Научно-исследовательская разработка Влияние проектной деятельности на развитие исследовательской и творческой мотивации обучающихся в рамках ФГОС НОО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа эстетического развития
г.Углегорска Сахалинской области
Научно-исследовательская разработка
Тема: Влияние проектной деятельности на развитие исследовательской и творческой мотивации обучающихся в рамках ФГОС НООВыполнила:
Петрова Елена Александровна, педагог - психолог
г. Углегорск
2016 год
Оглавление.
Введение стр. 3
Глава 1 Теоретическое обоснование использования проектной деятельности стр. 7
Методика работы над проектом стр. 10
Направление работы объединения «Мода. Стиль. Красота» стр. 11
Основные этапы написания проекта стр. 16
Глава 2. Исследование влияния проектной деятельности на развитие исследовательской и творческой мотивации стр. 19
Заключение стр. 22
Список литературы стр. 24
Приложение стр. 26
Введение
Актуальность и теоретическая значимость проблемы заключается в том, что школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.
Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.
Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним поступает огромное количество информации отовсюду. Это нельзя не учитывать. Но зачастую обилие информации не приводит к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции.
Учитель должен учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике.
Кроме того, становится ценностью современного общества коммуникативная компетентность. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования (продуктивного общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем и пр.)? В частности, как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использования.
Проблема выбора необходимого метода возникала перед учителем всегда. Но в новых условиях учителю необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Эти средства фрагментарно уже разрабатывались и использовались в той или иной степени для улучшения ситуации в образовании.
Коренным отличием новых условий поиска является изменение понимания целей образования, а следовательно, и новое понимание возможностей и способов применения этих средств. К корректировке целей приводит понимание того, что образованный в человек в современном обществе — это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации.
Таким образом, проектная деятельность может быть рассмотрена с позиций возможности решения очерченных проблем.
Таким образом, целью нашей работы является: изучение влияния проектной деятельности на развитие у обучающихся творческой и исследовательской мотивации.
Исходя из цели, мы выдвигаем следующие задачи:
сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве; находить источники, из которых можно почерпнуть информацию, получить навыки обработки информации;
сформировать навыки проведения исследований;
учить умению самостоятельного планирования деятельности и достижения намеченной цели.
При самостоятельной работе над проектами используются проблемные и частично-поисковые методы обучения. Наряду с этим, используются и традиционные методы обучения: наглядно-демонстрационный, метод повтора, рассказ, беседа, метод упражнения, устного контроля, самоконтроля, стимулирование интереса к учению, поощрение, репродуктивный.Гипотеза: Мы полагаем, что, применяя в работе проектную деятельность, можно развить у детей творческую и исследовательскую мотивацию.
Объект и предмет исследования.
Исследование проводилось в МБОУ НОШЭР г. Углегорска. В исследовании принимали участие дети, посещающие объединение по внеурочной деятельности «Мода. Стиль. Красота». Исследовалось влияние проектной деятельности на развитие исследовательской и творческой мотивации.
Практическая значимость заключается в следующем: данная работа может использоваться преподавателями технологии в школе. В работе описана методика работы над проектом, дан анализ этапов работы над проектом.
Глава 1 Теоретическое обоснование использования проектной деятельности.
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - один из видов познавательной деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
Проект - более широкое понятие - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.
В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
развитие познавательных умений и навыков учащихся
умение ориентироваться в информационном пространстве
умение самостоятельно конструировать свои знания
умение интегрировать знания из различных областей наук
умение критически мыслить.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения
практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов
самостоятельную деятельность ученика
структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.
Суть проектной деятельности состоит в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем, (а часто и вместе с родителями) выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом в активную деятельность, учащиеся овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Дети, начиная с первого класса, работая над различными проектами, учатся взаимодействовать в парах и группах, общаться между собой, договариваться, распределять роли, задания, так как все это необходимо для достижения оптимального результата.
1.1.Методика работы над проектом.
Методика работы над проектом включает в себя 4 этапа:
планирование работы над проектом;
аналитический этап;
этап обобщения;
этап презентации полученных результатов работы над проектом.
Кардинальное отличие проективного обучения от классических методов заключается в том, что, в основном, на разных этапах учащиеся действуют самостоятельно.
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных проектов:
- по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, творческие;- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходящие за рамки школьного общения);
- по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.
В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. К положительным факторам проектной деятельности можно отнести: повышение мотивации учащихся; развитие способности к активной исследовательской, творческой и практической деятельности; создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса.
1.2. Направление работы объединения «Мода. Стиль. Красота»
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Высокий уровень творческих достижений у детей может ожидаться только при совпадении трех факторов: творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в первом и втором классах на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. В третьем и четвертом классах на изучение курса «Технология» отводится 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счёт занятий в объединении «Мода. Стиль. Красота».
