Конспект урока Определение механического и минерального состава почвы. Кислотность почвы
Тема урока: «Определение механического и минерального состава почвы. Кислотность почвы»
Цель: определить кислотность, структуру, водопроницаемость образцов почвы.
Задачи:
Образовательная: определить кислотность, структуру, водопроницаемость, засолённость образцов почвы.
Развивающая: содействовать развитию мышления, творческой деятельности, познавательных интересов, формировать ценностно-смысловую, коммуникативную, ИКТ- компетенции.
Воспитательная: воспитывать у обучающихся патриотизм, любовь к малой Родине.
Оборудование: компьютеры, штативы, реактивы, спиртовка, образцы почвы.
Ход занятия:
Организационный момент
Прежде чем начать наш урок мы с вами проведём небольшую подготовительную работу. Возьмём раствор, стоящий у вас и отфильтруем его. Это почвенная вытяжка, приготовленная заранее. Пока идёт фильтрация, мы с вами немного поговорим.
Как приготовить почвенную вытяжку?
Подготовка водной вытяжки почвы. Необходимо взять 25 граммов почвы из каждого образца, поместить её в колбу, добавить 50 мл дистиллированной воды. Взболтать содержимое колбы. Дать отстояться в течение 5-10 минут. Ещё раз взболтать, после отстаивания отфильтровать. (ответы детей)
Интенсивное воздействие человека на природу, негативные, часто необратимые последствия этого воздействия обусловливают необходимость глубокого и всестороннего анализа проблемы взаимодействия общества и природы. Главная задача человечества - поиск и разработка путей оптимизации взаимодействия общества с окружающей природной средой, поэтому необходимо иметь данные о динамических свойствах этих объектов, их изменении в результате антропогенного воздействия, предвидеть последствия вмешательства человека в ход естественных процессов. (Декларация по окружающей среде и развитию. Рио-де Жанейро.1992г.)
Вряд ли нужно доказывать, что основа любой экосистемы - благополучие почв, ????? обсудить с детьми
Актуализация
Проблема охраны которых в последнее время приобрела исключительную актуальность. Почвы являются главным богатством человечества.
Тема нашего урока: «Определение механического и минерального состава почвы. Кислотность почвы»
Для того, что бы приступить к занятию, необходимо вспомнить, что мы уже знаем о почвах.
Беседа с обучающимися:
1.Что мы называем почвой?
2.Какие свойства почвы вы знаете?
3.Как определить механический состав почвы?
4. Опишите методику взятия почвенных образцов.
Ответы детей.
Дети сами определяют цель урока. Целью урока является определение кислотности, структуры, водопроницаемость образцов почвы.
На протяжении ряда лет наша школа участвовала в экологическом проекте «Роль человека в сохранении устойчивости городских и сельских поселений». В результате нашей деятельности появился разработка маршрута экологической тропы.
При изучении водного объекта «Котлован» было выявлено, что по горизонтальному профилю происходит смена растительных сообществ, как в самом водоёме, так и в прибрежной зоне. Изменение видового состава в прибрежной зоне носило зональный характер. Одна из причин изменения – смена степени увлажнения территории. В тоже время, увлажнение оказало существенное влияние на особенности почвенного покрова исследуемой местности. В результате нами была выдвинута гипотеза, что эти изменения связаны с изменением количественных и качественных показателей почвы прибрежной зоны. С этой целью во время летних полевых исследований была определена зона исследования от уреза воды до 5 – 7 метров вглубь берег. На данной территории были взяты 6 образцов почв, каждый из которых содержал образцы почв 5 прикопок («метод конверта»). Глубина прикопок (10 – 15 см.) позволила исследовать свойства верхнего горизонта почвы.
Типы почв по механическому составу
Особенности скатывания почвы
Песчаная почва
Почва не скатывается в шарик
Супесчаная почва
Почва скатывается в шарик
Лёгкая суглинистая почва
Почва скатывается в толстую колбаску, которая ломается при изгибании
Суглинистая почва
Почва скатывается в колбаску с тонким кончиком, ломается при изгибании
Тяжёлая суглинистая почва
Почва скатывается в колбаску с тонким кончиком, при изгибе не ломается
Глинистая почва
Почва скатывается в колбаску, легко сгибается (не ломаясь) в кольцо
На сегодняшнем занятии мы продолжим работу и проведём некоторые лабораторные исследования.
