план-конспект интегрированного урока-путешествия по математике на тему Выражения а+4, а-4 (1 класс)


Урок-путешествие
(интегрированный урок: математика + обучение грамоте).
1 класс
Тема: Выражения а+4, а-4.
Цель урока: Познакомить с буквенными выражениями а+4, а-4.
Задачи: 1. Образовательные: познакомить с составлением, чтением, записью буквенных выражений;
Совершенствование умения решать задачи разных видов и ориентироваться в геометрическом материале.
Формирование умения работать самостоятельно.
2. Развивающие: Развитие логического мышления, творческого воображения, внимания памяти, познавательной деятельности и творческих способностей обучающихся.
3. Воспитательные: Воспитывать положительное отношение к учебному процессу, интерес к предмету.
Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу.
Оборудование: карточки для устного счета,карточки для индивидуальной работы.
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Стали мы учениками
Соблюдаем режим дня
Утром мы, когда проснулись
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья
Руки  вверх и руки вниз
На носочках поднялись.
То присели, то нагнулись,
И опять же улыбнулись.
II. Проверка домашнего задания.
III. Всесторонняя проверка знаний.
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие,
-А вот с кем мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Бабушка девочку очень любила,
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
А ну, подскажите мне имя ее.
-Да, сегодня мы будем помогать Красной Шапочке попасть домой к бабушке. Путешествие далекое, интересное, но достаточно опасное, так как на нашем пути могут встретиться всякие неожиданности. Я думаю. Что мы с вами обязательно справимся, ведь все ученики нашего класса смелые, дружные, сообразительные и находчивые.
-Поможем Красной Шапочке?
-Проверим готовность.
1. Систематизация знаний.
1.Положи в корзину недостающие предметы.
-Как узнали, что нужно положить в корзину?
2. Найдите в этих предметах 3 объединения (форма, цвет, размер).
3. Поможем К.Ш. собрать бусы для бабушки (придумай ряд, содержащий закономерность).
4. Установи закономерность и продолжи ряд.
-10. 8. 8, ….
-0. 3, 6. …..
-9, 7, 5, …..
-1, 3, 5,…..
5. Логическое упражнение (сколько кубиков)
6. Математический треугольник (в пустые клетки надо вставить числа так, чтобы сумма всех чисел, расположенных вдоль каждой стороны, равнялась 9)-
-Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями. Мы можем смело отправляться в путешествие с К. Ш.
-Итак, в путь! Идем по лесу.
2. Физкультминутка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают
В поле бабочки летают
Раз, два, три, четыре
Полетели, закружились.
7. –Тихо, ребята, будьте внимательны. Кто это подстерегает К. Ш.?
День и ночь по лесу рыщет
День и ночь добычу ищет
Ходит-бродит он молчком
Уши серые – торчком!
-Он интересуется, сможете ли вы расставить знаки + или -.
-Чтобы он нас не съел и пропустил, давайте думать.
5…3=8          6…1…3=4
7…2=5          1…3…3=7
8…6=2           4…1…2=7
9…7=2           8…2…1=7
-Молодцы, ребята! Волк пропускает нас дальше.
8.-Ребята, куда идти дальше?
Посмотрите, на дороге лежит камень. Убрать мы сможем его только после того, как познакомимся с новой темой урока.
IV. Работа по новой теме урока.
1. Актуализация опорных знаний:
- Какие выражения вы знаете? (числовые и буквенные).
- Какие выражения называются числовыми? Почему?
- Какие выражения называются буквенными? Почему?
2. Объяснение нового материала учителем в ходе выполнения задания.
№1 с.157: Заполните таблицы простым карандашом.
V. Рефлексия. Закрепление нового материала.
1. Работа по учебнику.
а) Задание №2 с.157 (письменно по рядам): 1 ряд – 1 столбик, 2 ряд – 2 столбик, 3 ряд – 3 столбик. Винни-Пух решил примеры. Проверьте.
б) Задание №3 с.157 (письменно):Прочитайте. Сравните задачи. Решите их.
2. Физкультминутка (для правильной осанки).
Приседаем на уроке.
