ученик идет своим путём к цели. Здесь развитие слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Учащиеся обладают более развитыми творческими способностями, что говорит об опережающем познавательном развитии детей. В учебной практике мыслительная деятельность характеризуется следующими мыслительными операциями:  абстракция, обобщение, сравнение, аналогия, классификация и систематизация, с этой целью для  развития логического мышления использую  приёмы:   «Логическая задача», «Лестница», «Географическая почта», «Географический диктант», «Географические шарады», «Географическая матрица», «Поиск общего», «Соотношение понятий»
Для развития познавательной мыслительной деятельности учащихся применяю методы прикладной диалектики: системный анализ, «метод контрольных вопросов», составление и решение противоречий, «мозговой штурм» и другие.
На уроке физической географии материков и океанов использую один из таких методов – «мозговой штурм». На карте полушарий помещена картинка с изображением бурого медведя на материке Евразия, вторая такая же картинка – на материке Северная Америка, изображение страусов – на материках Австралия, Южная Америка, Африка. Ребятам предлагаю следующие вопросы:
- Почему похожие или одинаковые животные живут на разных материках, удалённых друг от друга на большие расстояния? Почему вы так считаете? Другое задание на этом уроке предлагаю решить с помощью метода «фокальных объектов»:
- Птицы в ледяной зоне не вьют гнёзд, а откладывают яйца на голые скалы. Почему же яйца не скатываются?
- Решить вам эту задачу поможет обыкновенная лампочка. Я легонько толкну
лампочку, а вы опишите е. движения.
Развивающие задания должны не только приводить учащихся к пониманию нового материала, то есть к установлению системы знаний, но и выполнять корригирующие функции.
Я считаю, что дидактическим стержнем урока по новой системе является деятельность самих учащихся: ученики не просто решают, обсуждают, как это бывает обычно, а, наоборот, сравнивают, делают выводы, выявляют закономерности. Такая деятельность захватывает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы.
Высокая степень сосредоточенности, особенно при участии волевого компонента, — процесс весьма утомительный. Как правило, после периода сосредоточенности наступает период расслабления, при котором внимание или рассеивается, или переключается на другой объект. Для школьников период сосредоточенности редко превышает 15—20 минут. В то же время, если ребенок увлечен чем-то, этот период может значительно растянуться во времени. Отсюда мой главный принцип  развития внимания на уроке — «учение с увлечением». На разных этапах урока использую приём «Географическая цепочка»  или «Составляем коллективный рассказ», когда от детей требуется внимание и ответственность, слушая друг друга, не повторяясь назвать страны - соседи Казахстана, или составить описание географического положения страны, материка.
Третий этап.
География должна быть предметом интересным, доступным, ценимым учащимися, а урок  должен быть бесконфликтным и связан с положительными эмоциями, поэтому стараюсь, чтобы на уроке царила обстановка успеха, одобрения и доброжелательности. Одним из результатов оценки своего урока считаю следующий критерий: если ученик на уроке повысил своё самоуважение и ощутил свою компетентность, значит, урок проведён хорошо.
Особое внимание в своей работе уделяю работе с картами, так как карта – это источник новых знаний. Географические карты содержат дополнительные сведения, которые расширяют и углубляют обязательный материал, увеличивают объем сведений, в итоге получают общую картину природы Земли. Уроки понимания карты заставляют размышлять, побуждают  к исследовательской деятельности, способствуют хорошему усвоению материала, тренируют географическую зоркость, страноведческую эрудицию.
Я предлагаю школьникам такое задание: «На основе карт атласа составить комплексную характеристику материка Евразия ».
Оформляется работа в виде следующей таблицы:
№ страницы Название карты Информация о Евразии
Думаю, у подобного рода работы много плюсов для учащихся и для учителя, так как конкретные цели её выполнения перерастают в результаты:
1) предупредить незнание материала;
2) повторить пройденный материал, в частности понятийный аппарат;
3) ликвидировать возможные пробелы в знаниях;
4) продолжать учиться анализировать тематические карты;
5) научить получать с карты новую информацию;
6) продолжать учиться переводить картографическую информацию в словесную;
7) учиться оформлению работы в табличной форме.
Данная работа позволяет увидеть изучаемый материал во всем разнообразии связей и отношений, дает полное представление о географии материков и океанов. На разных этапах урока всегда отвожу время  работе с тематическими картами атласа, учу школьников правильно находить географические объекты по географическим координатам, решать задачи разной сложности. Зная, что активность работы головного мозга во второй половине урока начинает снижаться, использую учебные задания с небольшими передвижениями по классу. Например, в 7 классе по теме «Природные зоны земного шара», где главной целью урока является определение особенностей органического мира каждого материка, применяю шаблоны – рисунки растений и животных, которые ученики прикрепляют к настенной карте «Природные зоны мира». Тем самым они повторяют и закрепляют учебный материал, работая с географической картой. Такой методический приём положительно влияет на развитие общих мыслительных способностей учащихся и позволяет выявить уровень знания географической номенклатуры.
