План-конспект воспитательского занятия на тему Правила дорожного движения (3 класс школы-интерната по слуху)


ГКОУ «Школа-интернат Костромской области
для обучающихся с ОВЗ по слуху»
План-конспект
внеклассного занятия для 3 класса
на тему
«Детям о правилах дорожного движения»
(в рамках месячника безопасности дорожного движения)
Подготовила воспитатель
Тихомирова Татьяна Дмитриевна
г. Кострома
2016
Цель: Создать условия для формирования у детей позитивного стремления быть грамотным и дисциплинированным участником дорожного движения.
Задачи:
- воспитательная: воспитывать сознательное отношение к своему поведению, чувство ответственности за себя и за других, самодисциплину;
- развивающая: развивать познавательную активность, мышление, внимание, память, слуховое восприятие; расширять знания детей о жанрах изобразительного искусства;
- обучающая: обучать правилам дорожного движения, расширять и закреплять знания о безопасном поведении на дороге; обогащать и закреплять словарный запас детей.
Словарь: ПДД - правила дорожного движения, пассажир, пешеход, водитель, пешком, проезжая часть, тротуар, обочина, нерегулируемый переход, пристегнуться ремнём безопасности, трамвай, поручень, место, подземный переход, пешеходный переход, дорожный знак, сигнал светофора, комиксы, надпись, серия, юмор, шутить.
Примечания: Занятие проводится в рамках подготовки к участию в общешкольной выставке-конкурсу комиксов на тему ПДД.
В ходе занятия педагог использует билингвистический подход (вербальное общение, жестовую и дактильную речь), следит за произношением детей и исправляет речевые ошибки.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией «Детям о правилах дорожного движения».
Предварительная подготовка: поиск материала, создание презентации.
Ход занятия:
Организационный момент.
Цель: организация детей, подготовка к работе, создание эмоционального настроя на работу.

Педагог: Дети:
Дыхательное упражнение:
- Делайте как я.
Вдох через нос-выдох через рот. Выполняют упражнение 3-4 раза.
     2) Восприятие речи на слух без ЗУА (для слабослышащих детей).
        - Никита, сядь. …
        -Женя, сядь… …
Восприятие речи по губам.
        - Наденьте аппараты. …
        - Алёша. Дети отвечают: «Я».
        - Ганира…  
- Сегодня на занятии будем смотреть,
читать, слушать, думать, хорошо говорить,
отвечать на вопросы.
- Что мы будем делать? «Будем смотреть, читать,
слушать, думать, хорошо
говорить, отвечать на вопросы».
   
Фонетическая зарядка.
«Расскажите про покупку, про Дети повторяют.
покупочку мою».
 
Речевой момент.
      - Какое сейчас время года? «Сейчас осень».
      - Почему ты думаешь, что осень? «Потому, что серое небо».
«Холодно».
«Идёт дождь».
    - Какие осенние месяцы ты знаешь?   «Сентябрь, октябрь, ноябрь».
- Какой сегодня день недели? «Сегодня …»
Основная часть.
1) Педагог: Дети:
- Ребята, посмотрите на экран. Что
Изображено на картинках? (Слайды 1, 2) Дети отвечают:
«Дорога».
«Пешеходный переход».
«Люди идут через дорогу».
- Как вы думаете о чём мы будем
сегодня говорить на занятии? Дети отвечают:
«Как надо переходить через
дорогу».
«Как надо вести себя на
улице».
- Верно. Прочитайте тему нашего занятия.
(Слайд 2) Дети читают:
«Детям о правилах дорожного
движения».
- Ребята, а вы знаете, что такое правила
дорожного движения? Дети отвечают:
«Как надо вести себя на улице».
«Чтоб не задавила машина».
- Правильно. Правила - это закон. Как
надо ехать, как надо идти, чтобы на улице
было безопасно. Правила надо соблюдать
всем – и тем, кто едет, и тем, кто идёт пешком.
Сегодня на занятии мы узнаем о правилах
дорожного движения больше.
- Прочитайте. (Слайд 3) Дети читают.