Перед началом работы необходимо вспомнить правила техники безопасности. (работа с инструкциями на столах у обучающихся)
Лабораторные исследования
РАБОТА В ГРУППАХ (3 группы).
1.Определение водопроницаемости почвы
Водопроницаемость – это способность почвы пропускать через себя воду. Чем мельче частицы почвы, тем меньше её водопроницаемость. Максимальной водопроницаемостью обладают песчаные почвы.
Карточка-задание (1группа)
Ход работы
1. Отберите цилиндрический образец почвы. Для этого подготовьте консервную банку (удалите в ней крышку и дно) и вырежьте ею (этим цилиндром) образец почвы.
2. Налейте примерно 100 мл воды в широкий сосуд и поместите в него отобранный образец.
3. Отметьте время, за которое вода полностью впитается в почву.
4. Сделайте вывод о взаимосвязи типа почвы с ее водопроницаемостью.
2. Определение структуры почвы.
Структурная почва комковатая или зернистая, состоящая из комков до 10 мм в диаметре. Эти комочки включают минеральные частицы, склеенные гумусом. В таких почвах много воды и воздуха, которые вместе с органической составляющей обуславливают плодородие. Бесструктурные почвы состоят из очень мелких частиц - до 0,001 мм в диаметре. Поглощая воду, такие почвы образуют сплошную липкую массу
Карточка-задание (2 группа)
Ход работы
1. Возьмите немного почвы, разложите ее тонким слоем на блюдце и рассмотрите. Отметьте наличие или отсутствие структуры.
2. Добавьте немного воды. Образовалась ли при этом сплошная вязкая масса?
3. Сделайте вывод о структуре почвы.
3.Исследование почв на засолённость
1. Обнаружение карбонатов в почве.
Карточка-задание (3 группа)
Для этого на пробу почвы нанесите несколько капель 10%-ного раствора соляной кислоты. Если почва содержит карбонат-ион, то под действием кислоты начнется выделение углекислого газа. Почва как бы «вскипает». Почвы, «вскипающие» от 10%-ной соляной кислоты, относят к карбонатным. Интенсивность выделения углекислого газа, т.е. интенсивность "вскипания", (бурное, среднее, слабое) дает предварительную количественную оценку содержания карбонат - иона в почве.
2.Обнаружение солей натрия.
Как известно, ионы натрия легче всего обнаружить по характерной окраске пламени ярко-желтого цвета. Для этой цели используют нихромовую проволочку. Ее вначале прокаливают в пламени спиртовки докрасна, затем вносят в исследуемый раствор, а после - в пламя спиртовки (во внешнюю ее часть) и отмечают цвет пламени.
Определение кислотности почвы.
Определите кислотность почвенной вытяжки с помощью универсальной индикаторной бумаги.
По мере получения результатов идёт заполнение таблицы (на доске)
Итоговая таблица полученных результатов
№ образца
Тип почвы по механическому составу
Водопрони
цаемость
Структура
Кислотность
Содержание ионов
Cа
Na
1
супесчаная
2
суглинистая
3
суглинистая
Подведение итогов. Выводы.
Как вы считаете, что может повлиять на изменение растительных сообществ?
- кислотность почвы
-деятельность человека
Свойства почвы для поддержки естественных геосистем зависит от степени активности воздействия человека. Не только в промышленном масштабе, но и на бытовом уровне.
Что нужно сделать, что бы сохранить геосистему?
Практическое значение полученных знаний .
Отношение различных растений к реакции почвы
Интервал РН, благоприятный для роста
Сахарная свекла
7,0 – 7,5
Огурцы
6,4 – 7,5
Лук
6,4 – 7,5
Ячмень
6,0 – 7,5
Кукуруза
6,0 – 7,5
Соя
6,0 – 7,5
Горох
6,0 – 7,0
Бобы
6,0 – 7,0
Фасоль
6,4 – 7,1
Салат
6,0 – 7,0
Клевер
6,0 – 7,0
Подсолнечник
6,0 – 6,8
Просо
5,5 – 7,5
Рожь
5,0 – 7,7
Овес
5,0 – 7,5
Редис
5,0 – 7,3
Морковь
5,6 – 7,0
Помидоры
5,0 – 8,0
Картофель
4,5 – 6,3
Рефлексия.
Расскажите, какие знания вы получили на занятии?
Что нового вы узнали?
Чем важно это знание для Курской области?
Как эти знания вы можете применить на практике?
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Вывод: Почвы являются главным богатством человечества.
ђЗаголовок 215