Научная разработка: Самоконтроль и контроль при занятиях физическими упражнениями


-747186-365248Научная разработка по теме:
Учителя физической культуры СШ им. С.Серикова Билоуса
Владимира
Дмитриевича
г.Есиль
Тема: «Самоконтроль и контроль при занятиях физическими упражнениями».
В своей работе я уделяю большое внимание систематическому контролю над физической подготовленностью учащихся. Постоянно ратую и за самоконтроль школьников, особенно старшеклассников, обучаю их этому.
Самоконтроль учащихся за состоянием своего здоровья при занятиях физическими упражнениями самого различного плана (утренняя гимнастика, уроки физической культуры, занятия в спортивной секции, группе ОФП, туристические походы, экскурсии, самостоятельные занятия дома и т.д.) является обязательным условием повышения качества физического воспитания. Прежде всего, самоконтроль предполагает знание учащимися влияния физических упражнений на организм человека, главным образом на показатели гемодинамики (артериальное давление, частота сердечных сокращений и т.д.), а в старшем школьном возрасте и закономерности физического развития.
Известно, что регулярные и методически правильно организованные занятия физической культурой оказывают положительное влияние на сердечнососудистую систему. У 15 -16 летних школьников средняя частота пульса в покое колеблется в пределах 70 - 76 уд/мин. У 15 -20% юношей наблюдается замедленный пульс 50 - 60 уд/мин. При значительных нагрузках частота сердечных сокращений (ЧСС) может достигать 180 -220 уд/мин
В начале урока (построение) пульс несколько выше, чем в условиях относительного покоя (82 – 85 уд/мин), что объясняется условно-рефлекторной настроенностью организма на предстоящую нагрузку. По мере увеличения интенсивности нагрузки ЧСС возрастает. При этом её увеличение до 170 уд/мин практически адекватно мощности нагрузки. Дальнейшее повышение интенсивности нагрузки вызывает меньшую реакцию ЧСС, но приводит к быстрому снижению работоспособности организма. Поэтому необходимо оптимально использовать на уроке нагрузки, вызывающие реакцию ЧСС на участке пульсовой кривой от исходного уровня (82 – 85 уд/мин) до 170 уд/мин. Средний показатель ЧСС за урок у юношей X – XI классов должен быть в пределах 130 – 140 уд/мин.
Артериальное давление (АД) у юношей несколько ниже, чем у взрослых 110 – 115 мм.рт.тс. Одной из причин повышения давления до 140 -160 мм.рт.ст. (в покое) может явиться неправильная (форсированная) тренировка.
ЧСС и АД одинаково важны для оценки деятельности сердечнососудистой системы. Произведение этих величин (умножение друг на друга) иногда используют, как критерий такой оценки. У физически ослабленных юношей данное произведение может превышать 15000, у здоровых, но не занимающихся физической культурой и спортом 8000 – 10000, у тренированных 6000 – 7000.
Для самоконтроля можно рекомендовать и такие показатели, как вес (масса тела), охватные размеры (окружность, талии, плеча, бедра, шеи и т.д.), степень жироотложения и целый ряд субъективных ощущений: самочувствие, настроение, сон, аппетит, усталость и т.д. Ухудшение этих показателей – симптом переутомления вследствие чрезвычайных нагрузок.
В практике самоконтроля вполне доступен целый ряд простых, но вполне информативных проб позволяющих оценить функциональное состояние дыхательной и в определённой мере сердечнососудистой систем. Например, проба Штанге: после обычного вдоха задержать дыхание, зажав при этом нос пальцами – длительность задержки дыхания тем выше, чем лучше физическая тренированность организма, но для 15 – 17 летних подростков не должна быть ниже 30 – 40 сек.
Интересна в этом плане методика Серкина, которая состоит из трёх проб. Первая проба – определить время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Вторая проба – определить время задержки дыхания сразу после 20-го приседания за 30 сек. Третья проба – определить время задержки дыхания после 1-ой мин отдыха. Пробы Штанге и Серкина проводят до физической нагрузки после 6 - 8 мин спокойного отдыха. Ориентировочные данные этих проб указаны в таблице.