Развитие творческих способностей учащихся является главным аспектом в образовании.  На протяжении изучения географии  предлагаю школьникам выполнять творческие проекты, со временем изучения предмета всё больше  усложняющиеся. Такие работы являются источником, который способствует формированию познавательного интереса. Ученики, выполняя творческие проекты, активно оперируют приобретенными знаниями, умениями, навыками, совершают поисковую, активную деятельность и поднимаются на новый уровень познания и развития своей личности. В начале изучения раздела или темы сообщаю школьникам название творческого проекта, и они на протяжении всей темы работают над ним. Эта работа проводится только по желанию учащихся. Виды творческих проектов, которые я предлагаю учащимся, разнообразные. Приведу примеры некоторых из них:
При изучении темы «Погода» в 6 классе собрать материал и защитить мини- проект «Местные признаки погоды»
В конце изучения темы “Австралия” в 7 классе с целью обобщения знаний учащиеся получают задание: используя текст учебника составить “Памятку для туриста, отправляющегося в Австралию”. В памятке должно быть не меньше 10 пунктов, в которых отразить интересные и опасные стороны природы Австралии, дать рекомендации туристу по налаживанию быта и составлению плана путешествия.
При изучении темы “Южная Америка” 7 класс с целью формирования умения выбирать из текста необходимую информацию на заданную тему учащиеся получают задание: выбрать из текста описания природных рекордов материка и красочно оформить их перечень.
С целью обобщения знаний по теме, отработки понятийного аппарата, закрепления знания географической номенклатуры   даю задание: используя текст учебника составить кроссворд на заданную тему.
Технология развивающего обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной поисковой, исследовательской работы школьников. Для дальнейшего развития самостоятельности учащихся в старших классах применяю усложнённые задания, которые содействует повышению интеллектуального потенциала учеников. Ученики составляют исследовательские  проекты:
При изучении темы «Природные зоны» в 8 классе, используя дополнительные источники, необходимо составить описание природной зоны и выбрать способ защиты: с помощью компьютерной презентации,  иллюстраций, презентации символического герба, кроссворда, пословиц и загадок. Работа проводится по группам. В заключении изучения «Географии Казахстана дети пишут географическое сочинение или географический рассказ «Моя Родина Казахстан»
В 9 классе при изучении темы АПК одна группа  выполняла исследовательский проект по следующему заданию: оценить потребление продуктов в своей семье, сделать вывод о сбалансированности рациона и подготовить проект рационального питания с учетом географических условий, подходов к здоровому, полноценному питанию, медицинских норм, личных и семейных предпочтений. С этой целью:
а) оценить потребление различных продуктов питания в своей семье за месяц
б) вычислить средний показатель потребления в течение года;
г) сделать выводы;
д) подобрать дополнительную информацию о здоровом питании;
е) составить рацион питания семьи.
Вторая группа занималась социологическим исследованием с целью изучения степени осведомленности людей по проблемам агропромышленного комплекса. Обобщить полученные результаты, построить диаграммы. Подготовить краткое сообщение.
В 10 классе организуется исследование и защита групповых проектов по характеристике одной из отраслей Мирового хозяйства и  итоговый индивидуальный проект по исследованию одного из регионов мира или страны. Чаще всего ребята уже хорошо владеют программой Power Point и  результатом работы всех групп в конце года  являются электронные справочники «Отрасли Мирового хозяйства» и «Страны мира». В кабинете географии уже собраны материалы мультимедийных продуктов, созданных самими детьми за три года, которые наряду с другими электронными пособиями оказывают помощь при организации и  проведении уроков.
Организация  проектной деятельности способствует  созданию в классе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности. Она позволяет: повысить мотивацию изучения данного предмета, реализовать комплексное восприятие географии; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы. А учебно-исследовательская работа учащихся с использованием компьютерной техники позволяет моделировать отдельные элементы деятельности будущего профессионала, способствует выработке и развитию логического мышления, умению ориентироваться в проблемных ситуациях, отделять основное от второстепенного, систематизировать полученные знания.
Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Трудно создавать образ той или иной страны, своей малой Родины, используя лишь текст учебника с небольшим количеством иллюстраций и карт. География должна быть «живой». Мы должны учить образному мышлению, формированию «географической картины мира».. Применение ИКТ способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. Хотя возможности сельской школы ограничены для организации и использования ИКТ в полном объёме и на каждом уроке но, элементы данной технологии применяю, тем самым,   дополняя приёмы и методы технологии развивающего обучения.
6 класс: «Урок-соревнование по теме «Атмосфера», «Путешествие по гидросфере» «Покорение вершины Знаний»;
7 класс: Игра- путешествие «Великие географические открытия», «Сафари по Африке», игра «Крестики-нолики» по теме Австралия», «На далёкой Амазонке не бывал я никогда»;
8 класс: игра-викторина «Знаешь ли ты свою страну?,  КВН по природным зонам;
9 класс:  урок-игра «Экономика Казахстана»;
10 класс: урок-экспедиция по теме «Население мира»,  урок-пресс-конференция «Глобальные проблемы современности», итоговый урок по теме «Регионы и страны мира», урок-путешествие по Зарубежной Европе.
Анализируя уроки, проведённые с применением технологии развивающего обучения, я выделила следующие особенности развивающей ситуации на уроке: на учебных занятиях по развитию познавательной  и творческой деятельности каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только ему посильную ступеньку. Очень важен стиль общения с детьми. В каждом ребёнке я стараюсь видеть личность, не унижать его, верить в способности и возможности учеников. Пусть слабый ученик неправильно выполнил задание, но он думал, искал нужные пути решения. Ему стоит где-то помочь, подсказать путь к нахождению правильного ответа.
Необходимо от детей требовать аргументированных ответов на поставленный вопрос. Бывают случаи на уроках, когда ученики просто отгадывают ответы, поэтому обязательно ученик должен доказать свою правоту, предстоит быстро найти вариант ответа и выйти из предложенной ситуации.
Основная задача внеурочной работы по географии состоит в обогащении школьников новыми интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы, а также повышение их интереса к географии как к науке.
Большое внимание в преподавании географии и внеклассной работе уделяю поисково-исследовательской работе. Обучающиеся под моим руководством изучают традиции своей местности, принимают участие в краеведческих конференциях и конкурсах, были отмечены как лучшие работы: «Топонимика родного края», «Традиционное вероисповедование осинских бурят: шаманизм», «Демографические портрет посёлка Приморский» Такие исследования имеют огромное воспитательное значение для гражданина многонационального государства, способствуют воспитанию толерантности, уважения к обычаям других народов.
Проектная деятельность на занятиях нашего кружка развивает у ребят самостоятельность мышления, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения.
Я считаю, что одной из важных форм внеурочной работы, способствующей развитию познавательного интереса учеников к географии, является предметная олимпиада. Школьные олимпиады по географии — это массовый вид соревнований учащихся, цель проведения которых — вовлечение большего числа учеников во внеурочную работу по данному предмету, повышение их интереса к географическим знаниям, развитие самостоятельности, совершенствование обще учебных и специфических для географии умений учащихся.
Следует отметить, что олимпиады по географии подводят итоги всей урочной и внеурочной работы по предмету, поэтому проведению их предшествует этап подготовки, что ведет к более четкой организации учебно-воспитательного процесса, к повышению уровня знаний учащихся по данному предмету, к более целенаправленному развитию интереса к географии и познавательной самостоятельности школьников. Именно технология развивающего обучения направлена на развитие познавательной деятельности, прививает интерес к данному предмету.
3. Заключение.
Применение технологии развивающего обучения на уроках географии помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки взаимоконтроля и самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности учащихся.
Использование развивающей технологии в обучении географии позволило мне достигнуть определённых результатов:
развивающее обучение активизировало мыслительную деятельность
школьников;
у большинства учащихся сформировались положительная мотивация к изучению предмета и познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к географии;
возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Опыт работы по данной теме показывает, что технология развивающего
обучения дает положительные результаты познавательной активности учащихся.
1. Качество знаний по географии. Анализ результатов мониторинга учащихся за последние три года  свидетельствуют в целом о положительной динамике качества знаний и умений учащихся по географии посредством применения технологии развивающего обучения.
2. Уровень развития познавательной активности
Цель: исследовать развитие познавательной активности учащихся школьного возраста.
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о росте активно-творческой познавательной активности учащихся на уроках географии и уменьшении низкого уровня познавательной активности в исследуемых классах
3. Уровень творческой активности учащихся
Цель: на основе выявленных критериев и показателей провести сравнительный анализ  сформированности самостоятельности у учащихся.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что применение технологии развивающего обучения способствовало формированию у учащихся творческой активности, умений описывать географические объекты, способностей применять нововведения в учебный процесс.