Встанем прямо, руки в боки
Дышим носом глубоко
Поднимаемся легко (приседания)
Наклоняемся вперед
Прогибаемся назад.
Как деревья ветер гнет,
Так качаемся мы в лад.
(наклоны взад-вперед)
Головой покрутим
Так мы лучше думать будем!
Поворот и поворот,
А потом наоборот.
(вращение головой в стороны)
Встанем дети на мысочки,
Руки тянем в потолок.
(потягивания-руки вверх)
На зарядке ставим точку,
Продолжаем наш урок (за парты).
9. - А сейчас мы с вами оказались на волшебной поляне. Но ничего не видно, потому что туман на поляне.
-Чтобы туман рассеялся, надо составить из рассыпавшихся слогов слова, разделить на слоги, поставить ударение, подчеркнуть опасные места (работа в парах)
-А печатать слова мы будем на солнышке, которое нам поможет в том, чтобы туман рассеялся.
-Работаем в парах дружно. Начали.
-Закроем глазки и подождем, пока туман рассеется (звучит мелодия)
10.-Что это? Озеро? Как же мы переправимся на другой берег?
-Скорее в лодку!
-Но что это? В лодке вода.
-Скорее ищите трещину, пробоину в лодке.
Учащиеся проверяют ответы.
3+3=6          3+0=4
6+4=9          9-7=2
8-6=1           2+6=8
7-2=5           10-5=6
-Пробоины найдены.
11. – Последнее препятствие мы одолели. И уже виден домик бабушки. –Давайте покажем К. Ш. свою смекалку.
Задание 1.
-Составить домик из 6 полосок, а затем переложите 2 полоски так, чтобы получился флажок (одного к доске)
Задание 2.-Расположите 4 стула так , чтобы у каждой стены стояло по 2 стула.                                                                                                                               
-Молодцы , ребята ! Вы настоящие друзья, смелые,находчивые, сообразительные .
-Расшифруйте слово, которое написала Красная Шапочка .
1+8=…       С          9-4=…        А          4+4=…        И
3+3=…        П          9-6=…        О         2+5=…         Б
VI. Подведение итогов урока.
-Ну, вот и закончилось наше путешествие.Впереди у нас будут и другие. А что вам понравилось в этом путешествии?
- Благодарю за активное участие. За то, что вы были дружными и усердными , благодаря чему справились со всеми препятствиями, К. Ш. приготовила вам небольшое вознаграждение.
VII. Домашнее задание: с.159 №4: Запишите разность числа 4 и а. Найдите значение выражения, если а=4; 0.
VIII. Оценивание знаний учащихся (с комментированием).
ПОЗНАНИЕ МИРА. 1 КЛАСС
Тема: Значение растений в жизни животных.
Цель урока: Обобщить знания детей о растениях и животных; создать на уроке условия для определения учащимися связей между растительным и животным миром.
Задачи урока: 1. Обобщить знания детей о растениях и животных; создать на уроке условия для определения учащимися связей между растительным и животным миром, формировать представления об экологических связях; способствовать укреплению знаний о природе; пополнять активный словарь учащихся;
2. Развивать мыслительные операции анализа, обобщения; развивать связную речь учащихся;
3. Воспитывать экологическую культуру.
Оборудование: иллюстрации по теме урока.
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой.
- Прозвенел звонок на урок. Урок начинается. Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы.
II. Мотивация к учебной деятельности.
В школу мы пришли учиться.
В жизни это пригодиться.
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам всё постигать.
Учитель: Выделите в стихотворении ключевую фразу. Объясните, почему вы так считаете
Сегодня на уроке все мы разделимся на 3 группы: «Ботаники», «Зоологи», «Экологи»
1. Актуализация опорных знаний.
Задание:Отгадайте загадки, которые для вас подготовили ребята из группы « Ботаники». Разделите отгадки на 3 группы. Назовите их.
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей (береза)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи (Малина)
Держит девочка в руке
облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него –
и не будет ничего (Одуванчик)
У меня длинней иголки,
чем у елки.
Очень прямо я расту
в высоту (Сосна)
Была зеленой, маленькой.
