Статья Научно-исследовательская деятельность учящихся как условие формирования творческой личности
Шестернина Юлия Михайловна,
учитель английского языка
высшей категории
Научно-исследовательская деятельность учащихся как условие формирования творческой и самостоятельной личности.
Во все времена происходило непрерывное развитие человечества в целом и человека в частности. Изменение условий жизни влекло за собой изменение каждого субъекта. Это непрерывный процесс, продолжающийся в настоящее время. Развитие общества влечет за собой новые стандарты и предъявляет новые требования к личности. Сегодня важным вопросом в современной системе образования является формирование самостоятельной личности. Не секрет, что новые стандарты образования ставят перед нами, педагогами, главную цель – воспитание личности, способной к самосовершенствованию, готовой принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность за результат своей деятельности.
В социально-политическом плане государство выдвигает общие требования к гражданину страны, его мировоззрению и моральному облику, общественно значимым качествам. Программируется не процесс воспитания, а его результат на уровне гражданского идеала. Осуществляется переход от традиционной цели воспитания всесторонне и гармонично развитой личности к личности, способной к самостоятельному жизненному самоопределению, самоорганизации и саморазвитию. Необходимым также становится расширение возможностей для творческой интеграции личности в общество для личного счастья и социальной пользы. Все более четко вырисовывается социальный заказ на личность творческого типа, способную адекватно реагировать на изменяющиеся условия жизни, наиболее эффективно применять имеющиеся знания для достижения максимально положительного результата. Об актуальности воспитания творческой самостоятельной личности свидетельствует увеличение числа исследований, направленных на изучение данной проблемы и поиск путей и способов реализации поставленных целей.
В свою очередь, мы также задались вопросом выбора методов и средств для достижения вышеуказанных целей современного образования. Решением данной проблемы стала научно-исследовательская деятельность учащихся.
Любая серьезная работа требует системного подхода, без которого невозможно полное погружение учащегося в свою тему, способствующее активизации творческой активности и ответственного отношения ко всему процессу и будущему результату. Поэтому нами были разработаны принципы совместной деятельности руководителя научно-исследовательской работы и учащегося, ее выполняющего:
- принцип личностной направленности – при выборе тем мы всегда ориентируемся на индивидуальные особенности и интересы учащегося, это позволяет раскрыть внутренний потенциал творческой активности, так как мы всегда с большим увлечением изучаем то, что нам важно и пытаемся это усовершенствовать, поскольку понимаем предмет анализа и имеем к нему свое собственное отношение. Кроме того, подобная мотивация позволяет реализовать цель самостоятельной деятельности, поскольку никого не надо заставлять делать то, что и так делать интересно.
- принцип «шаговой доступности» - означает то, что, несмотря на самостоятельную активность учащегося и желание работать, появляются вопросы, требующие обсуждения, поэтому необходимо подсказывать верное направление, снимать возникающие трудности. Учащийся должен знать, что в любой момент он получит помощь в решении спорных вопросов.
- принцип периодичности – предполагает постановку конкретных задач и определение сроков их выполнения, включая мягкий, ненавязчивый контроль их реализации, что учит планированию деятельности, осознанию собственной скорости действий и самоконтролю. Причем, контрольные сроки в зависимости от учащегося могут варьироваться от нескольких дней до нескольких недель.
- принцип временной достаточности – говорит о необходимости начинать работу задолго до ее презентации на школьном НОУ, что позволяет спокойно, планомерно вникнуть в выбранную тему исследования, не просто изучить ее, а прожить в себе, понять свое отношение к ней, «переварить» глубоко на сознательном и эмоциональном уровне. Такой подход дает собственный взгляд на изучаемую проблему, раскрывает творческий внутренний потенциал личности и способствует формированию самостоятельного мнения. Чаще всего мы начинаем работать с начала учебного года, но иногда и этого времени не хватает на весь законченный процесс, и работа продолжается в следующем учебном году.
- принцип последовательности – раскрывается в требованиях к выполнению научно-исследовательских работ и предполагает следующие этапы:
Выбор темы.
Обсуждение проблемы, определение актуальности, постановка целей и задач исследования.
Поиск источников выбранной тематики с последующим изучением содержания.
Сравнительный анализ информации. Предварительные выводы.
Выполнение исследовательской или экспериментальной части работы на основе изученного теоретического материала.
Итоговые выводы.
Оформление работы в соответствии с требованиями.
Подготовка выступления на итоговой конференции с использованием компьютерной презентации.
