Сценарий урока по теме ВОв. Ради жизни на земле


МБОУ «Бестяхская СОШ» МР «Хангаласский улус»
Заявка
на участие в республиканском конкурсе
«Лучший урок с использованием ИКТ»
Информация об участнике конкурса
Ф.И.О.: Емельянова Мария Антоновна
E –mail: Mariybest@mail.ru, bestyahsch@mail.ru
Адрес сайта: www.bestsch.ru
Контактный телефон 89241687093
Информация о конкурсной работе
Название номинации Урок с использованием авторских электронных образовательных ресурсов
Предмет история
Класс 10
Тема урока Ради жизни на земле
Необходимое обеспечение: компьютер, проектор, экран
Сведения об апробации урока на практике. Урок проводился в 10 классе. Были применены элементы поисковой деятельности (дано было опережающее задание: найти информацию об участниках сражений из Хангаласского улуса), что вызвало интерес учащихся и помогло достичь цели урока. В результате проведенной работы урок углубил знания детей о вкладе жителей нашего района в дело Победы, расширил их кругозор. Были использованы кадры из кинохроники, что позволило оживить урок.
Краткая аннотация к работе.
Проведенный урок вызвал огромный интерес у детей, так как тема Великой Отечественной войны всегда была и остается актуальной. Учащиеся, подготовившие рассказы об участниках сражений из Хангаласского улуса, добывая сведения о них, обращались к различным источникам, расширили знания по истории, получили навыки работы с различными источниками.
Руководитель МБОУ «Бестяхская СОШ»: Терентьев В.Р.
06 февраля 2013 г.
Предмет история
Тип урока: по теме «Великая Отечественная война»
Тема: Ради жизни на земле
Продолжительность урока: 45 минут
Класс: 10
Технологии: мультимедиа
Аннотация: Основной дидактической задачей этого урока является повторение и практическое применение ранее изученного материала и включение его в систему уже имеющихся знаний. Использование различных форм работы (беседа, показ кинохроники, сообщение учеников и т.д.) пробудил интерес к уроку и теме. Музыка (песня «Священная война»), использованная на уроке, усилило эмоциональный тон урока. Особенностью разработанного урока является его построение на краеведческой основе.
Практическая реализация: учащиеся 10 класса
Урок был представлен на улусный конкурс ИКТ - уроков и удостоился 1 места.
Решетникова Оля: «Эмоционально сильный урок. Использованы дополнительные краеведческие материалы, кинохроника, музыка. Урок прошел на одном дыхании…»
Чистова Валентина Филипповна: «Урок произвел сильное впечатление, достиг цели и затронул души детей. В ходе урока ученики познакомились с вкладом хангаласцев в дело Победы. Имеет сильную воспитательную сторону…».
Открытый урок «Ради жизни на земле»
Предмет: история
Тема: Ради жизни на земле
Продолжительность: 45 мин.
Класс: 10
Оборудования: карта «Великая Отечественная война», проектор, экран, презентация с использование аудиозаписей и кинохроник.
Цельурока: повторение и закрепление изученного материала, расширить кругозор по истории Великой Отечественной войны.
Задачи урока: 1) организация активной познавательной деятельности обучающихся по изучению карты, документов, хронологии;2) развитие навыков работы по применению терминов для анализа исторического материала;3) воспитание чувства патриотизма и глубокого уважения к истории Отечества, родному краю.
- Добрый день! Сегодня мы проводим урок под названием «Ради жизни на земле». Более 70 лет отделяют нас от этих кровавых событий, и многое начало забываться. Мы говорим «Никто не забыт, ничто не забыто», но нынешнее поколение уже мало знает о тех суровых днях – свидетели истории постепенно уходят в мир иной. Кто теперь расскажет о трагедии народа, потерявшей более двадцати миллионов человек?
(слайд 4. Аудиозапись – Левитан. Начало войны) Вот так советский народ узнал о начале Великой Отечественной войне. В истории человечества было немало трагических моментов и событий. Но мир не знает другого такого события, как Вторая мировая война, которая принесла народам всей планеты столько горя и слез. Великая Отечественная война1941-1945гг. – составная часть Второй мировой войны, отличающаяся неисчислимыми жертвами и разрушениями для нашего народа. Дорогой ценой досталась победа. В нашей стране не было дома и семьи, в судьбе которых не оставила бы свои незаживающие раны проклятая война. Линия фронта буквально проходила через сердце каждого советского человека.