Мода, так или иначе, была, есть и будет являться зеркалом своего времени, отражая весь стиль жизни общества, привычки и психологию современного человека, его представление об эстетическом идеале. Значение моды недооценивать нельзя: глупо вести непримиримую борьбу с модными тенденциями, но также неразумна и другая крайность - слепое подражание модным образам без учёта своей индивидуальности.
Как одеваться, чтобы всегда выглядеть красиво? Этот вопрос волнует, в наши дни, уже ребёнка в дошкольном возрасте. Ребёнок – это мера всех вещей. Первообраз добра и красоты. Поэтому знаменитое высказывание: «красота спасёт мир» звучит, как: дети спасут мир. Дети – наше будущее. Наши потенциальные возможности и наши человеческие идеалы в будущем.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский)
Направление образовательной программы внеурочной деятельности:общекультурное.
Формы организации внеурочной деятельности:
• Коллективные творческие дела;
• Ролевые игры;
ролевая игра;
коллективное творческое дело;
рисование;
моделирование;
беседы;
Занятие- сказка, занятие-думка, занятие-любование, занятие-загадка.
коллективный учебный диалог,
игра «Вопрошайка»,
рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций,
чтение-рассматривание,
коллективное и самостоятельное моделирование;
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:
интегрированные
творческие
исследовательские
теоретические
практические
открытые занятия и др.
Структура занятия зависит от вида занятия.
Психолого-педагогические принципы реализации программы:
учёт индивидуальных и психологических особенностей;
связь обучения с практикой;
положительный эмоциональный фон обучения;
сотрудничество детей и взрослых.
«Педагогика сотрудничества», куда входят: личностно-ориентированное (Якиманский), гуманно-личностное (Амонашвили), проблемное развитие, обучение и воспитание. (Дьюи), развитие проектно-исследовательских способностей и др.
Обучение в объединении «Мода. Стиль. Красота» очень важно для ребят, т.к , они получают подготовительное образование по моделированию, конструированию и технологии раскроя одежды сначала для своих любимых игрушек, вовлекаясь в удивительный мир моды. На занятиях ребёнок получает представление о собственном внутреннем мире, узнает, как найти для себя то, что как нельзя лучше подчеркнут его собственную неповторимость и одновременно представит его фигуру, лицо в выгодном свете.
Занятия позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом, бумагой и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования, со средствами для ухода за кожей, и т.д.Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, закройщика, швеи, портнихи, стилиста и т.д. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Для развития творческих способностей у ребенка есть возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Видеть результаты своего труда дети будут на выставках, ярмарках, дефиле и т.д.
Для развития исследовательской мотивации программа предусматривает ряд занятий, направленных на исследование материалов, для работы, которое предполагает не только решение значимых для ребят проблем, но и овладение способами решения этих проблем. При организации учебно-исследовательской деятельности создаются учебные ситуации, при разрешении которых, младшие школьники овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного педагогом.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы: Программа построена на современных методах и методиках работы с бумагой, тканью, мехом. Программа включает прогрессивные научные знания и опыт ведущих модельеров, дизайнеров, стилистов.
По целям обучения – программа, развивающая творческие способности, формирующая исследовательскую мотивацию учащихся. Линейная по форме – предусматривает последовательное изучение материала от изготовления простых изделий до сложных; от простого планирования изготовления изделий до создания сложных проектов.
Программа использует технологию «Педагогика сотрудничества», куда входят: личностно-ориентированное (Якиманский), гуманно-личностное (Амонашвили), проблемное развитие, обучение и воспитание. (Дьюи), развитие проектно-исследовательских способностей и др.
1.3. Основные этапы написания проекта.
1-й этап — погружение в проект. Первый этап осуществления проекта — самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов. На этом этапе учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, формулирует проблему проекта. Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется ряд подпроблем. В результате проблематизации, определяют цель и задачи проекта — поиск способа или способов решения проблемы проекта.
Погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
2-й этап — организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Безусловно, необходимо понимать, что, когда планируется проектная деятельность, может возникнуть нетривиальная ситуация, поскольку проекты весьма разнообразны. Они бывают очень и не очень продолжительными, могут предполагать разнородную деятельность. Например, сначала ученикам необходимо познакомиться с информацией по теме проекта, найти статьи в журналах и посмотреть, что пишут об этом ученые. Следующий этап в их работе — сделать собственные замеры. Далее следует обобщить то и другое. Далее следует выступление с результатами ученического исследования. Затем — анкетирование: например, что думает население по данной проблематике. Такая деятельность может осуществляться последовательными этапами или идти параллельно и одновременно — в разных группах своя.
3-й этап — осуществление деятельности. Здесь роль учителя минимальна. Учащиеся все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как их подготовили.
4-й этап — презентация
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Глава 2. Исследование влияния проектной деятельности на развитие исследовательской и творческой мотивации.
Для получения данных влияния проектной деятельности на развитие исследовательской и творческой мотивации мы использовали метод наблюдения.