Обсуждение этапов работы происходит в самом начале. Это позволяет увидеть всю предстоящую работу в системе, с полным осознанием своих будущих действий, что является условием самостоятельного действия, поскольку четко виден вектор всего научно-исследовательского процесса.
Применение данных принципов доказало свою эффективность не только проявлением интереса к научно-исследовательской деятельности со стороны учащихся, но и их результатами.
Год Тема научной работы Результат
2011 Роль игровых технологий в изучении английского порядка слов 2 место,
Международная научно-практическая детско-юношеская конференция ВШЭ
2012 Как стать знаменитым или секрет успеха Дэвида Бэкхэма. 3 место,
районная конференция НОУ
2013 Лучшая сказка на ночь. 1 место,
районная конференция НОУ
2013 Употребление английских артиклей. Проблемы и решения. 3 место,
городская конференция НОУ
2013 Влияние киноискусства Тима Бёртона на разные возрастные группы людей. 2 место,
районная конференция НОУ
2 место,
городская конференция НОУ
2013 Зависимость российских телешоу от американских. 2 место,
районная конференция НОУ
2014 Проблема необходимости внедрения «антипиратского» закона. 1 место,
районная конференция НОУ
3 место,
городская конференция НОУ
2014 Влияние американской рок-музыки на российских и американских подростков. 1 место,
районная конференция НОУ
2015 Влияние рок-музыки на российских и британских подростков. 1 место,
районная конференция НОУ
1 место,
городская конференция НОУ
2015 Проблема молодежного патриотизма в современном мире. 1 место,
районная конференция НОУ
3 место,
городская конференция НОУ
2015 Выпуск школьной газеты: трудности и пути решения. 1 место,
городская конференция НОУ
Подобные результаты – свидетельство необходимости данной работы, заинтересованности в ней учащихся, которые увидели в этом для себя возможности самореализации, применения своих творческих замыслов и проявления личностных стремлений при незаметной для них в процессе, но такой очевидной в результате серьезной практики самостоятельной деятельности и самосовершенствования.Для того, чтобы озвученные результаты не были только цифрами,
представляем вашему вниманию тезисы некоторых научных работ учащихся.
Бахтиярова Румия, 2 место,
Международная научно-практическая
детско-юношеская конференция ВШЭ.
Роль игровых технологий в изучении английского порядка слов.
Психологи давно установили, что игровые методы довольно эффективны при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сравнительно недавно эти знания стали применять при обучении детей иностранному языку. Об этом свидетельствуют и материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию психолого-педагогического факультета НГПУ, 2000 об обновлении и вариативности профессиональной подготовки специалистов в области начального и дошкольного образования (5), где было установлено, что в процессе игры дети гораздо эффективнее и результативнее усваивают новый языковой материал. Однако, наряду с положительными моментами таких важных в обучении игр, как сюжетно-ролевые, в работе Деркач, А.А., Щербак, С.Ф. Педагогическая эвристика. Искусство Овладения иностранным языком. /А.А. Деркач, С.Ф. Щербак – М.: Педагогика, 1991. (3) были выявлены и некоторые проблемные моменты. Оказалось, что нет разработанного комплекса ролевых игр под конкретные упражнения и тренировку отдельных тем, такие игры чаще становятся исключительно развлекательным моментом на уроке, теряя обучающий момент, или тренируют лексический компонент речи в ролевых диалогах или монологах. В свою очередь мы задались вопросом: а сможет ли игра решить задачу эффективного усвоения грамматического материала?
Для изучения данного вопроса был выбран грамматический материал: порядок слов в английском предложении и проведен его сравнительный анализ с русским порядком слов. Выявленные закономерности в построении предложений решено было представить детям с применением игровых технологий, в виде специально созданной ролевой игры. Эффективность использования игры проверялась результатами теста, которые выполняли дети двух групп 2 класса: экспериментальной (где данный грамматический материал был представлен в виде игры) и сравнительной (где правило было представлено обычным способом). В тесте было предложено выстроить правильный порядок слов в четырех предложениях. Оценка результатов выполнялась исходя из критериев: 4 правильных ответа – «5», 3 ответа - «4», 2 ответа – «3». Результаты теста показали чрезвычайную эффективность использования игровых технологий при объяснении грамматического материала: 100% качество выполнения предложенных заданий в экспериментальной группе против 69% - в сравнительной. Таким образом, можно сделать вывод, что игровые технологии действительно важны при изучении иностранного языка, не только как средство мотивации, языковой активности ребят, но и как хороший инструмент при объяснении нового грамматического материала.