Оценка проб Серкина у подростков
Контингент обследуемых Пробы
Первая Вторая Третья
Здоровые тренированные 45 – 60сек Более 50% от первой пробы Более 100% от первой пробы
Здоровые нетренированные 35 – 45 сек 30 – 50% от первой пробы 70 – 100% от первой пробы
Говоря о правилах самоконтроля, надо иметь в виду следующее: 1) все измерения проводить в одно и то же время, одними и теми же инструментами и в одинаковых условиях; 2) данные самоконтроля заносить в дневник.
Большое значение имеет время восстановления ЧСС в период отдыха после нагрузки. В процессе урока учитель не менее трёх раз (в начале и конце урока, после скоростно-силовых нагрузок, эстафет и т.д.) предлагает классу подсчитать пульс за 6 сек (начало и конец подсчёта по общему сигналу). Особенно важно это в начале учебного года. Следует помнить, что ЧСС очень быстро восстанавливается в первые 30 – 40 сек (на 20 – 30 уд/мин), поэтому задержка начала подсчёта существенно искажает результаты контроля.
ЧСС менее 12 -14 ударов за 6 сек после скоростно-силовых упражнений, свидетельствует о слабой нагрузке или нежелании учащихся «нагружаться». ЧСС 18 – 20 ударов за 6 сек – показатель высоких функциональных возможностей, но при условии быстрого снижения (за 4 – 6 мин) до исходного уровня. Если пульс долго не восстанавливается, необходима консультация врача.
Усвоение содержания этого раздела особенно важно для учащихся, так как некоторые из них попытаются в кратчайший срок достигнуть желаемых результатов и могут не рассчитать своих сил при проведении самостоятельных занятий. Поэтому я уже на первых уроках обращаю на это особое внимание и периодически возвращаюсь к данному вопросу в течение учебного года. Иногда опрашиваю учащихся с целью выявления степени усвоения основ методики самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями.
Кроме самоконтроля важнейшее значение имеет контроль над физической подготовленностью школьников со стороны учителя физической культуры и учёт этих данных в повседневной работе. Причём наибольший интерес представляет динамика данных в течение учебного года.
Практика показывает, что юноши далеко не безразличны к уровню и оценке своей физической подготовленности. В большинстве случаев показатели тестирования ребят, худшие по отношению к результатам их товарищей, являются эффективным стимулом активизации отстающих не только на уроках физической культуры, но и во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Задача учителя при этом организовать систематический контроль физической подготовленности учащихся на уроках в течение учебного года и учитывая известную щепетильность к обнародованию их отставания в том или ином упражнении (да ещё в присутствии девушек), сообщить им комплекс тестов для самостоятельного контроля дома.
Каждый учебный год я начинаю и заканчиваю тем, что на первых и последних 6 -8 уроках проверяю физическую подготовленность юношей X – XI классов по нормативным требованиям учебной программы и комплекса Президентских тестов (на каждом уроке 1 – 2 теста):
бег 100 и 200м;
кросс 1 и 3км;
подтягивание в висе на перекладине;
сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях;
«угол» в упоре;
метание гранаты на дальность;
прыжки в длину.
В XI классе дополнительно к этим упражнениям – полоса препятствий 200 – 400м.
Все полученные результаты заношу в журнал, обсуждаю с учащимися, а при необходимости и с их родителями. В «Классный журнал» оценки по результатам сдачи нормативных требований ставлю с учётом их динамики за период обучения. Например, оценку «2» за подтягивание в сентябре выставляю только в конце декабря, если за это время учащийся не выполнит требуемый норматив.
Для проведения занятий в зале использую такие тесты:
Челночный бег 4×9м;
Сгибание туловища из положения лёжа на спине за 1мин;
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы;
6-минутный бег;
Прыжки через скакалку за 1 минуту.
5486401957705Эти тесты проводятся в начале учебного года (октябрь), и в конце учебного года (апрель – май). С их помощью можно проследить развитие физической подготовленности учащихся.