«Метод проекта-как средство развития творческой активности младших школьников»
Метод проекта - как средство развития творческой активности младших школьников.
Выбор методов, средств, технологий обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями учащихся, под которыми ученые и практики понимают: освоение предметных знаний; умение применять эти знания на практике; овладение междисциплинарными умениями; коммуникативными умениями; умениями работать с информацией, представленной в различном виде; овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач; умения сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы и др. Все эти требования прописаны в новых образовательных стандартах.
Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод проекта. В настоящее время в начальном образовании наблюдается возросший интерес к этому методу, который может применяться при организации учебного процесса или использоваться при проведении внеурочных занятий. Такая форма организации деятельности позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Именно проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.
Внедрение таких новшеств актуально, так как за последние годы отмечается снижение познавательной и творческой активности учащихся, как на уроках, так и во внеурочное время. Известно, что познавательная деятельность учащихся складывается из творческой и репродуктивной частей. Они взаимосвязаны, находятся в определенном отношении, которое зависит от уровня подготовки учащегося. Развитие познавательных способностей детей в решающей степени зависит от их творческой деятельности. Причем наиболее эффективной является систематическая творческая деятельность учащихся. Эпизодическая же ее форма малоэффективна. Результаты наблюдения и анализа за деятельностью учащихся показали, что причинами снижения творчества школьников является: недостаточный интерес к содержанию изучаемого материала; отсутствие интереса к предлагаемым формам обучения; отсутствие практической значимости изучаемого материала. Ещё одна важная причина снижения творческой активности детей, на мой взгляд, - это негативное влияние цифровой техники. Яркие образы на экранах телевизора, компьютера, быстрая смена картинок притупляют восприятие ребёнка. Доступность и разнообразие развлечений подавляет интерес к учению, ведёт к лености, к нежеланию приложить усилия к действию, в том числе и к творчеству.
Творчество, по определению, взятому из энциклопедического словаря, - это "деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью" ["Советская Энциклопедия", 1980].Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. Творческая деятельность рассматривается нами как "деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности" [И. П. Волков, 1987)] : умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Следует отличать объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения творчество определяется его конечным научным продуктом научным открытием, изобретением. С субъективной точки зрения творчество определяется самим процессом творчества, даже если конечный продукт не обладает необходимой социальной ценностью и новизной.
Развитию творческой активности ученика всегда уделялось большое внимание и в настоящее время эта задача для педагогов особо важна. Это связано с тем, что, во-первых, творческая активность представляется одним из ключевых качеств личности, во-вторых, если мы признаем ученика субъектом обучения, то вопрос о его активности в учебно-познавательной деятельности должен лежать в основе решения всех остальных проблем. Ибо, по мнению философов, активность - это «первый и необходимый признак» субъекта, «отличающий его от объекта» [М.С. Коган]. В-третьих, активность не является неизменным наследственным свойством, она формируема. Исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации. И, наконец, актуальность исследований проблемы развития творческой активности обусловлена требованиями личностно-ориентированного подхода в обучении.
Личность ученика, реализуя определенную группу потребностей, развивает в себе те или иные свойства и качества, в том числе и творческую активность. Постоянно совершенствуясь и обособляясь, эти свойства и качества создают целостную личность, что и «позволяет определить активность как системообразующий фактор, основополагающее свойство развития личности ученика», которое определяет направленность человека. А направленность ориентирует внутренние силы организма, его энергию на равновесие с внешней средой.
Развитие творческой активности обеспечивает накопление системы знаний, определённых умственных приемов, операций мышления (анализа, синтеза, сравнения т.д.); приемов осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана, и т.д.); общих способов учебной работы (умение работать с книгой, умение слушать, наблюдать); перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач.
Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.
Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость. (А. А. Хромов) Это определение можно дополнить. Учащиеся при применении данного метода, приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. В ходе проектной деятельности учащиеся достигают цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом, обладающим субъективной и объективной новизной. Отсюда видно, что проектное обучение отличается от других форм деятельности:
-наличием идеи, предлагающей новое решение существующей проблемы;
-вещественной формой конечного результата; -необходимостью реализации проекта;
-возможностью массового использования и результатами проектирования.
В центре проектной деятельности находится ученик, у которого появляется возможность реализовать себя, проявить активность, ощутить успех. Ученик имеет возможность применить собственный опыт, соединить теоретические и практические знания, умения, навыки.
Исходя из этого, Е.Н.Землянская выделяет несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности,оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместнойработы и направит ее в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявить,какой информации или каких умений не достает);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированныевопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистическиевозможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: « Чему я научился?», «Чему мне необходимонаучиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность- время ,ресурсы; принимать решения; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Определённо, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. Но именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый для метода проекта, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Главное при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности детей.
Учитывая достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальной школе. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проекта с младшими школьниками.
