Конспект классного часа Ради жизни на Земле, посвященного 70-летию Великой Победы в ВОв
Классный час на тему «Ради жизни на Земле…»
Звучит 1 куплет песни «Священная война»
Учитель: - Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин. 22 июня 1941 года на нашу Родину напала немецко-фашистская Германия. В то время в Германии правили фашисты во главе с Гитлером – жестоким и беспощадным поработителем других народов. Вместе со своими генералами он составил план быстрого захвата Советского Союза . Фашисты были уверены в своей непобедимости. И действительно, они завоевали много других стран и имели очень хорошее вооружение, технику, поэтому могли атаковать нашу землю с моря. С воздуха и на суше. Они хотели разгромить наши армию и флот, уничтожить большие города вместе с их жителями. А тех, кто уцелеет, сделать своими послушными рабами. Первыми приняли удар наши пограничные войска. Все они показали беспримерное мужество, сражаясь до последней капли крови. Особенно отличились защитники Брестской крепости. В начале войны фашисты были сильнее. Поэтому они захватили большое пространство и подошли к сердцу нашей родины Москве. Враги окружили кольцом блокады прекрасный город на Неве Ленинград (Санкт- Петербург). Девятьсот дней и ночей в окружённом городе защищались ленинградцы, но врага в город не пустили. За каждый клочок родной земли боролись наши войска на фронте. На занятой врагом земле воевали партизаны. А на Большой земле, там, куда враг не добрался, день и ночь работали советские люди: делали самолёты, танки, автоматы, снаряды и патроны. Повсюду можно было увидеть написанный крупными буквами лозунг: «Всё для фронта, всё для победы!» Весь народ яростно обрушился на врага. Долгие 1418 дней и ночей до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас, ради жизни на Земле… Сейчас Ибрагимов Асгат расскажет вам о судьбе ветерана Великой Отечественной войны Яушева Шамсутдина Хуснутдиновича.
Выступление с докладом Ибрагимова Асгата (презентация проектной работы)
Но не только взрослые боролись с врагом. Наравне с ними сражались и дети. Всем нам известны имена героев-школьников: пионеров, комсомольцев. Но сейчас я расскажу вам о самом маленьком бойце Великой Отечественной войны, награжденном боевыми медалями.
Презентация «Боец Алёшкин»
Слайд 2
Из приказа по 142 гв. сп № 013/П от 26.04.1943 о награждении медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги»:
… За время пребывания в полку с 8 сентября 1942 года вместе с полком прошёл ответственный боевой путь. 18 ноября 1942 года был ранен… Своей жизнерадостностью, любовью к части и окружающим, в чрезвычайно трудных моментах вселял бодрость и уверенность в победе. Тов. АЛЕШКИН любимец полка.
Думаете, на замполита-политрука характеристика? Нет. Хотя, в некотором смысле, пожалуй, да.
… Поднятая взрывом пыль развеялась. Тов. Алёшкин с ужасом понял, что снаряд попал аккурат в блиндаж командира полка. Подбежав, он сообразил, что в одиночку не справится с брёвнами накатов, и рванул к сапёрам. Сапёры быстро разобрали перекрытие; заваленный командир полка был жив и даже цел, только оглушён. А боец Алёшкин стоял рядом и, не скрывая радости, ревел в три ручья.
Когда ты теряешь уже второго отца, и твоё сердце от отчаяния стремительно проваливается в уже знакомую бездну, а потом взлетает ввысь, потому что на сей раз — счастье, он остался живой — разреветься немудрено. И уж конечно не стыдно, даже бывалому бойцу.
Особенно в шесть лет.
Слайд 3
8 сентября 1942 года разведгруппа 142-го гвардейского стрелкового полка (точнее, в то время — ещё пока 510-го «простого»; гвардейским он станет в декабре вслед за переименованием «своей»154-й с/д в 47-ю гвардейскую) в лесу в Ульяновском районе Орловской (ныне Калужской) области обнаружила предельно истощённого, покрытого коростами полуголого ребёнка на вид лет пяти, и вывела его в своё расположение.
Командир полка Михаил Данилович Воробьёв вспоминал:
Сережа едва стоял на своих тонюсеньких ножках и смотрел испуганно, умоляюще. В блиндаже все словно онемели. Хотелось ринуться туда, к линии окопов, чтобы вцепиться в горло первому же попавшемуся фашисту. Я подошел к нему, погладил по головке и спросил:
— Как же звать тебя?
— Серёжа.
— И фамилию помнишь?
— Алёшкины мы.
С фамилией Серёжа чуть напутал, что выяснилось уже потом: на самом деле он был Алёшков. И его история была по тем временам обыкновенной.