- Что такое «конкурс»? Дети отвечают:
«Соревнование».

- А что такое «комиксы» и «ПДД» вы
знаете? Дети отвечают: «Нет».

- Посмотрим дальше. Может быть кто-то
догадается. Я буду показывать, а вы читайте.
Педагог один за другим щелчком мыши выводит на экран 4, 5,и 6 слайды. Дети рассматривают картинки и читают текст, их сопровождающий.
- Ну, как, ребята, кто-то догадался теперь
какой был конкурс в школе № 35 в городе
Осинники? (Слайд 7) Дети отвечают:
«Это был конкурс рисунков».
- Правильно, это был конкурс рисунков.
Но это были не обычные рисунки. Это были
рисунки-комиксы.

- Что же такое комиксы? (Слайд 8)
Давайте, ещё раз посмотрим эти рисунки.
Педагог один за другим щелчком мыши выводит на экран 9, 10,и 11 слайды. Дети ещё рассматривают картинки. Педагог даёт время подумать над ответом, затем щелчком мыши выводит на экран слайд 12.
- Ребята, что общее во всех этих работах?
Педагог опять даёт время подумать над ответом.
Дети отвечают:
«На рисунках написано».
«На рисунках нарисована
дорога».
- Молодцы! Верно.
Скорее всего дети затрудняются с ответом.
Педагог щелчком мыши выводит на экран правильный ответ – отличительные признаки комиксов.
Дети вслух читают ответ –
текст лайда 12.
- Что же такое комиксы? (Слайд 13)
Можно сказать, что комиксы – это серия
рисунков на одну тему с надписями или
комиксы – это рассказ в рисунках.

- Комиксы придумывают на разные
темы. (Слайд 14)
Рисуют комиксы по сказкам, мультфильмам,
кинофильмам и книгам для взрослых и детей.
Бывает на оборот – сначала художник
придумывает и рисует комиксы, а потом по
комиксам делают кино.
Бывают учебные комиксы, которые рассказывают,
например, о явлениях природы или объясняют
какие-то правила, которые надо запомнить.

- Человека-Паука придумали в Америке. (Слайд 15)
Сделали о нём кино, а художники нарисовали комиксы.
Теперь их смотрят и читают во всём мире.

- Комиксы о Пифе придумал и нарисовал
французский художник Хосе Кабреро Арналь.
(Слайды 16, 17) Прочитайте, ребята. Дети вслух читают текст
к картинкам о Пифе.
- Как вы думаете, почему бывает гроза,
гремит гром, сверкает молния, идёт дождь?
(Слайд 18)
Художник в своих рисунках-комиксах с
юмором рассказывает нам об этом. По его
мнению, всё это бывает, когда облака на небе
хулиганят, шутят, пугают друг друга.
Педагог по ходу занятия объясняет смысл новых, непонятных для детей, слов, комментирует изображённое на картинках. Дети могут задавать вопросы по картинкам.
- А это комиксы на правила поведения
в транспорте и на дороге. (Слайд 19)
Посмотрите, какие здесь изображены
дорожные знаки? Прочитайте правила. Дети рассматривают
картинки и читают комментарии
к ним.
Каждое прочитанное правило обсуждается. Разбираются ситуации изображённые на картинках, как надо и как не надо поступать. Закрепляются новые слова.
- А на какую тему, ребята, были рисунки
на конкурсе в школе № 35 города Осинники?
(Слайд 20) И что такое ПДД? Возможно, кто-то
из детей сможет ответить верно:
«Правила дорожного движения».
- Молодцы, ребята! ПДД – это правила
дорожного движения.(Слайд 21) В городе
Осинники в школе № 35 прошёл конкурс
комиксов по правилам дорожного движения
- по ПДД.
- Ребята, подумайте, зачем правила
дорожного движения рисовать в комиксах?
(Слайд 22)
Педагог опять даёт время подумать над ответом. Возможно, кто-то из детей ответит правильно:«Чтоб лучше понять и запомнить правила». Скорее всего дети затруднятся с ответом. Педагог щелчком мыши выводит на экран правильный ответ.

