Статья Формирование творческой личности – необходимое условие подготовки специалистов
Формирование творческой личности – необходимое условие подготовки специалистов
Учитель, вдохнови меня на творчество.
Ш.А. Амонашвили
Переход к информационному обществу требует воспитание граждан, способных к самостоятельному принятию наиболее верных и нравственно-ответственных решений. Для современной системы образования нашей страны актуальной становится проблема создания условий для обеспечения развития творческого потенциала личности.
Для этого необходимо развивать свой «человеческий капитал» - компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни страны.
Специалист XXI века должен уметь самостоятельно не только находить нужную информацию, но и грамотно использовать её в своей работе. А для этого необходимо активное включение обучающихся в деятельность творческого характера с последующим развитием творческих способностей.
Наиболее четко характерные особенности творческой (креативной) личности определены в концепции доктора психологических наук, профессора, главного научного сотрудника Психологического института РАО г Москвы Д.Б.Богоявленской, которые она разделяет на две группы:
Инструментальные:
специфические стратегии деятельности (быстрое усвоение информации, высокая успешность действий, выдвижение новых целей активности, изобретение новых способов деятельности);
индивидуальный стиль деятельности;
самодовлеющая система саморегуляции субъекта;
высокая структурированность знаний.
Мотивационные:
повышенная избирательность, чувствительность;
увлечение определенным делом;
познавательная потребность;
заинтересованность парадоксальной информацией;
непринятие стандартных задач и готовых ответов;
высокая критичность;
стремление к совершенству.
Творчество - явление многогранное. Это, прежде всего, творческий потенциал, активность и инициативность. Творческий потенциал- проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости. Динамика развития творческого потенциала личности обширна. Это:
способность открытия нового знания;
появление новых мотивов, целей учебной деятельности;
владение новыми для личности способами деятельности;
импровизационность, как способность внезапно принимать решение;
креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.
Творческое начало в человеке - это стремление к прогрессу, к совершенству. Процесс обучения, ориентированный на развитие творческого потенциала личности, обеспечивает усвоение обучающимися новых способов мышления и опыта учебно-творческой деятельности. Основные составляющие учебно-творческой деятельности, формирующейся в процессе образования и направленной на развитие нестандартного мышления личности, следующие:
самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию;
видение новой функции объекта;
обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации;
установление целостной структуры объекта;
разработка и учёт альтернатив при решении проблемы;
комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности (импровизация) при решении новой проблемы.
Главной задачей профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками по специальности, по организации трудовой деятельности. Педагогический коллектив колледжа воспитывает у учащихся самостоятельность, творческий потенциал, активность, умение быть востребованными в современном обществе.
Эффективным направлением учебно-творческой деятельности обучающихся являются нетрадиционные уроки, которые помогают формированию творческо-инновационной деятельности преподавателя и обучающегося. В процессе преподавания преподаватели используют нестандартные виды уроков: конференцию, урок-лекцию, урок-путешествие, химический консилиум, урок-соревнование, урок-учёный совет и т.д. Использование игровых приемов в обучении (на уроке и во внеурочное время) служит средством, способствующим развитию познавательной активизации процессов непроизвольного запоминания, высокой структурированности знаний по изучаемому предмету, подготовке к трудовой деятельности по избранной профессии, углублению познания через эмоции, развитию логического и творческого мышления, воспитанию личности в коллективе. Деловая игра- это система ролевых функций и установок для моделирования и исследования возможных взаимоотношений, характерных для определённой профессиональной деятельности. В деловых играх формируется особый мир взаимоотношений, качественно отличающийся от традиционных учебных форм. Это отношения конструктивного сотрудничества и развития личного творческого потенциала каждого участника. Нестандартные виды уроков преподавтели колледжа проводят при разных типах урока.
Применение нестандартных форм контроля знаний способствует раскрытию творческого потенциала каждого обучающегося. Учащиеся приобретают умение работать в коллективе, анализировать, выделять главное, обобщать, работать с научной и дополнительной литературой. Во время проведения теоретических занятий для лучшего понимания и усвоения учебного материала преподаватель использует опорные конспекты, таблицы, схемы, которые способствуют активному включению каждого учащегося в учебный процесс.
Важным направлением в развитии творческого потенциала обучающегося является обучение умениям решать проблемные учебные задачи различными способами. Алгоритм выполнения подобных заданий способствует более быстрому включению учащихся в выполнение самостоятельной работы по вариантам с заданиями различной степени сложности. В ходе решения формируется высокая успешность действия, непринятие стандартных задач и готовых ответов. Обучающиеся учатся анализировать, разрабатывать проект деятельности, осуществлять рефлексию собственной деятельности, варьировать методы и приёмы деятельности с целью достижения поставленных задач. Решение упражнений и задач проблемного характера на уроках химии тренирует способность находить и высказывать собственные пути их решения.
Проведение теоретических, практических, самостоятельных занятий носит творческий характер, отражает специфику специальности в будущей деятельности специалиста. Творческий подход преподавателей проявляется не только в создании новых интересных процессов обучения, самостоятельных работах, но и в творческой деятельности учащихся. В течение обучения в колледже учащиеся принимают активное участие в проведении предметных олимпиад, недель, научных конференций.
Развитие творческого потенциала личности выступает гарантией того, что будущий специалист сможет ориентироваться и находить решения в любых ситуациях и вопросах профессиональной деятельности.
13PAGE 15
15