Жил он с матерью и старшими братьями в глухой деревушке Грынь почти посередине между Калугой и Орлом, у границы с Тульской областью. Когда ему было 5 лет, началась война. Двое старших братьев пошли на фронт. Пришли немцы. Неизвестно, чем им не глянулся десятилетний Петя Алёшков, последний из Серёжиных старших братьев, но устанавливавшие в деревне новый порядок немецкие солдаты его убили. И бросившуюся к убитому сыну мать — тоже убили. А на замершего в шоке Серёжу пули пожалели, просто отпнули в сторону, чтобы не мешался.
Народ побежал от немцев в лес, Серёжа было побежал вместе с людьми, но быстро потерялся. Сколько он бродил по лесу, он так и не вспомнил; может, дней пять, а может и целую неделю. Если бы не лесные ягоды, так бы там и сгинул; когда разведчики его нашли, он даже плакать не мог.
Слайд 4
Командир полка небезосновательно рассудил, что, хоть на фронте и опасно, но ребёнок окрепнет, будет сыт, одет, и под постоянным контролем старших.
Слайд 5
Сергей стал воспитанником полка (термин «сын полка» войдёт в обиход позже, ближе к концу войны, видимо, с подачи писателя Катаева), в котором его невесёлую историю знали все. Лично, конечно, на передовой не сидел и по немцам не стрелял (хотя и мечтал). Но балластом тоже не был: каждое утро являлся в штаб и докладывал о прибытии для несения службы. А дел было много, в том числе и тех, что ему по силам. Он носил бойцам почту и патроны, в перерывах между маршами и боями читал стихи, пел песни. И, думаю, укреплял боевой дух бойцов полка так, как просто не смог бы ни один замполит или заградотряд.
18 ноября 1942 года Серёжа с бойцами попал под артобстрел и был ранен осколком в ногу. После лечения — к радости всего полка вернулся к своим. А потом, когда закончилась Сталинградская битва, командир к немалой Серёжиной радости решил его усыновить. Вскоре у него появилась и новая мама — комдив разрешил подполковнику Воробьёву жениться на его избраннице, старшине медицинской службы Нине Андреевне Бедовой. Заменивший Серёже Алёшкову отца Михаил Данилович Воробьёв в РККА с 1929 года, в первый бой вступил 25 июня 1941 года капитаном, начальником бригадной школы младших командиров. В 1945 гвардии полковник Воробьёв брал Берлин в должности замкомдива.
Слайд 6
И они прожили вместе долгую и счастливую жизнь. А Серёжу пришлось отправить в тыл — командование (вплоть до Верховного) без энтузиазма относилось к наличию несовершеннолетних в зоне боевых действий. И в 1944 году он попал в первый набор курсантов Тульского суворовского училища. Вместе с ним в ноябре 1944 начали учёбу 83 ленинградца и больше 30 сынов полка и юных партизан. Сергей окончил училище в шестом выпуске, в 1954 году (а в 1960 оно было расформировано).
Слайд 7
О дальнейшей судьбе Сергея Андреевича Алёшкова сведений мало. Известно лишь, что всегда — на каникулы, а потом в отпуск — приезжал в гости к приёмному отцу, служил в армии, последнее время жил в Челябинске, встречался со школьниками. Умер самый юный гвардеец и кавалер медалей «За боевые заслуги» и «За отвагу» рано, в 1990 году.
Слайд 8
Но жизнь героя все-таки продолжается: в его детях, внуках и правнуках…
Учитель: - Эти два совершенно разных героя, каждый по-своему, сражались с фашистами ради жизни будущих поколений, ради мирного неба над головами их потомков. Мы в неоплатном долгу перед всеми героями, павшими и ныне живущими. Низкий поклон им и вечная память…
Чтение стихов детьми:
1 уч.
Как тяжело, когда идет война,Солдаты гибнут, умирают дети, Я не хочу, чтобы была она Ни в телевизоре, ни на планете.2 уч.
Пусть войны на земле совсем замрут И никогда не запылают снова.И в каждом доме будут счастье и уют,И люди не останутся без крова!
3 уч.Лежат в шкатулке прадеда медали,
На стенах фотографии висят,А мы, признаться, лишь в кино видали,Как бьет в броню осколочный снаряд.
4 уч.Но в каждом доме помнят День Победы,И песни фронтовые вновь слышны,И по рассказам бабушки я поняла,Как хорошо на свете без войны!!!
5 уч.
Как хорошо проснуться на рассвете,
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны!!!
Учитель :
Ради счастья и жизни на свете, Ради воинов, павших тогда, Да не будет войны на планете Все (хором). Никогда! Никогда! Никогда! Учитель:Пусть солнце утопит всю землю в лучах! Пусть! Пусть мирные звезды сияют над ней! Пусть! Пусть дышится глубже, спокойней, вольней! Пусть! Пусть! Пусть! Все дети исполняют песню «Солнечный круг».