Почти каждое занятие по созданию проектов сопровождалось разыгрыванием ролей. В качестве ролевых позиций предлагались следующие:
исследователь – его основная задача – отыскивать все новое, необычное и таинственное, разгадывать найденные загадки;
творец – он создает новое, следуя идеям, появляющимся в процессе создания проекта, делает их необычными и разнообразными;
помощники – помогают налаживать коммуникации, оказывают поддержку и исследователям, и творцам;
эксперты – дают оценку проделанной работе.
Таким образом, развитие исследовательской мотивации можно оценить по умению самостоятельно отыскивать что-то новое, необычное, разгадывать найденные загадки. Творческой – по умению создать что-то новое, внести необычное разнообразное в проект.
В разных ролях побывали все учащиеся объединения. Наблюдения велись на каждом занятии. Фиксировались данные о том, как учащиеся справлялись с очередной ролью при создании проекта.
На первых занятиях исследователи назначались, им давалось конкретное задание. Например, попав в волшебную страну мод, как можно больше узнать о жителях, обычаях, законодателях этой страны. Творцам, по услышанным докладам составить эскизы, словарь новых слов и т. д. Помощники помогают и тем, и другим собирать информацию о том, что происходит в волшебной стране мод.
Оценивая действия детей, можно сделать вывод о том, что уже с первых занятий участники очень эмоциональны и заинтересованы. Но вся работа направлялась педагогом, библиотекарем, родителями. Дети с осторожностью брали на себя роли исследователя, творца, предпочитали быть помощниками. Они испытывали некоторые затруднения в координации совместных действий. Каждый исследователь, как правило, автономен. От занятия к занятию дети учились выдвигать гипотезы, исследовать: «А что произойдет, если я как-то вмешаюсь в процесс, изменю условия?».
В результате сложился план в работе, которого придерживались все исследователи:
Что хотел проверить? Узнать? Доказать?
Что делал, какие условия создал?
Какие действия предпринимал?
Что происходило в процессе?
Доказал ли то, что хотел? Если нет, чем это объяснить?
Какие новые вопросы появились?
Умение оперировать информацией, логично, последовательно и системно излагать мысли оценивалось по следующим характеристикам:
Системность в изложении материала.
Глубокий анализ фактов.
Обоснованное заключение и выводы.
Уже к середине года наряду с эмоциональной заинтересованностью появился интерес к исследовательской и творческой работе. Дети научились задавать и формулировать вопросы, логично и последовательно излагать мысли. Теперь каждый этап создания проекта исследовался, доказывался. Если во время дискуссии какой-либо вопрос оставался без ответа, тут же находились желающие продолжить начатое исследование.
Занимаясь проектной деятельностью, дети исследовали мир моды. Они не просто изготавливали задуманное изделие, но и глубоко исследовали климатические и исторические особенности страны, из которой к нам пришло это изделие, особенности тканей, рисунков, способов обработки, нюансы конструирования и моделирования. Исследования были глубокими, дети находили ответы на вопросы, выискивая новое, доказывая выдвинутые гипотезы. Проекты получили высокую оценку экспертов, в роли которых выступили директор НОШЭР, заместитель директора по УВР, учащиеся-выпускники.
Заключение
Ниже приведены некоторые общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно находить способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
7. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем, важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получив реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Таким образом, гипотеза о том, что, применяя в работе проектную деятельность, можно развить исследовательскую и творческую мотивацию у детей, подтверждается.
Список литературы
Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников, 2002., № 1, стр. 24
Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы // Директор школы, 2002, № 2, стр. 92
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.; Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Питер, 2000
Конышева Н.М. О проблеме проектной деятельности школьников на уроках практического труда // Начальная школа, 2002, № 12, Стр. 35
Кропанева Г.А Учебно–исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования, стр. 118;
Крючкова И.И. Включение учащихся в познавательную и научно-исследовательскую деятельность – действенный путь развития устойчивой мотивации в образовании и профессиональной самореализации // Классный руководитель, 2002, №6, стр. 65
Мартынова Г.А., Рогальская С.Г. Дополнительное образование – активный инновационный поиск развития личности // Классный руководитель, 2002,№ 6, стр. 5
Матюшкин А.Н. Творческий потенциал одаренности: структура и развитие // Психология сегодня. Т.2, Вып.1. – М., 1996.
Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. –М.: Прогресс, 1991.
Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. –М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997.
Полякова С. Творчество – это исследование // Лучшие страницы педагогической прессы, 2002г., № 5, стр. 32
Рыбина О.В. Проектная деятельность учащихся в современной школе // Образование в современной школе, 2003, № 9, стр. 20
Шамова Т.И. Дальтон – технология // Завуч, 2001, № 1, стр. 42
Шашуков Е.А. Не наукой единой // Исследовательская работа школьников, 2003, № 2, стр. 75