Вопросы:
Назовите годы Второй мировой войны?
Назовите годы ВОв?
С нападением Германии на какую страну началась Вторая мировая война?
Война явилась для Якутии, в том числе для нашего улуса, как и для всей страны, тяжелым и жестоким испытанием. Доблестные наши земляки с честью оправдали возложенные на них надежды своего народа. И свой урок мы посвящаем им – великим воинам и труженикам Орджоникидзевского района, ныне Хангаласского.
(слайд 5. Аудиозапись песни «Вставай, страна огромная») Сообщение о вероломном нападении на нашу страну фашистской Германии руководство Орджоникидзевского района узнало из телеграммы Областного комитета ВКП (б) 22 июня 1941 года после 14.00 по местному времени. В телеграмме говорилось о начале широкомасштабной интервенции фашистских войск в нашу страну и о необходимости проведения организационных мероприятий: митингов, акций протеста и подготовки перевода хозяйственной и общественной жизни на военный режим. 23 июня в 6 часов вечера в районном центре на площади летнего парка состоялся митинг. Первым выступил председатель районного совета В.Н. Кузьмин. Все выступавшие призывали население мобилизовать силы на повышение производительности труда, выполнение Госзаказа, оказать посильную помощь бойцам Красной Армии, встать на защиту Родины.
Ученик 1: - Война – это 4 года, это 1418 бессонных дней и ночей, это 27 миллионов погибших русских людей, это значит 22 человека на каждые 2 метра земли, это значит 13 человек в каждую минуту. Из нашего улуса на войну было призвано 2194 человека. В том числе в 1941 году – 443, в 1942 году – 671 человек. Наибольшее количество людей было призвано из Тит-Аринского, I Мальжагарского, Октемского и Качикатского наслегов. Из них пали на боях сражений, пропали без вести, замучены в фашистских концлагерях 1134. Наибольшие потери несли призванные из сельских местностей. Например, из II Жемконского наслега было призвано 97 человек, из них вернулись только 17, из II Мальжагарского наслега из 72 призванного вернулись 15.
Осенью 1941года Родина переживала тяжелые дни. Ее западные территории были оккупированы фашистами. Пользуясь своим временным преимуществом, враг вплотную подошел к сердцу государства – Москве, рассчитывая, что ее падение решит исход борьбы в их пользу. Начались ожесточенные бои под Москвой.
Вопросы:
Назовите дату битвы под Москвой?
Кто совершил первый воздушный ночной таран?
В боях за столицу участвовало несколько сотен якутян, были и наши земляки. Среди них преподаватель Высшей Военной Академии им. М.В. Фрунзе А.И. Притузов.
(Сообщение ученика о Притузове А.И.)
Из села Бестях участником этой битвы был Дмитрий Дмитриевич Сухарев. Он был проводником одной из истребительно-диверсионных групп в районе деревни Обухово близ Наро-Фоминска. В составе одной группы была и Зоя Космодемьянская.
(слайд 10 – кинохроника «Сталинградская битва»)
Летом 1942 года над страной снова нависла смертельная опасность. Ожесточенные бои велись в районах Воронежа, Сталинграда, фашисты прорвались на Северном Кавказе.
Вопросы:
Назовите дату Сталинградской битвы?
Как назывался план наступления советских войск под Сталинградом?
Началась героическая оборона Сталинграда, продолжавшаяся 160 дней и ночей. В этих боях приняли участие 38 хангаласцев. Хочется отметить братьев Петровых из села Кытыл-Дюра. Под Сталинградом воевали 4 родных брата. Василий, Александр и Алексей погибли в этой кровавой мясорубке. С войны вернулся один Поисей. Давайте, послушаем отрывок из письма Александра Петрова.
(Чтение письма)
Это последнее письмо политрука Александра Петрова. Таких писем героев с фронта было много. Благодаря им, патриотам Родины, враг был повержен, Родина была спасена.
(Сообщение ученика о Ларионове И.Ф.)
