Использование ассоциативного метода запоминания словарных слов.


Казенное учреждение Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"
Выступление на педагогической студии:
"Использование "карточек-запоминалок" при усвоении материала по русскому языку"
Социальный педагог Гродобоева А.В.
Я предлагаю вашему вниманию один из способов работы с нашими воспитанниками по русскому языку. Наши воспитанники при выполнении домашнего задания по русскому языку часто допускают много орфографических и пунктуационных ошибок.. Как же ребенку запомнить огромное количество правил, формулировок, понятий, как отложить в памяти трудные случаи правописания и сделать эту работу осмысленной и эффективной? На помощь придет замечательное средство обучения – стихотворные правила, рифмовки и «запоминалки». В наши дни в журналах, газетах и интернете предлагается много занимательного дидактического материала, позволяющего учащимся без особых трудностей усваивать некоторые сложные темы. Интерес к такого рода материалу пробудил и во мне желание заняться составлением карточек-запоминалок для воспитанников. Некоторыми из них мне бы хотелось с вами поделиться.
Научить детей запоминать словарные слова, используя метод ярких ассоциаций не так уж и сложно.
При создании "запоминалок"
надо следовать нескольким
правилам:
словарное слово связывается с ярким образом, помогающим правильно запомнить, а затем грамотно воспроизвести данное слово;
образ должен быть связан со словом каким-либо общим признаком: формой, цветом, звучанием и т.д.

\



Работа со стихотворными "запоминалками" облегчает процесс усвоения трудных тем, являясь надежным помощником при овладении знаниями.
Побудительная форма глагола «Ехать»
На зеленый свет,Медведь,Ты не ехайИ не едь,И не ездий никогда, –ПОЕЗЖАЙ!Запомнил?– Да!
Правописание непроизносимых согласных
И ужасно и опасно
Букву "Т" писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву "Т" писать уместно!
Слова исключения на -ЦЫ, которые нужно запомнить
ЦЫган на цЫпочки привстал, и он цЫплёнку «цЫц» сказал
Буквы О-Е-Ё после шипящих
Ё мы найдем в суффиксе –ЁР-,
Вот, например, дирижЁр. ухажЁр.
Не перепутай со словом мажОр!
Чередующиеся гласные в корне СКАК-СКОЧ
СКАК напишем только так,СКОЧ без о писать невмочь.
Как запомнить порядок падежей
Иван (именительный)
Родил(родительный)
Девчонку(дательный)
Велел (винительный)
Тащить(творительный) Пеленку (предложный).
О или Ё? В ударных суффиксах имен существительных -ОНК-, -ОНОК-
Шел по лесу медвежОНОк, Повстречал его волчОНОк: – Там в лесу толпа девчОНОкВесь рассыпала бочОНОк, Полный ягод, вкусных, спелых. Забирай малину смело!
Как показывает опыт, стихотворная форма помогает школьникам запоминать основные лингвистические термины и орфографические правила.
Работа со стихотворными упражнениями привлекает детей к изучению того или иного учебного материала, облегчает процесс усвоения трудных тем, являясь надежным помощником при овладении знаниями. Однако необходимо помнить, что стихотворные упражнения ни в коем случае не заменяют правил, формулировок учебника. Они служат только вспомогательным элементом в обучении.
Спасибо за внимание!