При организации проекта важно помнить, что проект включает в себя следующие составляющие:
1.проблема
2. планирование
3.поиск информации
4.продукт
5.презентацияб.рефлексия
Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно начинать с 1-2 уроков, постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие. Следует отметить, что часто большую пользу приносят небольшие проектные задания, ориентированные на получение небольшого результата и предполагающие применение приобретённых в учебном процессе знаний. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, изобразительное искусство, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.
Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Но работа по проекту должна являться исследовательской. Поэтому важно с первых дней занятий познакомить учащихся с методами исследования и проводить уроки-тренинги, на которых дети будут учиться собирать доступную информацию и обрабатывать её так, как это делают учёные. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, ориентироваться на интересы ребят этого возраста, относящиеся к зоне их ближайшего развития. Проблема должна быть знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что ряд социально значимых проблем, с которыми могли столкнуться ученики начальной школы, не так велик, поэтому педагог может оказать помощь в разъяснении сути проблемы. Учитель вместе детьми ставит учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями, задаёт наводящие вопросы. Не предоставление готовой информации, а направление на самостоятельный поиск осуществляет педагог в процессе реализации того или иного проекта. Организация экскурсий, наблюдений, социальных акций, применение различных видов опроса необходимая и значимая деятельность при работе над проектом. Важным этапом работы является разработка плана действий, направленных на достижение желаемого результата. На начальном этапе способы совместной деятельности согласовываются с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности. Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности- презентация (защита) проекта. Защита проекта часто осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Для этого они готовят небольшое выступление с рассказом о своём проекте. Возможным результатом (продуктом) проектной деятельности младших школьников может стать альбом, газета, журнал, книжка - раскладушка, наглядные пособия, справочник, сувенир- поделка, сценарий праздника, фотоальбом, чертёж, экскурсия, гербарий, коллаж, коллекция. Для младших школьников важным моментом является тот факт, чтобы продукт его деятельности был представлен публично: на выставке, школьном стенде, опубликован в газете, показан по телевидению и тд. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, и почувствовали удовлетворение от своего творчества.
Важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая в начальной школе должна нести стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами, памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. А лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.
А.И.Савенков в книге «Методика исследовательского обучения младших школьников» предлагает 8 методов исследования: Подумать самостоятельно; Спросить у другого человека; Посмотреть в книгах; Посмотреть по телевизору; Получить информацию у компьютера; Понаблюдать; Провести эксперимент;Связаться со специалистом.
При выполнении проекта целесообразно привлекать родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
С этой целью можно проводить специальные собрания, консультации, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.
Следует учитывать, что участие в проектной деятельности возможно только на добровольной основе.
Работа в этом направлении может быть организована по методике А.И. Савенкова, используются следующие методические пособия: «Развитие логического мышления», «Развитие творческого мышления».
Метод проекта мной используется как на уроках, так и во внеурочное время. Если говорить об уроках, то в основном это окружающий мир и технология. Часто я эти уроки интегрирую. Например , при изучении во 2 классе темы «Времена года. Весна» дети выполняли групповой мини - проект, по продолжительности 2 урока. На улице март месяц. За ночь навалило сугробы снега. На уроке задаётся вопрос: " Какое сейчас время года?» Дети в затруднении ответить, вроде бы месяц весенний, а снега по колено. В результате спора и обсуждения приходим к мнению, что нужно определить признаки каждого из времён года, сравнить сопоставить с месяцами. Поставив цель, дети разделились на 4 группы по временам года, совместно определили план деятельности: прочитать учебник по данной теме, изучить дополнительную литературу ( она была заранее подготовлена), рассмотреть репродукции художников, изготовить аппликацию с изображением веточки дерева в разные сезоны . В течение первого урока дети изучали информацию и художественные материалы, вели обсуждения внутри группы. На 2 уроке они занимались творческой работой по изготовлению аппликации. Очень важно, что работа велась в группах и дети не боялись , что у них что-то не получится, поэтому все были активны, помогали друг другу. Было видно, что им эта деятельность очень нравится. Для аппликации ребята сами выбирали материалы и готовые детали. Было предложено: гофрированная бумага нескольких цветов, вата, заготовки веточек из салфеток. Необходимые инструменты : клей, ножницы, краски-гуашь. Когда работа была выполнена, ребята рассказали о временах года, об изменениях, которые происходят в природе, выяснили, что они происходят постепенно и с чем это связано. В ходе презентации дети представили свои работы. На этапе рефлексии каждый выразил своё мнение о работе, о том что получилось , а что нет. Конечно, организация такой деятельности дело хлопотное и требует большой подготовки, но результаты стоят того. Дети не просто получают знания, они учатся творчески подходить к любой работе, выполнять действия сообща, проявлять активность.
Если говорить о применении в начальной школе метода проекта во внеурочное время, то здесь открывается ещё больший простор для возможностей. Во-первых, нет такого ограничения во времени, во-вторых, выбор тем для проекта, связанных с проблемами, волнующими детей. Если тема проекта для ребёнка будет значима, это уже станет залогом проявления им творческой и познавательной активности. Второй момент, на мой взгляд, проявления и развития такой активности это работа в группе или в целом
коллективе, где каждый делает то, что у него хорошо получается и одобрительная оценка товарищей , чувство значимости для общего дела вызывает положительные эмоции у ребёнка. В то же время, глядя на деятельность других , ребёнок учится выполнять и другие действия, приобретает умения, которыми он не владел, постепенно, не испытывая при этом стеснения и неловкости.