(слайд 12 – кинохроника «Курская битва»)
Главный удар летом 1943 года гитлеровское командование решило нанести в районе Курской дуги.
Вопросы:
Назовите дату Курской битвы?
Когда и где произошло крупное танковое сражение?
Когда и в честь какого события был дан первый салют Победы в годы войны?
Курская битва. Здесь был сломлен хребет фашистских войск. В этих кровопролитных боях сражались и якутяне, среди них было 36 посланцев Хангаласского улуса. Воевали отец и сын Иван Ефремович, Василий Иванович Алексеевы из 1 Мальжагара, Дмитрий Егорович Широких из Малтаны, Егор Иванович Самсонов из села Ой-Муран и другие.
(Сообщение ученика о Филиппове Д.А.)
(слайд 14 – кинохроника «Северо-Западный фронт»)
Большая группа хангаласцев воевала на Северо-Западном фронте в составе 19-ой отдельной лыжной бригады. В ней числилось 196 якутян. Лейтенант Иван Филиппович Шевелев из села Октемцы командовал взводом лыжников. В одном бою он лично уничтожил 10 фашистов. Большинство якутян погибло в февральских сражениях на озере Ильмень. Спустя 25 лет был воздвигнут обелиск с надписью «Вечная слава воинам-якутянам, погибшим в боях за освобождение Старорусского района от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году».
(Сообщение ученика о Прокопьеве С.И.)
Блокада Ленинграда.
Вопросы:
Когда была полностью снята блокада Ленинграда? (Январь 1944 г.)
Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? (900 дней)
Через какое озеро проходила «Дорога жизни»? (Ладожское)
Наши отважные земляки также участвовали при прорыве блокады Ленинграда. Среди них: Дмитрий Алексеевич Филиппов, Егор Афанасьевич Филиппов из села Ой-Муран, Дмитрий Нестерович Самсонов из Малтаны и другие. Степан Тимофеевич Харитонов из Булгунняхтаха – рядовой 108 отделения мотострелковой разведроты. Ушел добровольцем на фронт в 1941 г. Апрельской ночью 1942 года группа разведчиков, среди которых был Степан Харитонов, получила задание захватить «языка». Разведчики выполнили задание, но схватка была ожесточенной. Прикрытые огнем Харитонова, его товарищи захватили пленного и отошли. Степан остался один… Это было 24 апреля 1942 г.
(слайд 17 – кинохроника «Освобождение Европы»)
В конце 1944 года Советская земля была полностью освобождена от фашистских захватчиков. Советская Армия приступила к осуществлению освободительной миссии. В этой великой миссии участвовали сотни сыновей нашего улуса. Например, участник Ясско-Кишиневской операции Михаил Васильевич Петров из села Кытыл - Дюра освобождал Западную Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, Чехословакию, Австрию. Воин из I Мальжагара Павел Филиппович Павлов освобождал концлагерь Заксенхаузен, где было замучено двадцать тысяч советских людей, знаменитый наш писатель, фронтовик, журналист Исай Прокопьевич Никифоров и многие другие.
(Сообщение ученика о Федорове И.А.)
(слайд 20 – аудиозапись «Взятие Берлина»)
Посланцы Хангаласского улуса прошагали по всем дорогам войны и дошли до Берлина. Началась знаменитая Берлинская операция. В битве за Берлин участвовало 22 хангаласца. Отличились Афанасий Филиппович Марков из 1 Жемкона, Егор Николаевич Киприянов из 2 Жемкона, Илья Степанович Голоков из Еланки и многие другие.
9 мая 1945г. Как долго ждал народ этого дня! Это был праздник со слезами на глазах.
После победы над фашистской Германией СССР, выполняя союзнические обязательства, объявил войну против милитаристской Японии. В разгроме Квантунской армии участвовало 145 хангаласцев. Они находились в составе 53-ей армии, переброшенной из Чехословакии, и 17-ой армии в составе Забайкальского фронта.
2 сентября 1945 года представители Японии подписали акт о безоговорочной капитуляции, так закончился последний аккорд Второй мировой войны, самой кровопролитной за всю историю человечества.