Сказка“The family of the words” (Семья слов)
(рассказывается детям на русском языке)
Жила была семья (достается и показывается коробка с игрой): Sentence. И главным в ней всегда был папа: Мистер Подлежащее (показываем белый квадрат). Когда он что-то говорил, утверждал, то всегда стоял на первом месте, а мама: Миссис Глагол (достаются треугольники) – на втором. У них были детки: Действие и Дополнение, которые стояли после мамы (белый треугольник и черный квадрат).+
:
- ----_--_---_-----_-_
Но бывало и такое, что Миссис Глагол не всегда соглашалась с Мистером Подлежащим. И тогда после нее появлялась отрицательная частица: not.
: not
not not А когда Миссис Глагол хотела задать вопрос, тогда она вставала перед Мистером Подлежащим и спрашивала.
?
: ?
?
?
А их детки: Дополнение и Действие всегда вставали после мамы и папы. Они в этой семье появились самые последние, а, значит, и стоять должны были самые последние, после главных членов семьи. Так они и жили, не тужили, разговаривали, задавали вопросы, но каждый из них всегда знал свое место. От этого их семья была очень крепкой и не распадалась.
Распределение ролей / Сказка «Семья слов» / Бахтиярова Румия.
Бросаем кубик – выбираем предложение / Сказка «Семья слов» / Экспериментальная группа.
Вопросительное предложение / Сказка «Семья слов»
Отлично поиграли! / Роль игровых технологий в изучении английского порядка слов.
Шелехов Виктор,
1 место - районная конференция НОУ,
1 место - городская конференция НОУ.
Влияние рок музыки на подростков
Актуальность того, насколько сильно виляет на подростка его досуг, всегда была высока. Одним из главных развлечений каждого человека является прослушивание музыки. Рок-музыка за последнее столетие набрала множество фанатов по всему миру. Главной целью исследования стало выявление положительного или отрицательного воздействия данного стиля музыки на каждого из нас. Этот вопрос изучали многие ученые. Так, Лепешкина Е.В. в своей статье "Воздействие музыки на статус человека" говорит о некоторых позитивных чертах рок музыки, таких как увеличение концентрации и активности, устранении страха перед обществом. В то же время иностранный ученый Элмер Дин в своей статье "Негативное влияние рок музыки" говорит о том, каким образом рок разрушает наше здоровье и психическое состояние. В различных источниках было описано множество последствий от прослушивания данного направления. Однако прийти к единому выводу не удалось. После этого встал вопрос: "Какое именно влияние рок-музыка оказывает на подростка?"
Для изучения данного вопроса было создано две теории. Первая теория была о положительном влиянии рок-музыки на физическое состояние подростков. Вторая теория была о положительном влиянии рок-музыки на психологическое состояние. Во время работы было найдено множество информации об отношении ученых из разных стран (Великобритании, России) к данному направлению. После анализа таблицы (см. ниже) можно было с уверенностью сказать, что отношение к рок-музыке в разных странах имело определенные сходства, опровергающие обе теории. Для более глубокого изучения проблемы, было решено устроить социальные опросы в обеих странах (при помощи интернета). Результаты исследования показали не только схожесть в отношении к этому музыкальному направлению, но и преобладание негативного влияния рок-музыки на подростков.
Проблема Мнение российских ученых Мнение британских ученых
Люди становятся антисоциальными, если они слушают рок Подтверждают Опровергают
Концентрация людей улучшается во время прослушивания рок-музыки Подтверждают Подтверждают
Ухудшается слух
Подтверждают Подтверждают
Люди теряют самоконтроль
Подтверждают Подтверждают
Рок-музыка имеет в целом отрицательное влияние на психику подростков Подтверждают Опровергают
Рок-музыка может стать причиной мгновенной потери зрения Подтверждают Подтверждают
У людей возникает основание употреблять наркотики (пропаганда в текстах песен) Подтверждают Подтверждают
Люди становятся агрессивными вследствие увеличения гормонов в крови Подтверждают Подтверждают
Слушание рок-музыки может стать причиной появления тремора рук Подтверждают Подтверждают
У людей появляется стремление активно действовать после прослушивания рок композиций Подтверждают Подтверждают
Рок-музыка – угроза здоровью подростков
Подтверждают Подтверждают
Таким образом, можно сделать вывод, что хотя рок-музыка и имеет несколько положительных черт, отрицательного влияния гораздо больше. Более того, данный тип музыки разрушает психику и физическое здоровье подростков, а они даже не знают об этом. Эта проблема очень актуальна в наши дни и требует огласки, потому что около 60 % подростков слушают рок-музыку. Даже если это твое любимое занятие, всегда нужно помнить о последствиях!
Призеры и победители городского НОУ - 2015