Тема одного из таких проектов «С чего начинается Родина?». Этот вопрос у нас возник в связи с выбором направления, которое есть у каждого класса нашей школы. И так как мы с ребятами предпочли гражданско-патриотическое, эта тема стала для нас актуальной. Часто слышим слово Родина, произносим , а смысл понятен не всем. Почему иногда это слово пишут с заглавной буквы, а иногда со строчной? Сформулировали проблему, определили задачи и план совместной деятельности. И получился у нас информационно-творческий проект. Сначала собирали информацию. Дали определение понятию «Родина» и «родина», послушали песню «С чего начинается Родина...«Затем узнали какие памятные места расположены в нашем районе, посетили их, возложили цветы. Подробно из литературных и интернет источников собрали информацию. Не оставили без внимания и улицы, на которых живём. Мы не только много нового узнали о нашем месте жительства, но и создали классный альбом «Улицы, где мы живём», где постарались изобразить наши родные места. Ну и, конечно, родина начинается с близких нам людей. Для друзей мы изготовили книжки «О дружбе», для родителей-открытки . Презентация выглядела как устный журнал о памятных местах нашего района . Интересный проект был представлен в прошлом году «Безопасный город», город будущего, девиз которого «Здесь соблюдают ПДД, здесь не бывает ДТП. Презентация прошла в рамках городской акции «Безопасность на дорогах города». Проблема аварий на дорогах, несоблюдение правил важна и актуальна для всех. В результате нашего проекта был изготовлен макет города со знаками, дорожной разметкой, светофорами, пешеходами, машинами и зданиями. По нему можно изучать правила дорожного движения. Мы делали макет в прошлом году, и до сих пор детям нравится заниматься по нему. Это и игра, и занятие.
Индивидуальные проекты также побуждают учащихся к творческой активности. Ребёнок сам выбирает волнующую его проблему. Затем определяется тема, составляем план действий. Сбор информации осуществляется с помощью родителей, так как часть работы приходится выполнять дома. Учитель помогает, контролирует процесс выполнения работы. Проведя анализ, сравнение или эксперимент строятся выводы. Продуктом такого проекта является сама работа, как результат исследования, которая презентуется на конференции или просто в классе. Так например, один из учащихся , услышав историю о том , что является потомком Льва Николаевича Толстого, решил исследовать свою родословную, узнать как связана жизнь великого русского писателя с историей его семьи. И получился очень интересный проект «Лев Толстой в Гавриловке»
В нашей школе есть возможность поучаствовать в большом количестве творческих проектов. Задаётся примерная тема, а классы в свою очередь преломляют её под своё видение и реализуют в своём творческом продукте. Так, например, проект «Приди школу наряди» собирает вокруг себя и детей и взрослых. Не просто развешивание украшений , а продуманное, распланированное воплощение общей классной идеи. То, что интересно и актуально для детей проявляется в их творчестве. Конечно, не остаются в стороне и родители. Придумываем, планируем, выполняем. Для этого делимся на группы и распределяем деятельность. В прошлом году мы брали тему «В гостях у хозяйки медной горы». Кабинет превратился в сказку. Администрация всем классам вручила грамоты. Ещё одним из важнейших проектов в нашей школе является Класс- это про нас! К его презентации мы долго готовимся. Так же задаётся примерная тематическая область
Каждый класс должен выбрать конкретную проблему, тему и раскрыть её с учётом общей тематики. Классы рассказывают о своей жизни в разных формах. Мы в течение года наблюдаем за нашими классными мероприятиями, участием в конкурсах, интересными происшествиями, снимаем всё на фотоаппарат, а потом планируем, как об этом рассказать. Проявляя творческую активность, готовим выступление-праздник. Презентация проходит в определённый день. В этом мероприятии участвуют все классы. В прошлом году, например, была предложена тема «Юбилей школы». Не смотря на то, что тема была одна. Каждый класс выбрал свою какую-то проблему, осветил её по-разному. У каждого коллектива своя жизнь и поэтому выступления получились абсолютно разными. Свою творческую активность в таких мероприятиях проявляет каждый ребёнок и это очень важно.
Естественно, что ребенок, который только что перешагнул двери школы, сразу самостоятельно не может создать проект. Как же быть? Уже с первых дней пребывания детей в школе необходимо готовить их к проектной деятельности, формируя умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся -индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательской деятельности. Применение метода проектов предоставляет широкие возможности регулярной творческой деятельности на уроках. Таким образом, метод проекта служит мощным средством для проявления творческой активности ребёнка, которая является основным фактором, влияющим на гармоничное всестороннее развитие ребёнка. Использование проектной деятельности при организации учебного процесса или внеклассной работы -является одной из возможностей выполнения требований, выдвигаемых новыми образовательными стандартами.
15