Война принесла горе и страдание в каждую семью. На фронт уходили семейные династии. Так, из I Мальжагара ушли 6 братьев Петровых, семь братьев Харитоновых; из Булгунняхтаха 6 братьев Петровых; из Тойон - Ары 5 братьев Соколовых; из Немюгюнцев 5 братьев Реевых, из Еланки 6 братьев Соколовых. (Сообщение о братьях Петровых)
Как и по всей нашей необъятной стране, в годы войны население нашего улуса жило и работало под лозунгом: «Все для фронта, все для Победы!». Они, несмотря на трудности и лишения, с честью выполнили свой гражданский и патриотический долг, находясь в глубоком тылу.
Ученик: - По неполным данным, жители улуса в годы войны в фонд обороны внесли деньгами 5.730.000 рублей, на строительство танковой колонны «Советская Якутия» - 1.116.135 рублей, на строительство санитарных самолетов – 18.207. Жители также приняли активное участие в денежно-вещевой лотерее, и подписались в размере 412.000 рублей. Также внесли 43.156 рублей на строительство и восстановление освобожденных территорий, 62.349 рублей – в помощь семьям военнослужащих. Кроме денежных средств, наши земляки отправляли на фронт и продукты на общую сумму 1.948.000 рублей, и теплые вещи.
Героический труд тружеников тыла был высоко оценен советским правительством. За самоотверженный труд в годы войны 2081 хангаласец был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Известные и безымянные герои своей самоотверженностью на фронтах сражений и беспримерным трудом, терпя лишения, ковали Победу не только для себя и детей, но для всех будущих поколений. Наш долг сберечь и передать потомкам память о героизме, чтобы они знали, чем пожертвовали их предки за свободу страны. На алтарь Победы пришлось положить немало жертв. Но суровые испытания и невзгоды не сломили духа наших воинов, и они не дрогнули перед смертельной опасностью и оправдали высокое доверие своего народа.
Хочется сегодня вспомнить строки поэта Р. Рождественского:
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим….
Это нужно – не мертвым!
Это надо – живым!
И вот наш урок подошел к концу. На одном уроке невозможно объять все. Но я надеюсь, что эта тема заинтересовала вас. И я вас призываю: изучайте, исследуйте историю своей семьи, родного края. Именно из этих лоскутков состоит история всей Родины. Спасибо всем!
Д/з: Слайд 28 – Исследовательская работа - “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”.
Раздаточные материалы
Документ №1
Телеграмма
отдела пропаганды Якутского обкома ВКП (б) районным партийным организациям 30 сентября 1941 г.
Колхозники и колхозницы! Обеспечим теплыми вещами нашу Красную Армию, ведущую героическую борьбу против фашистских разбойников! Сдавайте для Красной Армии полушубки, овчины, валенки, фуфайки, белье, шерсть, рукавицы, шапки-ушанки, ватные брюки и другие теплые вещи!Рабочие и работницы, служащие и домохозяйки! Обеспечим теплыми вещами нашу Красную Армию, ведущую героическую борьбу против фашистских разбойников! Сдавайте для Красной Армии полушубки, овчины, валенки, фуфайки, белье, шерсть, рукавицы, шапки-ушанки, ватные брюки и другие теплые вещи!Комсомольцы и комсомолки! Организуйте сбор теплых вещей и белья для Красной Армии!
Граждане Советского Союза! Сдавайте теплые вещи и белье для Красной Армии, мужественно сражающейся с фашистскими бандами!
Чем ты помог фронту? Сдал ли ты теплые вещи и белье для Красной Армии?
ФНА РС (Я). Ф.3.Оп. 161. Д. 31. Л. 37
Документ №2
Выписка
из протокола №133 заседания бюро Якутского обкома ВКП (б)
о сборе средств в фонд постройки колонны танков
оября 1941 г.
3.Слушали: о сборе средств в фонд постройки колонны танков.
Постановили: в связи с поступившими предложениями трудящихся о сборе средств на строительство танков предложить городскому и районным комитетам партии организовать массовый , единовременный сбор средств среди трудящихся республики на строительство колонны танков для героической Красной Армии.
Данную работу провести не ослабляя сбора средств в фонд обороны Родины и досрочного погашения госзаймов.
Секретарь Якутского обкома ВКП (б) Н. Морозов
ФНА РС (Я). Ф.3.Оп. 43. Д. 116. Л. 61