- Когда читаешь правило и видишь
картинку к нему, легче понять и легче
запомнить, как правильно поступать,
а как не правильно.
- А вот какие комиксы по правилам
дорожного движения нарисовал для вас
художник. (Слайд 23)
- Давайте, внимательно рассмотрим каждую
картинку и запомним правила дорожного
движения, которые должен знать каждый!
(Слайд 24)
Слайды с 25 по34 включительно представляют собой иллюстрацию какого-либо правила дорожного движения:
«Переходи дорогу всегда только по пешеходному переходу!» ,
«Не катайся на роликах по тротуару!»,
«Автобус и троллейбус обходи всегда сзади, а трамвай – спереди!»,
«Не езди на велосипеде по дороге! Перейди дорогу пешком по пешеходному переходу и переведи велосипед!»,
«Если рядом с дорогой нет тротуара, иди по левой обочине дороги!»,
«Переходя дорогу по нерегулируемому переходу, дойдя до середины, посмотри на право!»,
«Не перебегай дорогу перед близко идущим транспортом!»,
«Переходи дорогу всегда только на зелёный сигнал светофора и по пешеходному переходу»,!
«Не играй рядом с дорогой!»,
«Не стой близко у края дороги!»
Каждое прочитанное правило обсуждается. Разбираются ситуации изображённые на картинках, как надо и как не надо поступать. Педагог задаёт вопросы, давая детям возможность самим догадаться, почему надо поступать в соответствии с данным правилом и чем чревато нарушение этого правила. Закрепляются новые слова.
- А эти рисунки на тему правил
дорожного движения нарисовали ребята. (Слайд 35)
Дети рассматривают картинки. Идёт обсуждение, что на них изображено.

- Посмотрите, ребята, где здесь просто
рисунки, а где комиксы? Дети отвечают,
объясняя свой ответ.
Оценочно-рефлексивный момент и итог занятия.
Педагог: Дети:

- Молодцы! Спасибо! (Слайд 36)
- Ребята, как вам кажется, вы хорошо
поработали? Дети отвечают:
«Да!»
«Хорошо!».
А кто работал лучше всех, как тебе
кажется, Артём (Никита, Женя…)? Ответы детей.

- Вам понравилось занятие? Ответы детей.
- Что мы делали на занятии? Ответы детей:
«Смотрели картинки».
«Отвечали на вопросы».
«Учили правила дорожного
движения».

- Что было трудно делать? Ответы детей:
«Говорить».
«Отвечать на вопросы».

- А что вам понравилось? Ответы детей:
«Понравились рисунки».
«Было интересно смотреть
рисунки».

- Как они называются? Ответы детей:
«Комиксы».

- Ребята, а вы бы хотели, сами
Принять участие в конкурсе комиксов? Дети отвечают:
«Да!»
- У нас в школе скоро будет проводиться
такой конкурс. Он будет называться «Дорожные
приключения Васи по пути в школу». Уже
сейчас можно начинать придумывать свою
историю. Что случилось с Васей по дороге
в школу? А потом её нарисовать в комиксах.
Спасибо за активную работу на занятии. Молодцы!
Занятие окончено.

При создании презентации использовались интернет-ресурсы (Слайд 37):
http://www.osinniki.org/2213-konkurs-komiksov-po-pdd.html;
http://tryslona.ru/buklet-po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya.html;
http://100oboi.ru/upload/iblock/1ea/100oboi_ru_komar_1-435_marvel_comic_spiderman.jpg;
http://vse-prikoli.ru/uploads/posts/2013-04/1366742191_7.jpg;
http://allforchildren.ru/humour/pif01.php;
http://www.malisham.by/work-data/media/163c0560d00890289b439cd3bb4836af.jpg;
http://girafejournal.com/detyam/uploads/posts/2014-11/1415780532_pdd-risunki-dlya-detey-30.jpg.