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я
И вот теперь я спелая. (Смородина)
Стоят в поле сестрички -
Желтый глазок, белые реснички (ромашки)
Как одним словом называются деревья, кустарники и травы? (Растения)
Кто из вас догадался, что изучает наука ботаника? Почему эта группа называлась
« Ботаники»?»(Ботаники изучают растения)
Задание: Внимательно послушайте, что для вас подготовили ребята из группы «Зоологи». Разделите отгадки на 3 группы. Назовите их.
1 ученик: Отгадайте:
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
2 ученик:
Заяц – одно из кротких животных на свете. Зайцы передними лапками роют в земле норки. Днем он спит, ночью выходит на кормежку. Зимой он питается только корой деревьев. Чаще всего грызет он молодые осинки, березки, ивы. К зиме зайцы линяют – меняют свой наряд. Новая шерсть у них вырастает густая, теплая.
3 ученик:
Все называют зайца трусишкой. В действительности зайцы вовсе не трусливы. Если какой-нибудь пернатый хищник настигает зайца, то он ложиться на спину и отбивается сильными ударами лап. Но бывает и так, что орлу или лисице удается схватить зайца за шерсть со спины или зада. Тогда кусок кожи, схваченный за шерсть, легко отрывается и остается в зубах хищника, а сам заяц благополучно убегает. Обнаженная часть тела быстро заживает, покрываясь новой шерстью.
4 ученик:
Вспомните сказку «Теремок». С кем жил в теремке еж? ( с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой).
Такое бывает только в сказке. Но на самом деле им втроем никогда не ужиться: съел-бы еж своих соседок – мышь и лягушку. Да и в теремке он бы ни за что не поселился. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Мал еж, да никто ему не страшен. Свернется в клубок, растопырит иголки – попробуй тронь. Еж питается насекомыми, мышами, лягушками, фруктами. Зимой спит, зарывшись в листья, в сено или забравшись под кучу хвороста.
3 ученик:
А теперь отгадайте животное по описанию.
Это лесная кошка. Хвост у неё короткий, на ушах кисточки. Она очень ловкая: не только прекрасно лазает по деревьям и скалам, но и быстро бегает, делает прыжки до 4 метров , хорошо плавает. Любимая её добыча – зайцы, тетерева и куропатки. Она – хороший охотник.
Кто это?
Легко лазает по деревьям и скалам, рысь выбирает удобное место, с которого молниеносно бросается на жертву. Зубы и когти у рыси огромные и очень острые.
Учитель: О ком нам рассказали ребята-зоологи. Как одним словом назвать зайца, ежа, рысь? (Животные)
- А какие бывают животные? (Дикие и домашние)
- Чем отличаются дикие животные от домашних?
Какое из этих животных лишнее? Почему? (Заяц – травоядное животное)
Учитель:
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о растениях и животных)
- Верно, сегодня мы поговорим о растениях и животных.
- Как можно одним словом назвать растения и животных? (природа)
- Уточните, к какой природе относятся животные и растения? ( к живой)
- По каким признакам мы определяем объекты живой природы? (это все что дышит, питается, размножается, растет)
-О ком рассказывала группа «Зоологи»? ( о животных)
Кто из вас понял, что изучает наука Зоология.
(Зоологи изучают животных. )
Физкультминутка
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг …….(природа).
А теперь слово предоставляется группе «Экологи»
Экологи напоминают правила поведения в природе.
1. Не рви цветы. Пусть красивые растения останутся в природе.
2. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе.
3. Не разоряй муравейники.
4. Не лови диких животных и не уноси домой. Условия неволи не заменят им природной среды.
5. Не ломай ветви деревьев. Растение – живое существо.
6. Будь осторожен с огнем. Помни, что из 1 дерева можно сделать миллион спичек, а 1 спичкой сжечь миллион деревьев.
4) Введение в тему.
Учитель: Так кто же такие Экологи?
Воздух, вода и вся другая неживая природа, в которой обитают сообщества растений и животных, называется окружающей средой. В лесу своя окружающая среда, в пустыне — своя, в озере и море — тоже своя. Растения и животные на протяжении тысячелетий привыкли жить именно в своей окружающей среде. Это их дом. У зайца свой дом — лиственный или смешанный лес, у обезьяны — тропический лес, у белого медведя — тундра или полярная пустыня, а у льва и жирафа — саванна. Привыкли они к врагам и соседям: зайцы к волкам, антилопы ко львам и гепардам.
Сообщества растений и животных вместе с окружающей их средой называют экологической системой. Экологические системы везде свои - в лесу своя, в озере своя, в океане тоже своя. А наука, которая изучает, как сообщества растений и животных взаимодействуют между собой и окружающей средой, называется _______экологией (хором)
Экология — наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.
Кто готов повторить определение экологии?(Учитель спрашивает 3-х учеников).
Само же слово “экология” образовалось из двух греческих слов: “экос”, что значит “дом”, и “логос”, что значит “наука”. Экология — наука о природном доме.
5) Работа по теме урока:
Посмотрите на доску. Как красива наша живая природа!
- Есть на нашей планете 4 царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря. Это царства животных, царства растений, царства грибов, царства бактерий.
-как вы думаете , о каких царствах мы будем говорить сегодня? ( О царстве растений и царстве животных)
РАБОТА В ГРУППАХ.
Каждая группа получила полоски со словами. Задание: Прочитайте слова, подумайте, как они связаны между собой. Расположите полоски в логической последовательности. Объясните, почему так расположили полоски?
Задание: для 1 группы.
- Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.
растение - кислород – животное
Итак, какой 1 вывод мы сделаем. Какую роль играют растения в жизни животных?
(Растения выделяют кислород, необходимый для дыхания животных.)
Задание: для 2 группы.
- Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.
1 мини группа: птицы – гусеницы – листья;
2 мини группа: сова – зерно – мышь;
3 мини группа: бабочка-нектар- синица.
Итак, какой 2-ой вывод мы сделаем: Как еще связаны растения и животные?( растения являются пищей для животных)
Почему я составила этот ряд картинок?
осина – заяц – волк
дуб – кабан – рысь
трава – лось Подумайте, полный ли третий ряд картинок? Кого не хватает?
(3 группа – не хватает звена, нет хищника.)
(Волк.)
А если я составлю такую цепочку: трава – волк. Будет ли она верной?
- Могут ли хищники прожить без растений?
(Да.Нет.)
- Почему? Что произойдёт?
(Если не будет растений, травоядным нечем будет питаться.Хищники погибнут.)
Вывод: Растения являются пищей для животных.
Учитель: (Иллюстрация)
Деревья, травы, кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ строят на свету свои листья. Тут как тут любители зеленых листочков — травоядные животные. Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они судовольствием едят эти растения. Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники — волки, лисы и рыси.Но ведь и волк, и лиса, и рысь тоже не бессмертны. Проживут свое и умрут. А после смерти органические вещества, из которых состоят их тела, под действием бактерий разлагаются и превращаются как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям.
Вот это и есть экологическая цепочка или экологическая система, в которой каждое растение или животное как бы дополняет всех остальных и не сможет без всех остальных прожить.
Задание для 3 группы.
- Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.
1 мини группа: гнездо – птица- сухая трава
2 мини группа: сухие листья – дупло - белка
3 мини группа: кора деревьев – насекомые- дупло дятла
3-ий вывод: из растений животные строят свой дом (гнездо птиц), утепляют свои жилища в холода, в растениях животные прячутся от врагов.
Учитель:
Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи, с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).
6) Первичное закрепление изученного. Работа по учебнику (с. 63)
1) Чтение «цепочкой»
2) Ответы на вопросы учебника: перекрестный опрос между группами
3) Работа по «Дневнику наблюдений» (с 46)
7) Итог урока
Как связаны в природе царство растений и животных?
Что нового и интересного вы узнали на уроке?
8) Рефлексия
А теперь оцените свою работу на уроке:
Если вам урок понравился, вы хорошо работали и узнали много нового, закрасьте серединку ромашки желтым цветом.
Если работали не в полную силу – закрасьте зеленым цветом.
А если чувствовали себя на уроке не комфортно – пусть ромашка останется серенькой.